Газовая война: летняя версия.
Традиционно конфликт между Россией и Украиной разворачивается в конце декабря и становится информационным сопровождением пустых на события новогодних праздников. Однако в этом году спектакль начался и на летней площадке. Раньше спор шел о ценах за газ и транзит. Сейчас — о том, когда и как платить. Раньше главной разлучницей была «оранжевая угроза», теперь — еще и Европейский союз.
За ситуацией на фронтах следит The New Times
Украине отказано в российском кредите на оплату газа. «„Газпром“, конечно, не может односторонним порядком финансировать своих партнеров на Украине», — жестко высказался 3 июня вице-премьер Сечин на встрече с президентом Медведевым. Сечин сообщил: Украина обратилась к России с просьбой о кредите $4,2 млрд для покупки 19,5 млрд кубометров газа, но «Газпром» уже заплатил аванс $2 млрд 150 млн за транзит газа через Украину и больше платить не намерен. В тот же день с финских берегов эхом откликнулся премьер Путин: «Россия не намерена злорадствовать по поводу трудностей Украины с оплатой за газ, но и платить за это тоже не может». Он пригрозил: если Украина не найдет средств для расчетов с «Газпромом», транзит газа в Европу через Украину может быть приостановлен уже в конце июня. В «Газпроме» убеждены: у Украины нет средств на оплату газа, поставленного ей в мае, а за предыдущие месяцы она смогла рассчитаться только благодаря предоплате «Газпрома». По Украине кризис ударил сильнее, чем по России: в I квартале ее ВВП упал почти на 20%, и все понимают, что проблема расчета за май — это еще цветочки: летом Киев по договору обязан закачать в свои подземные газовые хранилища 19,5 млрд кубов (расчеты «Газпрома»), которые тоже придется оплачивать. Цена вопроса $4,7–4,8 млрд. Проблема усугубляется тем, что, единожды просрочив платеж (с января по договору оплата производится ежемесячно 7-го), Украина будет вынуждена в дальнейшем делать полную предоплату закупаемого газа.
Европа выжидает
О возможных сбоях в транзите российского газа в Европу Путин уже предупреждал. И выразил надежду, что ЕС окажет в этом вопросе содействие Украине. Чуть раньше выделить Киеву кредит на оплату газа предложил Евросоюзу и президент Дмитрий Медведев. Соответствующие послания были направлены также премьерам Чехии и Швеции, в МВФ. Однако Евросоюз ответил молчанием. Правда, газовый вопрос включен в повестку саммита ЕС 18–19 июня, что подтвердил еврокомиссар Жозе Мануэл Баррозу, но платить-то Киеву надо гораздо раньше этого срока — 7 июня. Судя по всему, Европа исходит из того, что партнеры должны найти способ уладить конфликт собственными силами. К тому же европейцы теперь гораздо менее чувствительны к перебоям с поставками из России. За последние месяцы они резко снизили потребление газа вообще и газпромовского в особенности. По словам Владимира Фейгина, директора Института энергетики и финансов, общее сокращение потребления газа в Европе за I квартал 2009 года составило примерно 5%, а российского — 40%. Показательно, что у конкурента «Газпрома» норвежской Statoil физические объемы продаж газа в Европе выросли, увеличились также поставки в Старый Свет сжиженного газа из Алжира и Ливии. Иными словами, Европа делает все, чтобы больше не зависеть от смены настроений внутри российского дуумвирата.
Украина просит
Но на некоторые уступки Украине Россия все же пошла. Согласно январскому договору, который Киев вынужден был подписать, Украина в обмен на некоторое снижение цены фактически обязалась покупать газ в количествах больших, чем ей требуется, тем более в условиях кризиса (см. подробнее The New Times № 1–2 от 19 января 2009 года). Однако в I квартале недобор, который карается штрафом, составил 3,5 млрд кубов: Украина потребила 2,5 млрд из запланированных 6 млрд, взяв остальное из подземных хранилищ. Штрафы Киеву грозили немалые, но в апреле Тимошенко удалось договориться с Путиным, иначе только за январь-апрель, по данным «Нафтогаза», штрафы составили бы около $2 млрд. Возможно, Кремль и дальше проявлял бы большую гибкость, но его привело в состояние грогги то, что Украина договорилась в Брюсселе о модернизации своей газотранспортной системы с участием ЕС, но без России. И пока Киев не собирается отказываться от этой идеи. Уполномоченный Виктора Ющенко по вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский заявил, что работа по выполнению Брюссельской декларации «развивается». Ко всему прочему он сообщил о планах Украины принять участие в проекте газопровода Nabucco — главного конкурента российского «Южного потока».
А Россия хочет гарантий
У Украины особого пространства для маневра нет. Единственное, что она может предложить: Россия оплачивает транзит газа в Европу на 5–7 лет вперед, а Украина переводит эту сумму (речь идет примерно о $5 млрд) в счет оплаты поставок. На прошедших в конце мая переговорах глав правительств СНГ ровно эту идею Тимошенко и донесла до Путина. Но российского премьера такая схема не устроила: какой смысл оплачивать транзит на столько лет вперед, если велика вероятность, что газовые соглашения придется в скором времени пересматривать? Ведь согласно уже упомянутой брюссельской договоренности, в 2010 году «Нафтогаз», с которым сейчас производятся все газовые расчеты, будет разделен на транспортную и сбытовую части. Платить вперед госкомпании, которой считай что нет, Россия, естественно, не хочет. Как говорят источники, знакомые с ходом переговоров, Москва как минимум желает получить гарантии, что в случае раздела газотранспортной системы (ГТС) Украины преемственность платежей и обязательств будет обеспечена.
Третья газовая?
Вариантов развития этого конфликта не так много. Первый: Украина получает кредит, собранный при участии ЕС, России, европейских энергокомпаний и, возможно, МВФ. Причем закачка газа в украинские хранилища производится под наблюдением западных инспекторов. Такой вариант, возможно, устроил бы Россию, но к нему не готовы европейские партнеры. В частности, Владимир Фейгин считает, что с Евросоюзом договориться будет трудно не только из-за финансовых проблем, которые испытывает большинство стран Старого Света, но и из-за забюрократизированности этой организации. Второй вариант — к нему пока все и идет — пересмотр условий поставок, на чем настаивает президент Ющенко. Результатом майского газового обострения могло бы стать снижение цен на потребляемый Украиной газ или уменьшение обязательных квот. В противном случае тема неплатежей, учитывая состояние украинской экономики, будет возникать каждый месяц. Но не все здесь зависит от России: на Украину Москва поставляет туркменский газ, а эта страна до сих пор отказывалась снижать цену.
Впрочем, эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии считают, что Москва о компромиссах и не помышляет. «Все действия аппарата Путина и руководства „Газпрома“ в отношении Украины подчинены главной цели — передаче контроля над украинской ГТС „Газпрому“ с символическим участием европейских газовых компаний». В том же ключе высказывается и Ющенко: «...Использование активов „Нафтогаза“ для погашения долга может стать реальностью». На данный момент можно констатировать: Россия пока не готова пересматривать январские соглашения, а Европа не готова дать Украине кредит. Так что третьей газовой войны нам, похоже, не избежать.
Согласно январским договоренностям между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, Украина до конца 2019 года получает газ по цене более низкой, чем Европа: $450 за 1000 кубометров. Раз в квартал применяется понижающий или повышающий коэффициент в зависимости от изменения цен на мазут и дизтопливо (во II квартале цена оказалась ниже, чем в I, и составила $270). Эксклюзивная скидка на первый год действия соглашения — 20%.
Украина обязалась потреблять в год 52 млрд кубометров газа, оплачивая его раз в месяц (7-го), а не раз в год. Если месячное потребление газа снизилось более чем на 6% от планового, Киев выплачивает штраф. Тариф за транзит для России остался на прежнем уровне.