#Деньги

#Суд и тюрьма

Вот так она хранится, Советская граница!

19.02.2007 | № 02 от 19 февраля 2007 года

И никакая сволочь ее не перейдет»
(Из пионерской песни 30-х годов «Пуговка»)

В центре Москвы, в одном из тихих переулков, года три назад выкопали яму — строили элитный дом. Квартиры стоимостью от $1 млн распродали еще до закладки фундамента. Но к закладке так и не приступили: возник какой-то вялотекущий спор, хотя до масштабной драки и судов дело не дошло. Понятно, что покупателям — людям состоятельным, а зачастую и влиятельным — от этого не веселее. В канун Нового года главный инвестор, он же заказчик, отправился с семьей в Альпы. Семью на границе в Шереметьево-2 пропустили без проблем, а вот инвестору пришлось задержаться: пограничники объявили, что фамилия гражданина внесена в стоп-лист на основании решения районного суда, вынесенного накануне, по иску бывшей жены инвестора, которая заявила о злостной неуплате алиментов...

А служба судебных приставов, которая вовсе не обязана вносить все фамилии своих клиентов в стоп-лист, на сей раз проявила сочувствие к несчастной женщине и таки пополнила список невыпущенцев. Конечно, гражданин кинулся звонить бывшей жене, которой исправно раз в месяц доставлял конверт с купюрами. Дозвонился не сразу — праздники все же, — а когда дозвонился, бывшая пожаловалась на дороговизну жизни и заодно передала привет от покупателя квартиры номер пять. Отдых инвестору-заказчику был испорчен напрочь, но в итоге с бывшей женой он уже почти заключил нотариальное соглашение об уплате алиментов, однако районный суд пока свое решение не отменил.

— Как попасть в стоп-лист —

Никакого экономического смысла в поступке покупателя квартиры номер пять не было и нет. Однако состоятельный человек накануне Нового года получил удовлетворение. Инвестор теперь еще долго не сможет навестить даже тетю в Кишиневе. А нечего летать — строить пора.

Правда, в Федеральной пограничной службе (ФПС) подобную ситуацию назвали бредом и комментировать что-либо отказались.

«А на какую тему вопросы?.. Ааа... Нет, я боюсь, мы вряд ли сможем чем-то вам помочь... Попробуйте позвонить в управление погранконтроля», — заявили в пресс-службе ФПС. Сотрудник управления также был немногословен: «Бред какой-то... Мы никакой информацией по этому поводу не обладаем. Стоп-листы, как вы их называете, составляют судебные приставы, мы же всего лишь исполняем их решение».

И на самом деле запретить должнику выезд за границу можно только по решению суда. В случае положительного решения судебные приставы отправляют ходатайство в ФСБ, и те, в свою очередь, вносят фамилию должника в стоп-лист. С этого момента заемщик уже не может ни получить загранпаспорт и визу, ни попросту выехать из страны. Причем злостные алиментщики — а чаще всего честные отцы, просто доверяющие своим бывшим женам и не заключающие с ними соглашения, — это только маленькая часть проблемы. Могут не выпустить за границу из-за просроченного банковского кредита или, например, из-за задолженности за услуги ЖКХ.

Обычно к подобным радикальным методам прибегают только в отношении самых злостных неплательщиков. «Но и здесь есть определенные нюансы, — заверил нас Александр Щербаков, руководитель отдела исполнительных производств коллекторской компании «Альтер Консалт». — Конечно, любые карательные меры по отношению к безответственному заемщику в первую очередь зависят от условий кредитного договора. Обычно радикальные методы, подобные запрету на выезд, применяются только к крупным заемщикам, чья задолженность превышает $2 тысячи. Но в принципе мы можем спровоцировать судебное разбирательство и за просрочку платежа по микроволновой печи за 3 тысячи рублей или за долг перед сотовой компанией. Правда, если карательные меры по отношению к клиенту оговорены в кредитном соглашении. Дальше дело за малым. Судебные приставы донесут решение суда до ФСБ. И те внесут человека в черный список. Правда, если дело из гражданского переходит в уголовное, подобную операцию можно провернуть и без всяких судебных разбирательств. Плюс ко всему личные связи коллекторов (сборщиков долгов, действующих в рамках закона) с приставами и пограничниками могут решить многие вопросы».

«Загранпаспорт — может быть изъят» —

В декабре прошлого года борьбой с нерадивым населением всерьез занялись питерские судебные приставы, чем прославились на всю страну. Всех задолжавших по банковским кредитам, выплатам алиментов и даже платежам за услуги ЖКХ решили не выпускать за границу. Было объявлено, что пограничники станут проверять всех выезжающих за пределы государства по специальному списку, который можно увидеть на вокзалах, в портах, офисах турфирм и ряда управлений, чья деятельность связана с отъездом за границу. А начальник питерской Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков обратился к гражданам с предупреждением, что на время разбирательства, прав гражданин или виноват, его загранпаспорт и вовсе может быть изъят. В обоснование законности своих действий приставы и коллекторы сослались на 15-ю статью федерального закона «О въезде и выезде».1

В середине декабря ГУ ФССП по Санкт-Петербургу вывесило на своем сайте так называемый стоп-лист. Через два дня после появления список с сайта управления ССП исчез. По версии питерских адвокатов и юристов, приставы просто испугались скандала. Официально — потому что он «был неполным». Но в завершенном варианте стоплист не появился до сих пор.

Сколько осталось
— на границе —

По словам представителя ФССП по Санкт-Петербургу, мера оказалась достаточно эффективной. «Точной статистики у нас нет, пока никто не считал, — сказали в юридическом отделе, — но мера и в самом деле дала свои результаты. Около 40% должников деньги вернули». Учитывая то, что в «пополнившемся» стоп-листе, по свидетельству судебных приставов, было около 10 тысяч человек, выходит, что 4 тысячи петербуржцев «вошли в новый год со спокойной душой». А сколько осталось на границе? Но и такими данными ФССП поделиться не может. Как заявил сотрудник центрального аппарата ФССП Игорь Комиссаров, «такую статистику в службе никто не ведет».

— Вспомнить все —

Подобные страсти бушуют не только между Питером и Хельсинки. В далеком Израиле ситуация еще интереснее. По словам члена Израильской коллегии адвокатов Ави Аптекмана, суд в его стране уже рассматривал дела «невыездных» граждан с долгами по счетам сотовых компаний. Пресловутый закон «О въезде и выезде» нашей страны вполне позволяет осуществлять подобные процедуры. Ни один из российских операторов сотовой связи пока еще к таким мерам не прибегал. Но, как сказали в ОАО «МТС», например, «если предупреждения ни к чему не привели и дело все же дошло до суда, то дальше все зависит от судебных приставов».

Согласно действующему законодательству об исполнительном производстве ССП может взыскать долг за счет имущества и денежных средств должника, может направить соответствующие документы по месту его работы, и тогда средства будут вычитаться из зарплаты неплательщика. Но судебный пристав имеет также право инициировать запрет выезда абонента за рубеж до полного погашения задолженности.

Так что теперь, чтобы свозить семью в Альпы, придется не только оформить отношения с бывшей женой, но и вспомнить, нет ли у кого-то из бывших друзей или сослуживцев SIM-карты, оформленной на ваше имя.

____________________

1 «Право гражданина на выезд может быть временно ограничено, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом». Этот закон был принят давно — в середине 1990-х.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.