#Деньги

#Суд и тюрьма

Горькая пьеса «На дне»

13.10.2008 | № 41 от 13 октября 2008 года

Эксперты дают прогнозы, как глубоко может упасть рынок

Снизу опять постучали

Бородатый анекдот, герой которого, достигнув дна, внезапно услышал, как снизу опять постучали, превосходным образом описывает ситуацию, сложившуюся на российском финансовом рынке. Катастрофический обвал фондовых индексов продолжался и на минувшей неделе, несмотря на очередные денежные вливания. Лишь к 9 октября рынок «одумался» и начал демонстрировать признаки роста. 10 октября депутаты Госдумы ожидаемо «проштамповали» задним числом все те меры по борьбе с кризисом, которые ранее уже приняло правительство: и кредит для госбанков на 950 млрд рублей, и выделение $50 млрд Внешэкономбанку для погашения долгов компаний перед иностранными кредиторами, и увеличение возмещения по банковским вкладам для физических лиц с 400 до 700 тысяч рублей. Хватит ли этого, чтобы остановить падение и считать, что рынок окончательно нащупал дно, или впереди новая пропасть? — с этим вопросом The New Times обратился к специалистам.

Александр Хандруев, первый вице-президент Ассоциации региональных банков

Трудно сказать, началось ли уже изменение тренда, и рынок от падения уже перешел если не к росту, то хотя бы к стабилизации на какомто уровне. То, что это произойдет в любом случае и весьма скоро — лично у меня сомнений нет. Ведь экономика работает по закону пульсара. Так что дно уже близко. Альтернатива этому только одна: финансовый коллапс в мировом масштабе. Ясно, что власти ведущих государств мира этого не допустят, и мы видим, что они уже вырабатывают в той или иной степени скоординированные меры ответа на кризис. Российский фондовый рынок — это «мелководье» в мировых масштабах. Но при этом мы уже неотъемлемая часть мирового рынка, поэтому у нас нет возможности «соскочить», когда вокруг все падает.

Сергей Алексашенко, инвестиционный консультант, бывший первый зампред ЦБ

сли бы я мог предсказать, где дно, давно бы уже стал миллиардером. Теоретически — математически — рынок может упасть и до нуля, когда акции будут покупаться по цене транзакционных издержек. Но, надеюсь, на практике такого не произойдет. Однако я пока что не вижу, чтобы те меры, которые предпринимает правительство, вроде выделения субординированного кредита на 950 млрд,1 как-то непосредственно решали проблемы фондового рынка. То, что эти меры как-то помогают банкам, — несомненно, но чтобы фондовый рынок начал подниматься, необходимо стимулировать спрос. А этого не происходит.

Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы

Очевидно, что мы до конца не понимаем глубины финансовых проблем крупнейших российских предпринимателей, владеющих своими акциями через офшоры. По всей видимости, некоторые российские миллиардеры либо должны сейчас выплатить иностранным банкам огромные суммы, либо — в случае margin calls2 — довнести залог вследствие резкого удешевления заложенных пакетов акций. Это означает, что сброс акций может продолжиться. С другой стороны, российские акции стоят безумно дешево, поэтому, когда (и если) проблемы с ликвидностью будут разрешены, начнется рост. Но оба эти фактора неизвестны, поэтому лучший прогноз — это сегодняшний курс. Неслучайно декабрьские фьючерсы на индекс РТС торгуются на уровне 750–780 пунктов.

_______________

1 Субординированный кредит (заем) представляет собой привлечение денежных средств на срок не менее 5 лет, он не может быть истребован кредитором до срока погашения. При этом проценты по подобному кредиту должны находиться в пределах ставки ЦБ РФ, погашение должно осуществляться единовременно в конце срока.

2 Требование о внесении дополнительного обеспечения на счет.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.