Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

Трехголовая гидра

14.02.2011 | № 05 (190) от 14 февраля 2011 года

Рейтинг самых взяткоемких сфер от Алексея Навального

16_490.jpg

Гидра о трех головах
. Юрист и блогер Алексей Навальный, создатель интернет-проекта Rospil.info, на функционирование которого сограждане меньше чем за две недели перевели уже 3,5 млн рублей, по просьбе The New Times составил собственный рейтинг наиболее коррупциогенных сфер российской экономики

1. Компании с государственным участием
Объемы коррупции в год: 800 млрд — 1,2 трлн рублей

Уровни, на которых используются коррупционные схемы: руководство страны, министры — председатели советов директоров компаний, топ-менеджеры компаний (получают 10–20% отката)

Компании с госучастием только формально являются ОАО: по факту интересы миноритарных акционеров они игнорируют. У их руководителей есть счастливая возможность обосновывать любой свой шаг интересами государства, а прибыли и бонусы получать на уровне частных компаний. Менеджеры этих компаний фактически являются чиновниками, нанятыми в корпорации: таким образом, они сами себя контролируют и сами собой управляют. Отсюда и дикая коррупция. В лидерах — «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», РЖД. Инвестиционные программы (так называемые программы развития), которые они составляют, — колоссальная «черная дыра» в российской экономике. От каждой инвестпрограммы не менее 25% уходит на откаты. Наиболее известный случай — строительство «Транснефтью» нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), в ходе которого было украдено не менее $4 млрд**The New Times подробно писал об этом в № 39 от 22 ноября 2010 года.. Стоимость строительства ВСТО — и первой части ($12,5 млрд), и планируемой второй ($11 млрд) — совершенно фантастическая по сравнению с другими аналогами: ВСТО можно было построить в три раза дешевле.

Инвестпрограммы «Газпрома» выгодны только его подрядчикам, но никак не самому «Газпрому» или стране**Инвестпрограмма «Газпрома» на 2011 год составляет 816,4 млрд рублей.. Если посмотреть официальные документы этой корпорации, видно, что любая их труба стоит в три раза дороже, чем европейская. Например, трубопровод «Газпрома» из России в Германию: немецкая часть стоит €2 млн за 1 км, российская — ?6 млн. Почему? Потому что российскую часть строят братья Ротенберги. Все подрядчики «Газпрома» связаны либо с друзьями Путина, либо с топ-менеджерами «Газпрома». И так всюду: на всех инвестиционных программах крупнейших корпораций паразитируют сами чиновники, их родственники, дальние и близкие приятели Владимира Путина. Но формальных возможностей привлечь за это к ответственности очень мало. Компании — это не государство. А потому милиция обычно говорит миноритарному акционеру: это же АО, по какой цене хотят, по такой и покупают нужные им услуги.

2. Система государственных закупок
Объемы коррупции в год: около 1 трлн рублей

Уровни, на которых используются коррупционные схемы: руководство ведомств-заказчиков, руководство компаний-победителей конкурсов, непосредственные организаторы и исполнители конкурсов (получают до 20% отката)

Возьмите любую сферу, начиная от закупки угля и мазута и заканчивая покупкой услуг по созданию интернет-сайтов: все, что покупает для своих нужд государство, — это колоссальные убытки для всей страны. Это тот сектор, о котором сам президент Медведев сказал, что в нем ежегодно похищается 1 трлн рублей. 

С одной стороны, сфера госзакупок регулируется: существует 94-й Федеральный закон, который позволяет нам отследить несоответствие цен заявленным условиям конкурсов**ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».. Но, несмотря на то что мы можем эффективно отслеживать какие-нибудь томографы, которые покупались по цене в три раза выше реальной, государство не демонстрирует воли бороться с коррупцией в сфере госзакупок. Совершенно нагло, практически в открытую расхищаются колоссальные деньги. Все, что покупает государство, — плохое по качеству и очень дорогое. Конкуренцию на этих торгах чиновники ограничивают всеми правдами и неправдами, допуская до конкурса только «своих». И даже несмотря на то что ФАС отменяет в год тысячи таких конкурсов, прорыва не происходит. А предприниматели, которые хотят добиться справедливости, суды чаще всего проигрывают: судиться с государством — дело заведомо проигрышное. Если, конечно, это не Страсбургский суд. 

3. Сфера регулируемых тарифов
Объемы коррупции в год: 500–600 млрд рублей

Уровни, на которых используются коррупционные схемы: политическое руководство регионов, региональные отделения Федеральной службы по тарифам, центральное руководство ФСТ, ведомства-инициаторы повышения тарифов (получают 5–15% отката)

В эту сферу входит формирование любых регулируемых тарифов: на электричество, воду, железнодорожные перевозки и так далее. Тариф подразумевает госмонополию и определяется чиновниками. Это сделано для того, чтобы естественные монополии не завышали свой тариф. Но на практике все иначе: Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и контролирующие органы власти за взятки соглашаются с повышением тарифов, на которых настаивают естественные монополии. А те, в свою очередь, включают в рост тарифов всякие небылицы вроде инвестиционных программ. В итоге конечные потребители — предприятия, граждане — за это платят.

Самый яркий пример — Саяно-Шушенская ГЭС. Головная компания «РосГидро», которая поставляет электричество, традиционно включает в свой тариф расходы на всевозможные инвестпрограммы и ремонты**Инвестпрограмма «РосГидро» на 2011–2013 годы составляет 308 млрд рублей.. Но, как показала недавняя авария на СШГЭС, никаких реальных инвестиционных программ не существует. Таким образом тариф формируется повсеместно. 

Например, энергетики свои инвестпрограммы не исполнили на 90%. Но каждый раз, когда население начинает возмущаться завышенными тарифами на электричество, энергетики кричат в ответ, что им нужно вкладывать деньги в развитие. 

Другой пример: РЖД и их странные тарифы на перевозки — и коммерческие, и пассажирские. РЖД кормит нас байками о том, что в России очень дешевые билеты на проезд по железной дороге. Но любой человек, который перемещается по Европе, видит, что это уже давно не так и что мы платим чаще всего больше, чем в других странах, но при этом получаем услугу гораздо более низкого качества. 

Единственный способ борьбы с этим злом — сделать механизм формирования тарифов абсолютно прозрачным. 

Коррупция абсолютно разъела государственный механизм. По сути, это мафиозная система, у которой есть все элементы для успешного функционирования: милиция и ФСБ, которые ее крышуют, чиновники, которые курируют отрасли, конкретные «главные» бизнесмены, которые «рулят» процессом. Это не путинское изобретение: система существовала и раньше, но с 2003 года она стала централизованной и неформально легализованной. Сломать этот порядок можно только одним путем — изменением политической системы. 

16-1.jpg




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.