#Главное

#Суд и тюрьма

Стратегия выбора

01.06.2009 | Крылов Дмитрий | №21 от 01.06.09

Куда податься абитуриенту?
Стратегия выбора. Почти 100% выпускников школ планируют поступать в высшие учебные заведения. Такого в истории России не было никогда. Абитуриенты и их родители живут иллюзиями, считают специалисты. Что ждет будущих студентов (стр. 6–9)? Через что им придется пройти, дабы получить студенческий билет (стр. 10)? Как кризис правит рынок труда в разных регионах России (стр. 12)? И как не промахнуться с выбором профессии (стр. 16) — об этом в главной теме номера

Не поступить после школы в высшее учебное заведение — значит идти против социальной нормы, которая сложилась в российском обществе в конце 90-х, говорит проректор ГУ-ВШЭ профессор Григорий Канторович: «Сегодня число выпускников российских школ примерно совпадает с числом абитуриентов (около 1 млн человек), поступающих в государственные и негосударственные вузы на все формы обучения: очные, заочные, дистанционные. Поэтому мы имеем массовое высшее образование. Такого никогда не было в истории России».

И действительно, в советское время лишь 10–15% школьников становились студен­тами.

Куда податься
Решение о том, куда и как будет поступать ребенок, принимается, как правило, зимой. За 2–3 месяца до поступления большинство семей (51%) определяется с выбором конкретного вуза.¹ Еще треть отобрала несколько вузов и определяется с единственным. «Чем выше уровень образования у родителей, тем более четко в семье представляют стратегию поступления — с большей вероятностью такая семья заранее выб­рала вуз и специальность для поступления, а абитуриент лучше представляет формат вступительных экзаменов», — говорит научный сотрудник ЛИА ГУ-ВШЭ Григорий Андрущак.

Для 11% опрошенных важно поступить в любой вуз на любую специальность. Для 43% важно овладеть конкретной профессией в конкретном вузе. Почти столько же (38%) делают выбор в пользу специальности, но не вуза. 8% идут в вуз на любой факультет.

Рейтинг самых привлекательных направлений обучения для школьников выглядит так: экономика, социология и менеджмент (25% ответов). На втором месте — гуманитарные науки (12%), затем технические (12%) и юриспруденция (9%). Математика, медицина, IT, маркетинг и реклама набрали только по 6%, из чего следует, что семейства не очень ясно представляют себе перспективы разных сегментов рынка труда.

Родительский кошелек
До кризиса треть родителей отправляла своих чад сразу на коммерческие места. Остальные верили в способности детей пройти на бюджетные, то есть оплачиваемые налогоплательщиками или из фондов вузов места. Для 55% родителей нагрузка на семейный бюджет, связанная с оплатой обучения в вузе еще до кризиса, являлась «весьма ощутимой», для 29% — «разумной» и только для 4% — незаметной. «Большинство родителей руководствуется ситуативной логикой: ввяжемся в это дело, а там посмотрим, — говорит Григорий Андрущак. — Только для трети семей важна стоимость обучения в вузе, когда они делают выбор. Для большинства семей наиболее важно наличие нужной специальности в вузе и возможности трудоустройства после его окончания».

Что почем
«Политика вуза по набору абитуриентов не изменится, — прокомментировала замдекана довузовской подготовки Финансовой академии Татьяна Абрамова. — Довузовские занятия показали, что интерес к нам не падает. Число платников может сократиться, но мы оставили плату за обучение на уровне прош­лого года».

Стоимость обучения в МГУ в 2008–2009 учебном году колебалась от 200 тыс. до 320 тыс. рублей, сообщили в пресс-службе университета: «Из-за инфляции цена у нас, скорее всего, повысится. Решение будет принято в июне». В Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина цена — 88–124,3 тыс. рублей, и она также увеличится. В Российском химико-технологическом университете им. Менделеева стоимость обучения не изменится и составит 45–60 тыс. рублей.

Цена иллюзий
Экономический рост последних восьми лет породил иллюзии у школьников. Они видели, что доходы родителей росли, и ничтоже сумняшеся экстраполировали тенденцию на собственное будущее. Но смогут ли они найти себя на рынке труда — вопрос. «При выборе вуза очень мало семей уделяет внимание содержанию высшего образования — тому, что изучается в вузе и какие курсы преподаются», — резюмирует Григорий Андрущак из Высшей школы экономики. И эта беспечность может дорого обойтись в будущем.

1 Здесь и ниже данные опроса 1600 семей учащихся 11-х классов в 16 крупнейших городах России, проведенного Лабораторией институционального анализа ГУ-ВШЭ в апреле–мае 2008 года.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.