#Главное

#Суд и тюрьма

Очень среднее высшее образование

01.06.2009 | Карасёв Максим | №21 от 01.06.09

Как образовательная система реагирует на изменения на рынке труда
67% старшеклассников считают, что школьных знаний для поступления в вуз недостаточно. Почти 70% выпускников вузов, покидая стены alma mater, работают не по специальности. Ждать ли хороших новостей — спрашивал The New Times

Качество образования можно оценивать по-разному. Для этого сущест­вуют рейтинги — отечественные, по которым МГУ лучше Гарвардского университета, и международные, где МГУ занимает 183-е место. Один из косвенных показателей престижности вузов — участие в системе обмена. Сколько зарубежных бакалавров приезжает в Россию для обучения в магистратуре? Сколько преподавателей по доброй воле перебирается в наши палес­тины? Такая статистика не ведется, но эксперты считают, что эти случаи единичны. «Наши еще туда едут, а оттуда к нам едет очень мало», — говорит проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. Исключение оставляет только Российская экономическая школа (РЭШ), но она готовит не бакалавров — магистров.
Российской системе образования не хватает гибкости, считает Игорь Федюкин, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Российской экономической школы. Структура вузовских специальностей до сих пор определяется государст­венной разнарядкой. Квоты на бюджетные места определяются сверху. Государственные прогнозы потребности в специалистах того или иного профиля часто ошибочны, а часто никакие исследования вовсе не проводятся и бюджетная квота формируется по произвольному госзаказу. «Рынок труда за 10 лет меняется до неузнаваемости, юристы и банкиры, выпустившиеся 10 лет назад, сегодня могут быть никому не нужны, — говорит ректор РЭШ Сергей Гуриев. — Образовательная система реагирует на какие-то изменения на рынке труда, но медленно. С некоторым опозданием вузы меняют предложения специальностей, но качество преподавания при этом остается прежним».¹
«Качество образования в России последовательно ухудшается при переходе от одной ступени на другую, — уверен заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников. — Начальное — хорошее, неполное среднее — так себе, среднее — плохое, высшее — просто из рук вон». Центр совместно с Росстатом задался вопросом: соответствует ли полученное высшее образование реальным профессиям выпускников? Итогом стал доклад «Выбор профессии: чему учились и где пригодились?» Оказалось: чуть более трети сохраняют полученную специальность, реже всего меняют профиль дипломированные врачи и педагоги, юристы и экономисты. Самыми «ветреными» оказались выпускники сельскохозяйственных и инженерных вузов.

1 Ровно год назад Сергей Гуриев опубликовал в The New Times статью о проблемах российской высшей школы, но воз и ныне там (см. The New Times № 22 от 2 июня 2008 года).


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.