Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Тайны старой синагоги

22.09.2008 | Беларева Ривка | № 38 от 22 сентября 2008 года

Откуда в иудейской росписи двуглавый орел

Двуглавый орел — символ российского самодержавия, о том — в любом учебнике. Однако тот же самый орел — и в росписях деревянных синагог XVII–XVIII веков, которых когда-то было много по всей Восточной Европе. Вторая мировая война практически уничтожила культуру восточно-европейского еврейства, а с ней был утерян и код, позволяющий прочитать эти символы. Осколки этой убитой культуры хранятся в Музее диаспоры в Тель-Авиве: изучая их, ученые пытаются восстановить художественный словарь этой древней традиции

Первое, на чем задерживается недоуменный взгляд современного наблюдателя, рассматривающего росписи деревянных синагог XVII– XVIII веков, это изображение двуглавого орла. Почему политический символ занял центральное место в синагогальной росписи? И почему этот орел держит в своих когтях зайца? Кто — орел и кто — заяц? А какой смысл имеют медальоны со знаками зодиака, окружающие фигуру двуглавого орла? И почему в еврейской росписи оказались знакомые по геральдике изображения единорога и льва? Ответ на эти вопросы — в практически утраченной художественной иносказательной символике, которую использовали евреи на протяжении многих веков для иллюстрации основных идей иудаизма.

Метафизический мир

Само по себе обращение к образам растительного и животного мира и наделение их многозначным смыслом, естественно, не уникально. Начиная с античности в европейской культуре существовало представление о мире, как о раскрытой книге, в которой каждый элемент природы является знаком, указывает на определенную идею, проблему или моральное качество. Биологии и ботаники в современном смысле не существовало: древние создавали своеобразные энциклопедии, которые наделяли животных, растения или минералы особым нравственным и религиозным смыслом. Лапидариями назывались каталоги драгоценных камней и минералов, гербариями — растительные справочники, бестиариями — книги о свойствах и особенностях животных. Общей чертой этих атласов был интерес не к физической стороне явлений, а к их скрытому метафизическому содержанию.

Осколки древней традиции

Черты подобного иносказательного языка существовали и в еврейской культуре. Об этом свидетельствуют иллюстрации к средневековым и ренессансным манускриптам, рельефы каменных надгробий, сюжеты прикладного искусства. Уникальным осколком этой традиции можно считать роспись интерьера Ходоровской синагоги. Само здание было возведено в 1652 году в местечке Ходоров (изначально — территория Польши, сейчас — Западная Украина), а роспись интерьера в 1714 году выполнил мастер Исраэль Лисницкий. Синагога была разрушена нацистами, а расписанные доски удалось сохранить, и теперь реконструированный потолок и стены стали частью экспозиции Музея диаспоры в Тель-Авиве. Скудные фрагменты других восточноевропейских синагог говорят о том, что существовала устойчивая традиция, своего рода канон размещения образов, выстраивания декоративной композиции и четко выверенный «словарь» символов. Однако в значительной степени это изображения с потерянным ключом, адекватно расшифровать которые очень непросто.

Двуглавый орел

Медальон с двуглавым орлом, который так удивляет зрителя своим сходством с российским гербом, является на самом деле эмблемой высшей власти Творца. Окружающая медальон цитата из Второзакония уподобляет заботу Всевышнего о еврейском народе заботе орла о своих птенцах: «Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем» (32:11). Но почему тогда символизирующий Господа орел изображен двуглавым? Дело в том, что обращенные в разные стороны головы означают два качества Творца, с помощью которых он управляет мирозданием: Суд и Милосердие, Строгость и Любовь. То есть изображение двуглавого орла призвано передать абстрактную идею о том, что противоположные явления имеют единый источник — Всевышнего, который наказывает и милует. Зайцы в когтях орла также не являются просто декоративным приемом. Устрашающая на первый взгляд орлиная хватка символизирует полную, всеобъемлющую власть Создателя над своими творениями. Образ зайца в еврейском искусстве наделяется комплексом значений, связанных с богобоязненностью, благочестием, расторопностью в выполнении воли Всевышнего. Фольклорная трусливость зайца переводится здесь в более высокий регистр, становится серьезным, позитивным качеством. Зайцы могут выступать даже в роли символов трех библейских патриархов — Авраама, Ицхака и Яакова. Именно так следует толковать изображение трех бегущих в круге зайцев, помещенных художником рядом с зодиакальным знаком Овна. Сам же зодиак, сконцентрированный вокруг медальона с двуглавым орлом, олицетворяет мир в его многообразных проявлениях, ход времени, годовой цикл. К тому же каждому знаку зодиака соответствует специфическое еврейское значение.

Так, например, Весы приходятся на месяц тишрей, когда в еврейский Новый год взвешиваются и оцениваются поступки каждого человека и, как говорит традиция, в Судный день Господь решает, кто будет записан в книгу жизни на следующий год, а кто — нет. На период Овна выпадает праздник Песах, поэтому это созвездие напоминает о пасхальном ягненке, которого приносили в жертву во времена существования Иерусалимского храма1. Кроме того, каждый знак зодиака относится к одному из двенадцати библейских колен. Интересно, что синагогальный потолок традиционно назывался «ракия» — небесный свод, что еще раз подтверждает неслучайность появления тут зодиакальных эмблем.

Лев и единорог

Еще один вызывающий на первый взгляд недоумение образ в росписи — сцена поединка льва и единорога — распространенный и популярный в геральдике мотив. Однако в еврейской художественной традиции он приобрел особое, отличное от геральдического звучание. Лев — это символ колена Иегуды2, а единорог — колено Эфраима, выходцы из которого возглавили Северное Израильское царство. Населявшие его десять колен были угнаны в плен в 720 году до н.э. и считаются по сей день потерянными. Согласно иудейским религиозным представлениям, десять колен будут обнаружены лишь с приходом мессии. Именно в мессианскую эру произойдет объединение двух ранее враждовавших царств — Северного и Южного, единорога и льва. Таким образом, изображенное противостояние этих двух существ намекает на преодоление исторического конфликта между двумя царствами и их последующее воссоединение в мессианскую эпоху.

Бремя заповедей

Еще один символ в росписи — слон, несущий на спине башню. Боевой слон — очень популярный образ, который встречается в европейском и восточном искусстве от античности до нового времени. Античные авторы приписывали слону такие качества, как верность клятве, послушание и даже особую восприимчивость к божественному. В еврейской же эмблематике носитель столь привлекательного характера — слон — стал символом еврейского народа в целом. Башня на его спине указывает на «бремя заповедей», груз Торы3, который он послушно несет, смиряя свою силу и подчиняясь воле Творца. В росписи Ходоровской синагоги соседями слона стали окружившие его аисты: птицы, название которых — хасида — намекает на слово «хасид», что в переводе означает «праведный, благочестивый, богобоязненный».

Череда медальонов, объединяющий их орнамент, сценки, действующие лица которых — хищники и их жертвы, фантастические существа, грифоны и русалки, создают ощущение сложного и запутанного «текста», понятного далеко не всем. Причина тому проста и объяснима. XVII–XVIII века — время гонений на евреев как на национальное и религиозное меньшинство. Время предрассудков, когда любое непонятное, загадочное, чужое воспринималось как опасность и готово было породить кровавую агрессию. Поэтому еврейский художник стремился обезопасить себя и свою общину от недоброжелательных глаз. Для этого на протяжении веков использовался своеобразный художественный язык. Прежде всего мастер выбирал эмблемы и образы, имевшие широкое хождение в общекультурной среде, а не только и не столько специфически еврейские. Однако каждый такой символ наделялся уникальным еврейским значением, своего рода новым содержанием. То есть для внешнего наблюдателя они были нейтральны и даже узнаваемы, а для человека, находящегося в контексте еврейской культурной традиции, открывали дополнительные смысловые уровни. Роспись Ходоровской синагоги дает уникальную возможность заглянуть в этот утраченный мир скрытых символов, тайных эмблем и аллегорий.

_______________

1 Первый храм был разрушен в 587 году до н.э.; второй храм — в 70 году н.э.

2 Согласно изложенной в Пятикнижии истории, еврейский народ делился на двенадцать племен, или колен, родоначальниками которых были двенадцать сыновей праотца Яакова. Каждое колено, кроме колена священников (колено Леви), получило свой надел в Святой Земле. В период раскола еврейского народа на два царства колено Иегуды возглавило Южное царство, колено же Эфраима — Северное. Северное царство носило название «Израиль», а Южное, на территории которого находился Иерусалим и храм, называлось «Иегуда», или «Иудея».

3 Тора — Пятикнижие Моисея.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.