Британия 20–30-х годов прошлого века на экране выглядит очень правдоподобно
Как делают королей. Фильм Тома Хупера стал фаворитом оскаровской гонки: гильдии режиссеров, продюсеров и актеров Америки назвали его лучшей лентой года
Хотя «Король говорит!» и заявлен как историческая драма, на деле это почти комедия — чуть ли не каждая вторая реплика здесь смешная, по крайней мере в оригинале. Тем интереснее, как это удастся перевести прокатчикам.
Половину фильма, если не больше, делает играющий логопеда Лайонела Лога гениальный Джеффри Раш (все «Пираты Карибского моря», «Влюбленный Шекспир», «Блеск»). Вторую — Колин Ферт («Одинокий мужчина», «Мамма Миа!», «Дневник Бриджет Джонс»), очень убедительно сыгравший принца-заику Альберта, герцога Йоркского, сына британского короля Георга V (номинация на лучшую мужскую роль). Где-то между ними Хелена Бонэм-Картер, жена принца, герцогиня — поначалу ее даже не узнаёшь, то ли из-за постоянно меняющихся шляпок, то ли из-за второстепенности героини (обычно актриса играет первые роли). Это в принципе все, кого нужно знать в этой истории, сделанной, кстати сказать, почти без отступлений от исторической правды. Есть еще старший брат короля Эдвард (Гай Пирс, который на удивление хорош собой в этом фильме, а в жизни он моложе Ферта лет на семь) и его американская дважды разведенная любовница (английская театральная и телевизионная актриса Ив Бест).
Победить себя
Принц Альберт чудовищно заикается, чем вызывает гнев короля-отца, удвоенную заботу жены, осторожную любовь двух дочерей и неловкость, смешанную с сожалением, подданных. Фильм открывается панорамной съемкой тысяч людей, которые собрались послушать его на Выставке Британской империи в 1925 году, уже заранее чувствуя неловкость — дефект речи царственной особы в королевстве ни для кого не секрет. Для пущего контраста камера крупно показывает лицо Альберта, микрофон, губы радиоведущего Би-би-си, который объявляет речь принца. Пока всхлипы и придыхания в микрофон герцога Йоркского, так и не складывающиеся в связную речь, разносятся над многотысячной толпой, зрителю, как и британцам в 1925 году, очень хочется, чтобы все поскорее закончилось. Но режиссер Том Хупер все же еще несколько раз подвергнет этой пытке и Альберта, и аудиторию.
Герцогиня Йоркская (Хелена Бонэм-Картер) нашла будущему королю (Колин Ферт, справа) логопеда — чудаковатого актера-неудачника (Джеффри Раш)
Отчаявшись найти толкового специалиста в придворных кругах и полная решимости помочь мужу, герцогиня Йоркская каким-то образом выходит на чудаковатого австралийца Лайонела, актера-неудачника. У него нет докторской степени, но есть энтузиазм и опыт лечения контуженных ветеранов Первой мировой. Еще он чем-то похож на советского актера Басова и этим вызывает дополнительную симпатию. Лайонел шокирован, когда узнает, кто его будущий пациент, но настаивает на встречах в собственном, крайне непритязательном кабинете, а не в резиденции герцога, а также на неформальности общения, и на протяжении оставшегося экранного времени упорно зовет принца Берти.
Не сразу, но принц все же втягивается в процесс, и вот он уже хлопает себя по щекам и одновременно трясет плечами, пытаясь расслабить нижнюю челюсть, вслед за доктором пропевает самые сложные — взрывные — согласные, катается по убогому коврику приемной прямо в своей дорогущей рубашке и на полу той же приемной пытается почувствовать собственную диафрагму, пока жена сидит у него на животе — это, пожалуй, самый яркий кадр.
Еще герцог уморительно показывает дочерям пингвина, постоянно тянет в рот сигарету — согласно рекомендации придворного терапевта, «это расслабляет голосовые связки», то ругается, то мирится с Лайонелом и в какой-то момент, видимо, уже расслабившись на тему классового неравенства, делится с ним историями из своего жесткого принцева детства. Не любимый нянями, переученный левша, с коррекционными пластинками на ногах, он всегда был в тени старшего брата, не говоря уже о давлении дико авторитарного папаши. («Я боялся своего отца, как огня, так пусть и мои дети при виде меня трясутся», говаривал король Георг V.)
Монолог монарха
Найди причину — и решишь проблему, тут все практически становится на свои места, и дальше Альберту нужно только время и упорство в голосовых упражнениях. Смерть короля убирает фактор постоянного стресса и тем самым облегчает задачу.
Когда на престол ненадолго восходит Эдвард (VIII), он, вместо того чтобы погрузиться в управление страной — дело происходит во время Великой депрессии, — кутит и веселится с любовницей-американкой, которая метит в королевы, как только получит очередной развод. Светлые умы королевства настойчиво рекомендуют Эдварду во благо государства отказаться либо от этой идеи, либо от престола. Он выбирает последнее* * История принца Эдварда, который ради любви отказался от трона, стала сюжетом не одного произведения. . Альберту, герцогу Йоркскому, ничего не остается, как призвать Лайонела и готовиться к торжественной речи для коронации, после которой он становится королем Георгом VI.
Колин Ферт (слева) — принц Альберт и Джеффри Раш — Лайонел Лог
Идет 1939-й, Германия и Великобритания в прекрасных отношениях, и в хронике новостей по-прежнему заикающийся (но уже намного меньше) король с завистью следит за зажигательными речами Гитлера и восторженной реакцией немецких масс. Следующая сцена — и две страны уже в состоянии войны. Тут-то и настает время для речи короля, давшей название фильму (по-английски он называется King’s Speech). Длинный и проникновенный монолог монарха, призванный утешить, ободрить и вселить надежду и отвагу в сердце каждого гражданина (а тогда в состав империи входили также Канада, Австралия и Новая Зеландия и ряд территорий Азии и Африки), будет передан по радио и положит начало могуществу медиа в их нынешнем виде. Король без единой запинки прочтет свое послание, а потом (этого нет в фильме) сделает Лайонела главой отдельного рыцарского ордена. А его старшая дочь станет королевой Елизаветой II и займет Букингемский дворец, где и работает по сей день: правлением это все же не назовешь, фигура британского монарха — скорее дань исторической традиции. Да и возраст королевы уже очень почтенный — в апреле ей исполнится 85...
Tweet