#Культура

Нарисуем — будем шить

10.02.2011 | Антонова Екатерина | № 04 (189) от 7 февраля 2011 года

Мужские фантазии Дмитрия Иконникова
fleitist.jpg
«Флейтист»

Мужские истории.
Свою персональную выставку в Московском музее современного искусства Дмитрий Иконников назвал «Ткань времени» — и это не только метафора. Как связаны в творчестве художника швейная машинка Singer, мужские посиделки и путешествие в Париж — узнавал The New Times


«Все началось с того, что мне позвонила моя тетя, — рассказывает Дмитрий Иконников, — и деловито спросила: «Тебе нужна бабушкина машинка Singer?» Думаю: «Конечно, нужна!» Поставил ее на видное место, чтобы любоваться и тешить свое эстетическое чувство да бабушку вспоминать. Кстати, была она белошвейкой и до самых преклонных лет «формировала» торсы театральным дамам и оперным певицам. И вот стоит у меня в мастерской этот старый Singer, и боковое зрение постоянно за него цепляется. А что если порисую столь красивую вещь, ведь интересно… Сделал пару рисунков, стал ее с пространством соизмерять. Смотрю и думаю: сколько поколений женщин днями и ночами склонялись над ней, сколько ткани прошло через их руки, скольких детей они родили, сколько пеленок, штанишек и рубашечек было прошито… Этих женщин уже нет давно, и детей их нет, но живы внуки и внучки».

v-gostiah.jpg
«В гостях»

Серия работ про женщин за машинкой Singer — одна из трех, представленных на нынешней выставке, — раньше не показывалась широкой публике: ее видели только друзья художника, которые, заметив его новое пристрастие, стали приносить ему свои старые машинки, и теперь дома у Иконникова — целая коллекция швейного антиквариата. Вторая часть выставки именуется «Мужские истории» и посвящена, если говорить словами куратора выставки Андрея Толстого, «тесному дружескому общению в чисто мужской компании нередко за рюмкой или стаканом». Последняя треть — рассказ о реальных и воображаемых путешествиях, будь то средиземноморское побережье Черногории или Париж. «Весь проект Иконникова наполнен символическими смыслами, — говорит Андрей Толстой, — но последняя часть наиболее символична, можно даже сказать, что художник выступает здесь как творец собственных мифов, опирающихся на глубинную мифотворческую традицию, восходящую к античности».

park-kultury.jpg
«Парк культуры»

Сам художник говорит о своих работах гораздо проще: «Я рисую то, что есть в моей жизни — посиделки с друзьями, впечатления от того, как шьет на машинке моя жена, воспоминания о том, как работала моя
shveja-artefakty.jpg
«Швея. Артефакты»
бабушка. А последние два года так получилось, что мы много ездили — в Хорватию, Черногорию, Париж, и я стал зарисовывать свои впечатления от нашего ничегонеделания в этих путешествиях. Я ничего специально не придумывал — все три серии сложились как-то само собой, из моей жизни».

Но ведь понятно, что «само собой» абы у кого не сложится. Мастерство рисовальщика, каким обладает Дмитрий Иконников, в наши дни огромная редкость, считает другой куратор выставки Кристина Краснянская. Иконников создал свою авторскую технику — сочетание живописи и графики, которое придает его творческому почерку самобытность и узнаваемость. Художнику удается сложная задача — одновременно быть удивительно «настоящим», сегодняшним в творчестве и сохранять преемственность традиций. Техника письма гуашью на бумаге поверх холста делает работы Иконникова похожими на фрагменты настенных росписей, а многие формы становятся чем-то вроде овеществленных сновидений или растворяющихся в пространстве миражей. Дмитрий Иконников, по определению Краснянской, «умный и лукавый наблюдатель-мифотворец», и это доброжелательное, слегка ироничное отношение к окружающему пронизывает все его работы.


dima.jpg
Дмитрий Иконников родился в 1952 году. Окончил Московский государственный институт имени В.И. Сурикова. Член Международного художественного фонда и Союза художников России. Участник более 200 выставок в стране и за рубежом, из них 13 — персональных.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.