Год назад Freedom House отмечал, что государственный контроль над большей частью СМИ в России не касается интернета. Продажа права на обслуживание русской части LiveJournal.com Александру Мамуту покачнула эту уверенность, о чем The New Times и побеседовал с создателем LiveJournal.com Брэдом Фицпатриком.
В российском сегменте интернета было много шума по поводу Вашей сделки с Александром Мамутом и его компанией «СУП-Фабрик». Ряд наблюдателей, в том числе в Вашей стране, приводят эту сделку как пример сокращения пространства свободы слова в России. Вас это не заботит?
Мы получили большое количество писем от русскоязычных пользователей, проживающих в Америке, которые ошибочно считали, что мы продали ЖЖ полностью. Самые большие проблемы у нас возникли с Electronic Frontier Foundation, некоммерческой организацией, занимающейся защитой цифровых прав и права на частную жизнь. Нам пришлось их долго успокаивать, объясняя, что вся база о пользователях остается в США и никому не продается. Я надеюсь, что со временем люди поймут, что речь идет не о покупке русскоязычной части LiveJournal, а лишь о том, что компания «СУП» приобрела право на обслуживание русского сегмента «Живого журнала». Русские пользователи могут не переживать. IP-адреса, адреса электронных почт и тому подобные данные до сих пор хранятся у нас, в нашей американской базе данных в центральном офисе в Сан-Франциско, и компания «СУП-Фабрик», отвечающая за обслуживание кириллического сектора ЖЖ, доступа к ним не имеет. Так что предоставить эти адреса кому-либо в каких-либо целях (российская) компания не может: у нее их просто нет.
То есть сотрудники «СУП» не имеют доступа к закрытой информации?
Да они даже не хотят его иметь, потому что понимают: если блоггеры будут знать, что у них есть доступ ко всей закрытой информации, они просто перестанут доверять им. В этом смысле «СУП» очень заботлив и аккуратен.
А имеют ли спецслужбы возможность обратиться к «СУП» за информацией о том или ином пользователе?
Могут, конечно, но «СУП» им нечего дать. Согласно контракту наши российские партнеры просто занимаются маркетингом. Их задача сводится к тому, чтобы раскручивать ЖЖ в России. К примеру, переводить сайт на русский язык, вводить и использовать SMS и WAP-услуги в сегменте ЖЖ.
Наиболее активная часть пользователей русского ЖЖ сильно политизирована. В 2007 и 2008 годах в России состоятся выборы в Госдуму и выборы президента. Оцените потенциал LiveJournal как инструмента политического влияния.
В принципе, это не секрет: «Живой журнал» действительно используют во время предвыборных компаний. Удивительно, но в России LiveJournal используется в подобных целях намного активнее, чем в США. Там люди гораздо чаще плачутся о своей личной жизни, хобби, интересах, и я был удивлен тем, как часто здесь обращаются к «Живому журналу» в политических целях. Меня поразило, как много в русском ЖЖ пишут о политике.
Еще до продажи LiveJournal, в декабре 2005 года, накануне выборов в парламент Москвы, в блогосфере уже активно велись политические кампании. Так, одна из партий, мимикрировавшая под демократическую, даже включила в свои списки несколько известных пользователей LiveJournal, которые в своих блогах на протяжении всей предвыборной гонки занимались очернением имиджа партии-конкурента. Был другой пример, когда партия «Родина» платила деньги известным авторам, чтобы они в своих блогах рекламировали интернет-адрес, специально созданный партией под выборы. То есть ЖЖ все более становится площадкой для черного пиара. Вас это не удручает?
Почему? По-моему, это весело. Примерно то же самое происходило и в США последние 4— 5 лет. Хотя там это, конечно, касается в основном не ЖЖ, а интернета в целом. Там люди просто пишут о политике, если им это интересно. Здесь же это скорее похоже на настоящую политическую предвыборную кампанию.
Джон Эдвардс, кандидат в президенты от Демократической партии только что уволил двух блоггеров, которые работали в его избирательном штабе. Карл Роув, знаменитый политтехнолог республиканцев, дважды приводивший Буша в Белый дом, тоже, говорят, активно использовал блогосферу в ходе предвыборных гонок.
Про практику Роува я ничего не знаю. В США блоги используют в основном для того, чтобы информировать людей, поддерживающих ту или иную партию, о выступлениях их лидеров, о каких-то организационных моментах, планирующихся встречах. Блогосфера используется скорее для справочной информации. Там вывешивают видеовыступлений. В чем разница между той же блогосферой и рекламой на ТВ? На ТВ у вас есть 30 секунд. 20 из них вам надо потратить на то, чтобы улыбнуться, расцеловать ребенка, рассказать, как вы любите животных, произнести «миру мир», а в оставшиеся 10 вы должны уложить основные тезисы своей политической программы. В интернете все иначе. У вас достаточно времени, чтобы рассказать о своих планах и намерениях, донести в полной мере свою политическую программу до избирателей.
Предусмотрена ли в ЖЖ какая-то технология, оберегающая блогосферу от возможной монополии одной политической группировки? Еще пару лет назад русскоязычная часть ЖЖ была на удивление либеральна, затем симпатии блоггеров ощутимо качнулись в пользу Кремля, а сейчас в блогосфере все активнее себя ведут лишенные других площадок националисты и даже откровенные фашисты, количество которых постоянно растет, несмотря на обещание «СУП-Фабрик» бороться с этим явлением.
Вы боитесь, что какая-то одна политическая группировка монополизирует весь ЖЖ? Я не представляю, как это возможно. В принципе любой пользователь может писать, о чем ему интересно. Мы можем закрыть только те блоги, в которых есть что-то незаконное. Например, вывешивается детская порнография. Но законы США разрешают каждому говорить и писать все, что ему заблагорассудится. Однако некоторые ограничения ввела наша компания: LiveJournal.com запрещает пропаганду ненависти, расовой дискриминации и тому подобного. А все, что касается политики, нас не интересует. Закон не запрещает высказывать политические взгляды. Вы должны понимать, что в ЖЖ могут существовать сообщества, где будут обсуждаться самые разные вещи. К примеру, оно может быть пронационалистическим. Если там появятся два или три сумасшедших, призывающих к убийству людей иной национальности, это вряд ли приведет к закрытию всего сообщества.
А блоги этих двух-трех сумасшедших?
Это опять-таки зависит от ситуации. Если блог полностью этому посвящен, конечно, он рано или поздно будет закрыт. Если же иногда просто упоминаются подобные темы, аккаунт вряд ли будет уничтожен, потому что мы это тоже считаем проявлением свободы слова.
В России вступил в силу закон о запрете табачной рекламы в СМИ. «Живой журнал» СМИ не является. Нашему журналу стало известно о переговорах, которые табачные производители вели с рядом известных пользователей о возможности размещения в их блогах рекламы своей продукции. Речь в том числе идет о контекстной рекламе. Насколько это возможно, реализуемо и эффективно, на Ваш взгляд?
Я ничего не знаю о подобных переговорах и ненавижу рекламу. Но использовать блогосферу в подобных целях технически, конечно, возможно. Я не знаю, законно это у вас или нет, но если законно, то почему бы и нет.
Freedom House (FH, Дом свободы) — неправительственная организация со штабквартирой в Вашингтоне (США). Основана в 1941 году. Занимается, в частности, исследованиями состояния политических и гражданских свобод в мире. С 1972 года FH выпускает ежегодные доклады «Свобода в мире», в которых анализируется состояние дел с политическими правами и гражданскими свободами в различных государствах и присваиваются соответствующие рейтинги, по которым страны делятся на «свободные», «частично свободные», «несвободные». Согласно докладу Freedom House за 2007 год, по уровню политических свобод Россия набрала 6 баллов по шкале от 1 до 7 (для сравнения: Великобритания — 1, Северная Корея — 7), оказавшись по этому показателю наравне с Камеруном, Ираком, Ираном, Пакистаном. (Одно территориальное образование России — Чечня – получила наихудший балл — 7.) По уровню гражданских свобод у России 5 баллов, столько же, например, у Бутана, Эфиопии, Омана.
Директор службы блогов компании «СУП» Антон Носик: «Любые изменения в структуре собственности чего бы то ни было приводят к появлению каких-то рисков. Для того чтобы от разговоров о рисках перейти к разговорам об угрозах, должны быть реальные свидетельства этих угроз. Пока таковых нет».
О приобретении компанией «СУП-Фабрик» прав на кириллический сектор ЖЖ стало известно в ноябре 2006 года. «СУП» (SUP) получил лицензию на обслуживание русскоязычных пользователей блогосферы (по данным на ноябрь 2006 года, насчитывает 750 тыс. человек). Под этим понятием подразумеваются все пользователи LiveJournal, проживающие на территории бывшего Советского Союза, а также пользователи из других стран, пишущие в своих дневниках на кириллических языках (например, жители Болгарии, Сербии и Монголии). Интернет-проект «СУП» финансируется известным бизнесменом Александром Мамутом (совладелец «Ингосстраха» и «Корбины Телеком»). В планах компании — создать крупный международный блоговый портал, где смогут общаться блоггеры из разных стран, сообщил генеральный директор компании Эндрю Полсон (известен в России как создатель портала «Афиша.ру»). Аббревиатура SUP расшифровывается как Self User Portal. По данным СМИ, Александр Мамут готов вложить в новый проект около $20 млн.