#Картина мира

#Суд и тюрьма

Премьера Ливни

13.10.2008 | № 41 от 13 октября 2008 года

Стивен Силбер, газета «Гаарец», Тель-Авив — специально для The New Times

Израиль: время женщин. 3 ноября Ципи Ливни должна сформировать новое правительство. Если у нее это получится и она сумеет примирить бушующие в кнессете страсти, она станет второй после Голды Меир женщиной, сумевшей добиться поста премьер-министра Израиля

50-летняя Ципи Ливни, которая сейчас возглавляет министерство иностранных дел (этот пост в свое время занимала и Голда Меир, которая потом в течение пяти лет, с 1969 по 1974 год, была премьер-министром), победила в праймериз правящей партии «Кадима» во многом благодаря своей репутации. Она не запятнана коррупционными скандалами, что большая редкость в нынешней израильской политике. Ее имидж — госпожа Чистые руки — на фоне полицейских расследований, сопровождавших премьерство Эхуда Ольмерта, помог ей победить главного соперника — генерала Мофаза.1

«Победа Ливни — это не результат работы какой-нибудь организации или политического союза, — считает Нахум Барнеа, известный колумнист самой популярной в стране газеты «Едиот ахронот». — Она смогла победить потому, что людям нужно что-то новое, свежее и чистое».

Вызовы

Ливни — сторонник мирного урегулирования палестинского вопроса. В 2005 году она поддержала тогдашнего премьер-министра Ариэля Шарона, создававшего «Кадиму» — центристскую партию, которая выступает за разделение земель между Палестиной и Израилем. Ливни считает, что это необходимое условие, если Израиль хочет сохраниться как еврейское и демократическое государство.

В стране надеются, что Ливни, став премьерминистром, сумеет обуздать правых, сторонников жестких действий, которые могут привести лишь к новой палестинской интифаде и хаосу.

Второй проблемой Ливни станет Сирия, с которой Израиль ведет переговоры через третьих лиц, рассчитывая заключить мирное соглашение в обмен на возврат Голанских высот, захваченных во время войны 1967 года. Можно не сомневаться, что в этом вопросе Ливни встретит серьезное противодействие внутри страны.

Однако Ливни реалист и понимает, что в ситуации возрастающей угрозы со стороны Ирана сложный мир с Палестиной и Сирией — жизненная необходимость. «Политика в отношении ХАМАСа станет первым испытанием для Ливни, и чтобы успешно с этим справиться, ей абсолютно точно придется понять, как и многим военным чинам Израиля, что хороших военных вариантов больше нет», — написал в американском журнале The Atlantic Даниель Леви, бывший посредник на мирных переговорах со стороны Израиля.

Удастся ли Ципи Ливни пройти между Сциллой и Харибдой, договориться со вчерашними врагами и при этом обуздать ястребов внутри страны — вопрос, на который сегодня нет ответа. Если не удастся (а насколько она сильна, станет понятно уже в ближайшие недели, при формировании правительства), то в феврале-марте будут назначены досрочные парламентские выборы, на которых «Кадиме» и ее новому лидеру придется сражаться с другими партиями.

Королева птиц

Популярность Ливни, равно как и убежденность многих израильтян, что она способна обеспечить им безопасность, зиждется не только на ее репутации, но и на биографии. Она отнюдь не «железная леди», как называли Маргарет Тэтчер, но в ее curiculum vitae немало говорящих страниц.

Полное имя будущего премьер-министра — Ципора Малка Ливни: первое в переводе с иврита означает «птица», второе — «королева». Она дочь Эйтана и Сары Ливни, чьи имена неразрывно связаны с борьбой израильтян за независимость в середине сороковых годов прошлого века: они оба были бойцами военизированной сионистской организации «Иргун».

Эмблемой «Иргун» была рука, держащая винтовку на фоне карты Палестины (по обе стороны реки Иордан) в период, когда она была еще под британским мандатом. И девиз «Только так», который говорил: только сильный Израиль с сильной армией может обеспечить безопасность евреям после всего, что произошло во время Второй мировой войны. Это была та идеология, в которой выросла Ципи Ливни.

«В семье Ливни папа и мама не обнимали детей. Все, что они нам давали, — это хорошее образование», — сказал брат Ливни Эли в прошлом году обозревателю New York Times Роджеру Коэну. Описывая Ципи, Коэн говорит: «Вы чувствуете ее присутствие в комнате. Она ошеломляет, причем грубо, а не изящно. Худая, с широким лицом и светлыми глазами». К этому еще можно добавить известную приверженность Ливни к черным брючным костюмам.

Несмотря на свой жесткий образ, Ливни и очень сильный оратор, и политик, понимающий необходимость компромисса. Например, она понимает, что Израиль не сможет сохранить свои земли к западу от реки Иордан: «Я верю в наши права на все эти земли, но я понимаю, что достижение компромисса (с палестинцами) значительно важнее», — сказала она The New Times.

Секретный агент

Ребенком Ливни принадлежала к правой организации бейтарских скаутов (это отнюдь не мейнстрим скаутского движения Израиля), была звездой подростковой баскетбольной команды. Во время прохождения военной службы (почти половина женщин Израиля проходит службу в армии) в 1980 году она получила звание лейтенанта и была принята на работу в Моссад — внешнюю разведку.

Эфраим Халеви, бывший директор Моссада, в одном из интервью сказал, что Ливни входила в элитное подразделение этой организации. Впрочем, по другим данным, она скорее занималась обеспечением секретных «крыш» для особых отрядов и агентов, выполнявших важные миссии за рубежом. Так или иначе, но после нескольких лет службы в разведке Ливни ушла из Моссада, она хотела посвящать больше времени семье и своему мужу Нафтали Шпитцеру, который является совладельцем рекламного агентства и одним из главных советников жены–политика.

Вернувшись в Израиль, Ливни окончила юридическую школу и потом 10 лет работала адвокатом, специализируясь на сделках с недвижимостью. В 1995 году она начала заниматься политикой. Причиной тому стало, как она считала, неудачное соглашение в Осло, так называемое «Осло-2», подписанное в 1995 году, которое предполагало довольно много уступок со стороны Израиля, но не решало многих важных, на взгляд Ливни, проблем.2 Ну а кроме юридической стези и политики Ливни растила сыновей — один заканчивает службу в качестве фельдшера на флоте, второй только начинает службу в десантных войсках.

Женщина против генералов

Ливни впервые избиралась в кнессет (парламент) в 1996 году и проиграла. Однако тогдашний премьер-министр и лидер партии «Ликуд» Беньямин Нетаньяху предложил ей взяться за решение программы приватизации в стране. В 1999 году Ливни наконец прошла в парламент и с тех пор занимала различные посты в кабинетах Шарона и Ольмерта.

Другими словами, у Ципи Ливни большой опыт в самых разных сферах и на разных постах: офицер армии, агент Моссада, адвокат, член парламента, министр юстиции, министр иностранных дел.

Вероятно, это и позволило ей одержать верх на праймериз «Кадимы» 17 сентября, где ее главным соперником был генерал и бывший начальник генерального штаба Шауль Мофаз. А генералы всегда играли, да и играют большую роль в израильской политике, что неудивительно для страны, которая воюет практически всю свою 60-летнюю историю.

Нельзя исключить, что Ливни помогло победить и то, что во время последней войны в Ливане многие израильские СМИ писали, что тогдашнего вице-премьера и министра иностранных дел Ливни мужчины в погонах отодвинули от сферы принятия решений, а ее мнение откровенно игнорировали. Однако война стала провалом, и многие критиковали генералов за то, что хорошо обученная и вооруженная израильская армия не смогла победить несколько тысяч бойцов «Хизбаллы».

Впрочем, столь пренебрежительное отношение к женщинам-политикам со стороны мачо-генералов для Израиля не новость. Среди депутатов кнессета женщины составляют всего 15%, немного их и среди мэров и членов кабинетов министров. Согласно одному из последних исследований женщины в Израиле зарабатывают на треть меньше мужчин, выполняя ту же самую работу, и хотя среди женщин процент имеющих высшее образование больше, чем среди мужчин, они заметно реже занимают серьезные кабинеты в бизнесе и СМИ. Очевидно, времена меняются.

«Ливни, обращаясь к членам своей партии, на самом деле опирается на поддержку самых широких слоев населения», — говорит Авирама Голан, колумнист газеты «Гаарец». — Это и позволило ей победить».

Взгляд со стороны

Нельзя сказать, что СМИ благоволили к Ципи Ливни. О ней писали так: умеренная, серьезная, старательная, серая, практичная, деятельная, упорная. Один из членов кнессета Маджали Вахаби сказал о ней: «Она полная противоположность Клинтон: она не близка толпе и плохо чувствует толпу». Однако муж Ливни и ее главный консультант утверждает, что его жена «значительно менее суровая и «правильная», чем она кажется публике. Если бы были опубликованы фотографии, где она распускает волосы на свадьбах и вечеринках, где она танцует на столе в ночном клубе под средиземноморскую музыку или где она играет на ударной установке, то вы бы увидели, насколько она другая, сколь много в ней красок».

Удивительно, однако, что Ливни и в ходе агитационной кампании не сделала попытки изменить свой публичный образ. В одном городке, где живут друзы, Ливни и другим чиновникам дети стали предлагать сладости. Ливни отказалась: «Перестаньте, пожалуйста. Мне это неприятно», — сказала она, чем весьма смутила свою свиту.

Впрочем, это была не худшая из ошибок Ливни-политика. Весной 2007 года, после неудачной войны в Ливане, она, министр иностранных дел, публично призвала премьера Ольмерта покинуть свой пост, однако сама, против ожидания, не ушла в отставку и осталась в правительстве Ольмерта. Многим тогда казалось, что это станет фатальным для ее карьеры в политике. Они, как видим, ошиблись.

50 на 50

Сегодня главная задача Ципи Ливни — формирование правительства. Говорят, что в конце сентября министр обороны и лидер лейбористской партии Эхуд Барак предсказал, что шансов на успех у Ливни 50 на 50. Однако и личная, и политическая биография Ципи Ливни доказывает: эта женщина умеет идти против общепризнанной точки зрения. И она умеет удивлять.

_______________

1 В конце июля нынешний премьер-министр Эхуд Ольмерт объявил о намерении оставить свой пост. После этого в партии «Кадима» прошли предварительные выборы — праймериз, на которых Ципи Ливни с 43,1% голосов победила Шауля Мофаза, нынешнего министра транспорта Израиля, который набрал 42%. 29 сентября премьер Ольмерт подал президенту официальное заявление об отставке.

2 По этому соглашению, подписанному премьерминистром Израиля Ицхаком Рабином и председателем ООП Ясиром Арафатом, Израиль впервые с 1967 года обязывался вывести войска из крупных населенных пунктов Иудеи, Самарии и сектора Газы. Рост радикальных настроений в израильском обществе привел к покушению на Ицхака Рабина


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.