Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Кино

Зверская любовь

23.03.2011 | Ксения Ларина, «Эхо Москвы» — специально для The New Times | № 10 (195) от 21 марта 2011 года

Что смешного в мире йети
4d593c3e3b741samka_k_005_b_490.JPG
Между миром людей и миром чудовищ героиня выбирает последних. Лариса — Екатерина Вилкова, Иван — Александр Стриженов, Жанна — Кристина Бабушкина

Мы, русские снежные люди… 1 апреля на экраны выйдет комедия Григория Константинопольского «Самка». Но еще до выпуска картины в широкий прокат она стала предметом обсуждения в социальных сетях. Что смешного в жизни йети и чем она похожа на нашу — узнавал The New Times

По сюжету картины специальная корреспондентка неких «Южно-уральских новостей» по имени Лариса выходит в прямой эфир с сенсационным репортажем: местные охотники поймали снежного человека. Снежный человек, как полагается, огромен, волосат, когтист и клыкаст. Он рычит бешеным рыком и сверкает мутным желтым глазом. Бородатые охотники тычут ему острыми палками в шкуру и хохочут мерзким смехом, как фашисты в советских военных фильмах. Снежный человек вырывается из клетки и, прихватив испуганную до смерти корреспондентку, сбегает в тайгу. Отважная журналистка не выпускает из рук видеокамеру и продолжает вести репортажи из плена. Безумное путешествие очаровательной Ларисы Григорьевны и снежного человека Вани сквозь таежные леса, горные реки и скалистые горы длится полтора часа экранного времени.

С минимальным бюджетом

Григорий Константинопольский снял комедию «Самка» за две недели. В заполярном крае. С одним из лучших операторов России Юрием Клименко. С небольшой актерской труппой во главе с ее премьером Александром Стриженовым (Иван). С двумя прекрасными артистками — Екатериной Вилковой (Лариса) и Кристиной Бабушкиной (Жанна). С минимальным бюджетом. Константинопольский — и режиссер, и автор сценария, и художник, и композитор, и исполнитель одной из эпизодических ролей. Это его пятый фильм. Предыдущий, «Кошечка», был снят вообще чуть ли не за пять дней в квартире режиссера. Показанная по телевидению «Кошечка» произвела фурор в зрительском сообществе, а Михаила Ефремова в образе бешеной стареющей балерины теперь называют лучшим актером всех времен и народов. В «Кошечке» одну из ролей также сыграл Александр Стриженов, который в руках у Константинопольского переживает просто второе рождение.
 

Чтобы снять хорошее кино, ему нужна только хорошая компания, все остальное случается само    


 

Григорий Константинопольский (в быту, для быстроты произнесения — «Конский») — совершенно отдельный в нашем кинематографе человек. Он никогда ничего не просит и никогда не унывает. Для того чтобы снять хорошее кино, ему нужна только хорошая компания, все остальное случается само. В киношной среде особым шиком считается сравнение с Тарантино, и если уж поминать добрым словом талантливого американского анфан террибля, то именно в связи с образом Григория Константинопольского. Их действительно многое объединяет, многое роднит — талант к сочинительству, легкое перо, виртуозные по своей простоте и лаконизму диалоги, беспроигрышный кастинг, идеальное чувство формы, интеллектуальный абсурдистский юмор, отсутствие назидательности и пошлых банальностей, невероятная эмоциональная заразительность, сумасшедший азарт, уважение к зрителю, умение работать с актерами и добиваться нужной интонации.

Наш параллельный мир

«Самка» — кино уморительно смешное и бесстрашное. Ощущение полного бреда, ставящее зрителя в тупик на первых же кадрах, сменяется диким удивлением и через мгновение — абсолютным вовлечением в этот причудливый безумный мир режиссерских фантазий, в котором вам вдруг становится легко и уютно. Автор словно потихоньку, незаметно «прикармливает» зрителя галлюциногенными грибочками, как кормит ими снежный человек Ваня свою прелестную пленницу. И под воздействием этих волшебных грибов мир вокруг становится все убедительнее и убедительнее, и в какой-то момент кажется, что иным он и быть не может. Бородатые охотники, спящие вповалку в лесном домике, милицейская патрульная машина, оглашающая безлюдное таежное пространство звуками «крякалки» и требованием «всем прижаться к обочине!», меховой пушистый йети то девяти, по его словам, то тридцати девяти лет от роду, его рыжая заросшая жена Жанна с пышными формами и темным абрисом пикантных стрингов на заросшей шерстью огромной попе — все это не похоже ни на фантастику, ни на страшную сказку, а скорее на параллельный мир, сотканный из детских мечтаний и подсознательного стремления сбежать, скрыться от окружающего кошмара современного российского бытия. Апофеозом этих фантазий станет записанное Ларисой интервью со снежной супружеской парой: в кадре слегка захмелевший от человеческой водки Иван, лицо его старательно и неумело выбрито тупым лезвием, милицейская фуражка лихо заломлена на затылок; небрежно облокотившись на круглые колени проэпилированной супруги, укутанной в цветастую шаль, он со значительным видом вещает в камеру, мешая русские слова с французскими: «Мы, русские снежные люди, обращаемся к вам!..»

Александр Стриженов и Кристина Бабушкина играют восхитительно. Такого актерского наслаждения, актерского растворения в роли давно видеть не доводилось. Абсолютно неузнаваемые, изуродованные сложнейшим гримом, укутанные до бровей меховыми шкурами, с желтыми клыками и черными устрашающими когтями, они необычайно трогательны и обаятельны в своих карнавальных масках ужаса. Действительно, перед нами не просто снежные люди, а именно русские снежные люди — «на лицо ужасные, добрые внутри». И когда героиня между миром людей и миром чудовищ выбирает последних — в этом нет никакого противоречия. Из мира людей — пьяных, злобных, лишенных морали и сострадания, утерявших человеческий облик, действительно хочется бежать. А уж убойный аргумент «ты найдешь себе другого, похожего на Владимира Владимировича Путина», окончательно убеждает, что в мире людей нас ничего хорошего не ждет. Уж лучше в объятия йети…


Григорий Константинопольский — режиссер, сценарист, актер, продюсер. Родился в 1964 году. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Ролана Быкова. Творческую карьеру начинал как актер и клипмейкер. Первый полнометражный фильм «8 с половиной долларов» снял в 1999 году. Автор сценариев нескольких картин. Последние режиссерские работы: «Кошечка» (2009), «Самка» (2011).






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.