Да простят меня мои собратья по разуму, демократы, но новое их объединение вызывает во мне мало оптимизма. Понятно, что ситуация абсолютно «внештатная»: демократия и либерализм на краю могилы, а демократы и либералы отступают по старой Смоленской дороге. Зюганов уже заявил, что Россия — страна не либеральная и навязывание ей либерализма не пройдет. Мол, топайте назад, до Березины и далее к себе, в Париж. Я думаю, что наши президенты мысленно к этому предложению присоединяются.
Сейчас в интернете размещен проект платформы для объединения: 70-страничный текст «300 шагов к свободе». Слишком далеко идти. К свободе может быть сделан только один шаг: первый, и он же последний. Это когда человек вслух признает общечеловеческие (они же западные) ценности, заключенные в «Декларации прав человека» и «Пакте о гражданских и политических правах», и решается быть свободным вопреки власти, народу и обстоятельствам. Только что, на недавних парламентских выборах, мы наблюдали и уровень свободы, и уровень единства на примере первой тройки партийного списка СПС, из которого Кремль последовательно выкинул В. Рыжкова и И. Ясину. А Н. Белых и Б. Немцов этому не смогли помешать. Более того, чтобы возить по городам и зачитывать свой смелый антикремлевский доклад, Б. Немцову пришлось уйти из СПС. Далее, на президентских выборах СПС устами Н. Белых высказался за бойкот, а А. Чубайс и Б. Надеждин голосовали, причем последний даже не скрыл, что за Медведева. Да и бойкот на политсовете прошел отнюдь не консенсусом.
«Яблоко» постаралось выйти в тираж еще раньше, участвуя в немыслимой для демократов процедуре утверждения мэра Москвы по представлению президента, без выборов.
Так вот, надо решить сперва, с кем демократы договариваются: с Кремлем или друг с другом? И во имя чего? Для защиты «Родины и Свободы» или для того, чтобы «рыбку съесть и в фаэтоне прокатиться»: получить на выборах голоса своего электората и половины чужого и пройти в Думу с благословения Кремля? Задачи по нынешним временам несовместные. Как гений и злодейство. Надо выбирать: иномарка или тюремная машина с надписью «Хлеб».
У нас, у диссидентов, жесткого объединения не было, нас держала цель: эти самые общечеловеческие ценности (лозунг об уважении Конституции отпал после 1977 года). Все помогали немногим структурам: Солженицынскому фонду помощи политзаключенным, Хельсинкским группам, «Хронике». О сотрудничестве с властью и речи не было после 1968 года. Никто ни на что не надеялся. Хотели жить и умереть с чистой совестью.
А сегодня, похоже, СПС и «Яблоку» надо сначала решить вопрос, могут ли жить под одной партийной крышей А. Чубайс, Б. Надеждин и Н. Белых с Б. Немцовым? С. Митрохин и И. Яшин? А то «платформа для объединения» очень трясется. Мне кажется, что и СПС, и республиканцам В. Рыжкова, и М. Касьянову с его РНДС надо распустить свои структуры и, поскольку они более или менее правые, создать одну на базе общечеловеческих (западных) ценностей, отказа от сотрудничества с властью, европейского пути развития и признания необходимости реформ 90-х годов. Плюс готовность не получить регистрацию и не попасть в Думу.
«Яблоко», Партия социальной справедливости и правозащитники объединяются на базе социал-демократии и опять-таки свободы и несотрудничества с властью, после чего создается альянс правых и левых либералов. Платформа — общечеловеческие ценности. И сильнейший антиимперский вектор для снижения общественного шовинизма.
Вот мой вклад в научную фантастику. Ведь 50% личного состава «Яблока» и СПС (дай бог, чтобы не 80) для этого дела не годятся.