#Горячее

Каддафи подрезали крылья

21.03.2011 | Юнанов Борис | № 10 (195) от 21 марта 2011 года

ООН ввела санкции против ливийского диктатора
06-GR_200.jpg
Полеты в ООН и наяву. Ситуация вокруг Ливии вступила в решающую фазу: ООН дала санкции на силовые действия в отношении режима Каддафи. Его ВВС больше не смогут бомбить ливийские города: в небе над Ливией сообществом наций установлена бесполетная зона. Когда этот номер The Nеw Times попадет в киоски, авиация международной коалиции, возможно, уже преподаст силам Каддафи первый урок. Возможно — нет. Узнав о резолюции Совбеза, Каддафи тут же объявил о прекращении огня. Блеф? Уловка? «Мы будем судить по делам, а не по словам», — предупредил британский премьер Дэвид Кэмерон. «Это только первый шаг, — сказала о резолюции госсекретарь США Хиллари Клинтон, — за ним последуют другие». Правда, чтобы и такой шаг был сделан, понадобилось больше двух недель дискуссий, хотя счет шел на часы. Картину схватки под дипломатическим ковром восстанавливал The Nеw Times

Инициаторами введения бесполетной зоны стали Великобритания и Франция. Россия, 17 марта воздержавшаяся от голосования (так же как и Китай, Германия, Индия и Бразилия), с самого начала относилась к этой идее со скепсисом. США колебались. 12 марта задачу ведущим мировым игрокам облегчила одна из самых неповоротливых международных структур — Лига арабских государств (ЛАГ)* * ЛАГ возглавляет египтянин Амр Муса, один из потенциальных кандидатов на пост президента Египта. : она сама обратилась к ООН с просьбой санкционировать создание в небе над Ливией зон, свободных от полетов авиации. Медлить дальше было уже просто стыдно. 14-го числа главы МИД стран «восьмерки» срочно встретились в Париже для согласования позиций. После чего американцы определились: они — «за». А утром 17 марта госсекретарь США Хиллари Клинтон пошла еще дальше, заявив, что выполнение резолюции ООН может потребовать «нанесения ударов по целям внутри ливийской территории».

Кто будет сбивать?


Г-жа Клинтон, таким образом, расставила точки над i: резолюция ООН — фактически санкция на военную интервенцию. Именно этого и не хотела Москва. «Принципиальные вопросы остаются без ответа», — заявил за три дня до голосования постпред РФ при ООН Виталий Чуркин. Какие именно — пояснил в комментарии для The New Times на условиях анонимности один из сотрудников г-на Чуркина в здании на нью-йоркской Ист-Ривер за несколько часов до голосования: «Бесполетная зона» — дипломатический эвфемизм, а подразумевается-то здесь запрет на полеты ливийских ВВС над собственной страной. Кто и как будет сбивать нарушителей? НАТО? В резолюции — малопонятный термин «международные силы»… Пока будут решать, кем конкретно их укомплектовывать, Каддафи сблокируется с «Аль-Каидой», — иронизирует собеседник журнала. Россия, по его словам, предлагала передать вопрос в ведение ЛАГ и Африканского союза, пока же настаивать на полном прекращении огня. На вопрос, предлагала ли Москва вместе с этой идеей конкретный механизм контроля, собеседник журнала затруднился ответить.

Ни бе ни ме


В истории вокруг «воздушного карантина», как обычно бывает в политике, есть два аспекта — прагматический и моральный. Первый был изложен выше. Но в условиях, когда идет война и льется кровь, на первый план выходит все-таки второй.

«А» — «Вы должны уйти» — Европа и США сказали Муамару Каддафи еще в 20-х числах февраля. После этого следовало сказать «Б» — как именно они собираются это сделать, если Каддафи воспротивится. Ливийские повстанцы ждали почти весь март. Да, Евросоюз принял санкции, включая эмбарго на поставки оружия в Ливию. Но у Каддафи оружия и так было предостаточно: 90% военных складов в подконтрольной ему западной части страны остаются нераспечатанными. Оружия не хватало как раз оппозиционному ополчению. Его руководители просили европейцев — и не раз — о военной помощи. Поставить оружие морем, в Бенгази или Тобрук, не составляло труда. Но этого — уж не благодаря ли собственным же санкциям! — ЕС сделано не было. Тяжелое вооружение у повстанцев было в основном трофейное. Рас-Лануф, Адждабию и Марса эль-Брегу защищали большей частью с помощью гранатометов и «калашниковых». Президент Франции Николя Саркози предложил НАТО нанести точечные воздушные удары по военной инфраструктуре режима Каддафи. Предложение было с порога отвергнуто. А между тем Каддафи день ото дня наращивал свое военное превосходство в воздухе. Несмотря на то что именно на мятежном ливийском востоке базируются три из семи крупных авиабаз — в Бенгази, Тобруке и Эль-Бейде, — в целом ВВС Ливии сохранили верность режиму. Профессиональный костяк армии тоже остался под зеленым знаменем Каддафи. «Оппозиция может выиграть еще немного времени, но она вряд ли сможет выиграть войну», написал в начале марта журналист межарабской газеты «Аль-Хаят». Как в воду глядел.

Торг был уместен?


17 марта в ООН Россия, что редко с ней бывает, не препятствовала принятию документа, с которым она была не согласна. Постпред Чуркин в своей патетической речи снял с Москвы всякую ответственность за дальнейшее развитие событий в Ливии, возложив ее на авторов проекта резолюции, жизненно важной не только для ополченцев — для всех ливийцев, проживающих в неподконтрольных Каддафи районах ливийского сопротивления. Вопрос: а для чего и ради кого в таком случае Кремль объявлял 14 марта Каддафи и членов его семьи персонами нон грата. (Немногим ранее другим своим указом президент Медведев запретил поставлять Ливии российское оружие.) Теперь Москва выглядит как минимум несолидно. А по максимому — подкармливает давние слухи о двух линиях в российской внешней политике: прогрессистской медведевской и охранительской путинской. Представители второй более всего озабочены сейчас судьбой миллиардов, вбуханных в ливийские контракты. Чемезов, Якунин, Миллер — интересы корпораций, подведомственных этим господам из ближайшего окружения Путина, и поставлены сейчас на кон в Ливии (см. The Nеw Times № 9 от 14 марта 2011 г.).

Что в знаменателе

Пока члены Совбеза ООН согласовывали позиции и устраняли разногласия, ливийское ополчение выдыхалось, иначе Каддафи не решился бы начать наступление на их последний оплот — Бенгази. Европа, США и Россия под дипломатические фанфары заморозили финансовые авуары полковника и его семьи, сохранив за ним основное преимущество — время. Диктатор оправился от растерянности, провел перегруппировку войск, укрепил оборону Триполи, усилил охрану НПЗ и нефтехранилищ, договорился с племенными кланами, а главное, вновь обрел уверенность в способности покупать союзников: именно России перед голосованием в ООН он щедро пообещал подряды на самые лакомые поля своей дорогой «белой» нефти... И все же мораль взяла верх над рублями и долларами. Резолюция Совбеза 1973 помимо введения бесполетной зоны над Ливией предполагает «все необходимые меры, чтобы остановить бойню». Хотя о наземной операции речь не идет. «Хорошо бы нам не опоздать», — заметил сразу после голосования глава МИД Франции Ален Жюппе. В этот момент члены Совбеза, наверное, вспомнили Руанду — там в 1994-м ООН опоздала навсегда. 


 

ОМАН


Султан Кабус бен Саид Альбусаид наделил Совет Омана законодательными и регулирующими полномочиями. Объявлено о формировании специальной комиссии, которая выработает поправки к действующему законодательству. Ранее это орган, состоящий из двух палат — избираемого Совета шуры и назначаемого Совета государства, — имел исключительно совещательные функции. Кроме того, глава государства пообещал увеличить пенсии. Возможно, за счет средств, выделенных Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Оман и Бахрейн получат по $10 млрд на финансирование различных социальных проектов и борьбу с безработицей.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ


Забурлила Восточная провинция страны, прилегающая к Бахрейну. Войсковые подразделения отправлены на помощь полицейским в Эль-Катиф, Эль-Хуфуф и Эль-Хасу. Манифестанты-шииты требуют равноправия и освобождения из тюрем политических заключенных. Саудовское МВД пообещало жестко подавлять любые «дни гнева» и усилило охрану нефтяных объектов в неспокойных районах. Глава МИД королевства принц Сауд эль-Фейсал призвал граждан к диалогу, а иностранцев — к невмешательству в «наши дела». «Руки таких иностранцев будут безжалостно отрублены», пообещал он, призвав в то же время к проведению реформ.

БАХРЕЙН


15 марта король Бахрейна суннит Хамад бен Иса аль-Халифа пошел ва-банк: он объявил о чрезвычайном положении сроком на три месяца, после чего спецподразделения полиции и сил безопасности при поддержке вертолетов и бронетехники штурмовали палаточные лагеря шиитской оппозиции на Жемчужной площади в Манаме и в городе Ситра. Лагеря сожжены, баррикады разобраны, машины скорой помощи увезли десятки раненых. Комментируя эти телекадры, ведущий ТВ Бахрейна закрыл лицо руками и заплакал.

ЙЕМЕН


В стране введен режим ЧП, в столице Сане — войска и бронетехника. Начались волнения в портовом городе Ходейда на западе страны. Проправительственные силы, вооружившись палками и камнями, напали на оппозицию. 18 марта в Сане убиты 30 демонстрантов. 15 марта из страны без объяснения причин высланы два американца и два британца — фрилансеры, освещавшие репрессии в отношении оппозиции.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.