1991 год. Блокпост в Нагорном Карабахе близ Степанакерта. Внутренние войска должны были разделять конфликтующие стороны. Однако «зачистки» армянских сел азербайджанским ОМОНом продолжались
11 февраля 1991 года февраля 1991 года Верховный Совет Литвы, основываясь на результатах проведенного 9 февраля опроса, принял Конституционный закон о Литовском государстве и Декларацию о равноправном участии Литвы в мировом сообществе. В тот же день исландский парламент первым признал Литовскую Республику.
14 февраля Верховный Совет Латвии 101 голосом «за» при двух «против» и двух воздержавшихся постановил провести 3 марта опрос, аналогичный литовскому.
Тлеющие конфликты
Обострялось противостояние между центром и кавказскими республиками, но еще быстрее — между республиками и их автономиями. В Нагорном Карабахе продолжались нападения азербайджанского ОМОНа на армянские анклавы. В Степанакерте (административный центр НКО) ходили слухи о возможном штурме. Находившиеся в регионе внутренние войска должны были разделять конфликтующие стороны, но на деле принимали сторону «титульного этноса»: из 162 «зачисток», проведенных за время действия чрезвычайного положения, 157 прошли в армянских селах. 14 февраля в Москве, в ЦДЛ, прошла пресс-конференция вернувшихся из Нагорного Карабаха писателей и публицистов В. Оскоцкого, А. Нуйкина, Т. Гайдара и Ю. Черниченко. Внимание московской интеллигенции было приковано к региону с самого начала конфликта (зима 1988 года), однако симпатии были по преимуществу на армянской стороне. Лишь в феврале 1991 года были опубликованы также подробные сведения о погибших в погромах и при изгнании азербайджанцев из Армении: 1988 год — 186 человек, 1989 — 28, 1990 — 1.
В Южной Осетии подсчитали жертвы январских боев с грузинской милицией и боевиками: 20 погибших, 80 раненых, 47 заложников. В феврале Цхинвали все еще был блокирован, в окрестных осетинских селах продолжались перестрелки и погромы, в которых с грузинской стороны участвовали не только милиционеры и «неформалы» («Соколы» и «Белый Георгий»), но и «поднанятые» советские военные.
В Абхазии напряжение провоцировалось попытками Тбилиси выстроить вертикаль власти. Формируя «единую грузинскую политическую нацию», новые власти приняли «Закон об органах местного управления в переходный период», который предусматривал назначение префектов в районах республики. 11 февраля был назначен префект Гальского района Абхазии, населенного преимущественно грузинами. 13 февраля Президиум Верховного Совета автономии постановил приостановить на территории Абхазии положения закона Грузии о создании префектур. 15 февраля в Гали по инициативе блока «Круглый стол — Свободная Грузия» состоялся двухтысячный митинг в поддержку префекта. 17 февраля в Очамчире Народный форум Абхазии «Айдгылара» («Единение») собрал ответный митинг. До масштабного конфликта оставалось полтора года — война здесь начнется в августе 1992-го.
Прямо в СССР
В Молдавии разворачивался свой «парад суверенитетов». В Кишиневе 15 февраля «Национальный альянс за независимость 16 декабря» обратился к Верховному Совету МССР с требованиями не подписывать Союзный договор и не допустить проведения всесоюзного референдума на территории республики. За общесоюзный референдум (17 марта) выступали только коммунисты, приднестровский Объединенный совет трудовых коллективов, интердвижение «Единство» и «Гагауз халкы» («Народ Гагаузии»). На прошедшем в Гагаузии третьем съезде депутатов всех уровней был подтвержден курс на вхождение в СССР.**Население Гагаузии составляло на тот момент примерно 150 тыс. человек. Кроме того, совместно с представителями Приднестровья начата подготовка проекта договора о федерации Гагаузской и Приднестровской республик.**Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика была провозглашена как республика в составе СССР на втором чрезвычайном съезде депутатов Приднестровья всех уровней, состоявшемся в Тирасполе 2 сентября 1990 года. В Комрате, административном центре Гагаузии, решено создать национальный университет. По требованию съезда возобновил работу парламент Гагаузской республики (избранный 25 февраля 1990 года после принятия декларации о создании гагаузской автономии), созданы парламентские комиссии.
14 февраля в Дубоссарах милиция обнаружила у местного жителя Кириченко склад оружия, переданного, по его словам, командирами отрядов самообороны Приднестровья. Широкомасштабные боевые действия между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой вспыхнут в Приднестровье летом 1992 года.
На Украине 11 февраля комиссии Верховного Совета УССР по государственному суверенитету, межнациональным отношениям и законности рассмотрели вопрос об автономии Крыма. Было решено принять закон о новом правовом статусе полуострова.
15 февраля в Казани открылся второй съезд Татарского общественного центра (ТОЦ) — организации, выступающей за объединение татар в независимое государство. В выступлениях лидеров ТОЦ национализм уживался с социализмом. На съезде присутствовали 670 делегатов от 25 республиканских и 53 союзных отделений. Цели, поставленные прошедшим двумя годами ранее первым съездом ТОЦ — достижение суверенитета, консолидация татарской нации, объявление татарского языка государственным, — были отчасти выполнены: в августе 1990 года Верховный Совет ТАССР принял Декларацию о государственном суверенитете, упразднив ее автономный статус, а татарский язык был объявлен государственным наравне с русским.
В работе второго съезда участвовали представители Общественного объединения крымских татар. Было принято обращение к ВС УССР: ТОЦ выразил протест по поводу того, что вместо восстановления национальной государственности крымских татар в Крыму создана Крымская АССР по территориальному признаку.
Подготовил Александр Черкасов («Мемориал»).
Использованы материалы независимой газеты «Экспресс-хроника» за 1991 год
Tweet