Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#— 1 —

#Суд и тюрьма

Наталья Морарь vs ВЦИОМ

22.09.2008 | № 38 от 22 сентября 2008 года

Репутацию госсоциологов оценил суд

Арбитражный суд Москвы удовлетворил исковое заявление Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) к журналу The New Times и журналисту Наталье Морарь. Специальный корреспондент The New Times Наталья Морарь трижды писала о деятельности ВЦИОМа. В этом остросюжетном расследовании речь шла о том, как социологи в нарушение канонов профессии представляют общественное мнение таким, каким его хочет видеть Кремль, да при этом еще и безнаказанно используют серые финансовые схемы и офшоры в целях оптимизации бюджетных потоков и налогов.

На первую статью Натальи Морарь, касающуюся финансовой деятельности госорганизации, реакции не последовало. После третьей ВЦИОМ обратился в Арбитражный суд с иском о защите деловой репутации, которую социологи оценили в общую сумму 10 млн рублей.

Что же опровергал ВЦИОМ?

Во-первых, что, как было написано в статье «ВЦИОМ. Часть 2», «многие заказы на проведение, скажем, маркетинговых исследований поступают с подачи кремлевских покровителей, и сумма заказов несопоставима с реальным объемом /…/ А клиенты довольны, потому что воспринимают этот заказ скорее как кремлевский рэкет».

Во-вторых, что при проведении опросов социологи по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определенные ответы.

Что касается этих противоречащих канонам социологии вопросов, то тут суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен». «Пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы.

Однако утверждение о специальных коммерческих отношениях ВЦИОМа с Кремлем суд счел несправедливым. В итоге деловая репутация ВЦИОМа была оценена судом в 10 тысяч рублей вместо запрошенных 10 миллионов. А Наталью Морарь суд обязал выплатить вместо требуемых ВЦИОМом 2 млн — 100 рублей. Что она непременно сделает и даже готова сделать это лично — если, конечно, для защиты чести Кремля и ВЦИОМа ее впустят в Россию.

Также суд обязал ответчика опубликовать опровержение изложенных в статьях Натальи Морарь фактов, что журнал The New Times на основании Закона о печати и делает. «Решением Арбитражного суда г. Москвы признаны несоответствующими действительности, порочащими деловую репутацию ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения», опубликованные 03 декабря 2007 г. в журнале The New Times № 43 (рубрика «Расследование»), автор Наталья Морарь в статье под заголовком «ВЦИОМ. Часть 2», следующие сведения:

«Многие заказы … поступают с подачи кремлевских покровителей, и сумма заказов несопоставима с реальным объемом выполненных работ … На реальное выполнение заказа тратится от 5 до 10% выплаченной суммы, а остальное просто «пилится» конкретными людьми».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.