На распутье. 25 февраля — год как Виктор Янукович вступил в должность президента Украины. «Года прорыва» не получилось. Зато новый лидер сформировал команду, полностью перетряс вертикаль власти и избавился от наследия своего предшественника. Янукович верит: в ближайшие лет десять новый правитель стране не понадобится...
Во время избирательной кампании Виктор Янукович обещал провести на Украине глобальные реформы. Первые президентские шаги даже вызывали уважение: создан комитет экономических реформ, администрация президента занялась усовершенствованием судебной системы, а в конце прошлого года начался первый этап реформы административной, суть которой пока сводится к сокращению количества центральных органов власти. Но и сейчас, спустя год, реформы все еще только начинаются. И это, пожалуй, самая лояльная оценка ситуации.
Ломка вместо реформ
Будущее Украины в представлении Виктора Януковича выглядит так: к 2020 году 50 млн украинцев живут в экономически благополучном государстве (рост прямых инвестиций с выходом в 2014 году на ежегодный показатель $50 млрд), где им гарантирована высококвалифицированная медицинская помощь (предусмотрено направление на эти нужды 10% ВВП) и образование (ожидается, что как минимум три украинских вуза войдут в список 500 ведущих вузов мира). «Я и моя команда не тратим время на пустопорожние разговоры и самовосхваление, давно привыкли убеждать в собственной правоте не сладкими обещаниями, а реальными результатами», — убеждал избирателей Виктор Янукович. И убедил. Однако первый год его президентства стал годом роста цен и кредитных займов у МВФ. Сторонники Януковича уверены: скромные экономические результаты вызваны тем, что ему пришлось ломать неэффективную систему, установленную тандемом Ющенко–Тимошенко; мол, реформы вообще в два счета не делаются и украинцам надобно перетерпеть болезненную ломку. В конце концов, говорят они, Янукович стал президентом не на 5 лет, а на 10 (отсюда и глобальные планы): чего ж вы хотите, все только начинается.
Впрочем, в экономике ни шатко ни валко дела как-то движутся. А вот по-настоящему бурный протест со стороны национально-ориентированных политиков вызывает гуманитарная политика новой команды. За год правления Януковича на Украине перестали считать героями Бандеру и Шухевича* * Роман Шухевич возглавлял Организацию украинских националистов ОУН(б) на территориях Западной Украины и Восточной Польши с мая 1943 года до своей гибели в 1950 году. . Против этого восстали западные области страны: после судебных решений о лишении Бандеры и Шухевича званий «Героев Украины», присвоенных им посмертно президентом Ющенко, там стали назло, в знак протеста переименовывать улицы, носившие их имена, в улицы «Героя Украины Степана Бандеры» и «Героя Украины Романа Шухевича». При Януковиче возвысилась Украинская православная церковь (УПЦ) Московского патриархата, а находившаяся при Ющенко в фаворе УПЦ Киевского патриархата для нынешнего президента как бы и не существует. Россия, которая во времена Ющенко доброго слова не удостаивалась с его стороны, при Януковиче получила возможность использовать базу Черноморского флота в Крыму до 2042 года. В какие рамки уложить все эти шаги и тенденции? Ломка национального сознания? Да, пожалуй. Но реформами здесь не пахнет.
Юлия отпущения
За истекший год уже стало традицией, что заседания украинского правительства, которые возглавляет один из самых близких к президенту людей — Николай Азаров, начинаются с критики действий кабинета Юлии Тимошенко. Ее сделали виноватой и за подписание Украиной невыгодного для страны контракта с Россией на поставку газа; и за нецелевое использование средств, полученных по Киотскому протоколу* * Речь идет о €380 млн, полученных Украиной двумя траншами от Японии в рамках соглашения о продаже квот на выброс парниковых газов. ; и за кабальные договоренности с МВФ.* * В 2008 году в обмен на кредит МВФ $16,5 млрд Украина обязалась два года не повышать социальные стандарты, начать продажу земель сельхозназначения, увеличить стоимость газа для населения, снизить налоги и уменьшить поддержку гривны. Нет для Николая Азарова такой сферы жизни, где Юлия Тимошенко проявила себя с примерной стороны. Однако одним лишь упоминанием нынешняя власть не ограничилась. Почти 20 бывшим чиновникам, так или иначе находившимся в системе координат власти во времена Тимошенко, сейчас грозят абсолютно реальные тюремные сроки. Причем сама Тимошенко — в этом же списке. Заключены под стражу бывший министр МВД Юрий Луценко и экс-глава Гостаможни Анатолий Макаренко. Там же находятся бывший министр экологии Георгий Филипчук и бывший и.о. министра обороны Валерий Иващенко. Удалось бежать из страны экс-министру экономики Богдану Данилишину — тот совсем недавно получил статус политического беженца в Чехии.
Увидевший зубы
Как ни странно, серьезных массовых акций протеста подобные репрессии не вызывают. Скорее, наоборот, большинство простых или, как выражается бывший президент Виктор Ющенко, «маленьких украинцев», удовлетворенно потирают руки: настигло, мол, нерадивых чинуш заслуженное наказание. При этом дух протеста, проявившийся во всей красе во время «оранжевой революции» 2004-го, из украинцев не ушел — он просто приобрел другие формы. Люди уже не готовы митинговать и вступать в конфликты с силовиками «ради кого-то». Но они готовы драться «за себя». А значит, опять же перестают быть «населением», переходя на уровень «граждан». Свидетельство тому — «налоговый майдан», разбитый спустя шесть лет после «оранжевого майдана» на том же месте (площади Независимости в Киеве) и в тот же день (21 ноября).* * Украинские предприниматели разбили палаточный лагерь, протестуя против нового Налогового кодекса Украины. «В 2004 году люди ехали на майдан, до конца не зная, чем он закончится… Да, власть потом растеряла все, что называлось «идеалами майдана». Но какое-то подобие демократии в стране все же появилось… А то, что происходит сейчас, не идет ни в какое сравнение с ошибками, совершенными прежней властью», — признался автору этих строк в дни «налогового майдана» комендант палаточного городка Сергей Мельниченко. И добавил: «Если мы покажем зубы, дадим Януковичу четкий отпор, только тогда он будет с нами считаться». Янукович зубы увидел — поправки в Налоговый кодекс, против которого выступали митингующие, оказались-таки в итоговом документе.
Рейтинги — вниз
Запад дал неутешительную оценку первому году правления Януковича. Украина опустилась со 152-го на 169-е — последнее среди европейских государств — место в рейтинге экономических свобод, составляемом американским фондом Haritage Foundation и газетой Wall Street Journal. Причем наихудшие оценки Киев получил за состояние инвестиционного климата (20 баллов по 100-балльной шкале) и борьбу с коррупцией (22 из 100). Кроме того, со «свободного» до «частично свободного» понизила статус Украины в своем последнем докладе организация Freedom House. Эксперты связывают это с ухудшением ситуации со свободой слова на Украине, а также попытками ограничить активность общественных организаций. Кроме того, эксперты обратили внимание на низкий уровень подготовки к местным выборам, прошедшим осенью 2010 года, и попытки представителей власти влиять на судей. «Ранее Украина была единственной, помимо балтийских государств, постсоветской страной, получившей статус «свободной», нынешнее же ухудшение обстановки демонстрирует общий регресс демократии в регионе», — говорится в докладе Freedom House. Другая авторитетная международная организация «Репортеры без границ» опустила Украину в рейтинге свободы слова с 89-го места на 131-е. В рейтинге Political Risk Atlas-2011, подготовленном британской консалтинговой компанией Maplecroft, Украина по уровню инвестиционной привлекательности оказалась на 74-м месте — между Буркина-Фасо и Республикой Восточный Тимор.
Что дальше?
Будущее Виктора Януковича как президента под вопросом. Сейчас он оказался на распутье и, кажется, пытается понять, как ему жить дальше — либо в согласии с собой, либо с народом. Сторонники Юлии Тимошенко прочат президенту судьбу Александра Лукашенко. «Скоро его (Януковича) перестанут пускать в Европу, по примеру Польши, запретившей Лукашенко въезд на территорию Европейского союза», — считает «теневой» премьер-министр Украины Сергей Соболев. Конечно, в президентской администрации это мнение не разделяют. Как разъяснил недавно автору этих строк глава администрации Сергей Левочкин, Янукович, оказывается, «сознательно идет на непопулярные шаги». «Политический ответ» на вопрос, в правильном ли направлении движется страна, считает Левочкин, будет дан в 2015 году, когда в стране пройдут очередные президентские выборы. Глава президентской администрации подытожил разговор своим «личным видением»: «Если все будет идти по плану, в 2015 году у Януковича не будет ни одного конкурента»…
«Донецкие» — как «питерские»
Команда Януковича состоит из людей, с которыми он «прошел Крым и Рим» — пережил с ними времена вынужденного пребывания в оппозиции и теперь сполна расплачивается с ними за верность. По Киеву начал ходить анекдот: «Сейчас жители Донецкой области (президент оттуда родом. — The New Times) боятся по ночам выходить на улицу — их забирает милиция и силой назначает на руководящие должности в другие регионы Украины». Руководители силовых структур — как в столице, так и в областях — в основном выходцы с востока страны, оттуда же высокопоставленные судьи, министры, чиновники высших рангов и даже церковнослужители… Место «питерских» в России на Украине заняли «донецкие». Небольшое исключение президент сделал лишь для своего ближайшего окружения: рядом с Виктором Януковичем оказались его соперник по выборам Сергей Тигипко, пришедший к финишу третьим и занявший пост вице-премьера по экономическим вопросам, и Андрей Портнов, бывший главный юрист в команде главного противника Януковича — Юлии Тимошенко: президент сделал его заместителем главы своей администрации, поручив разрабатывать реформу судоустройства.
Tweet