eda.jpg

Праздник еды.
В Берлине вот уже 85 лет существует крупнейшая в мире «столовая» — ежегодная выставка сельского хозяйства и продовольствия под названием «Зеленая неделя». Что мы едим, как едим и что будем есть — узнавал на ней The New Times


Первая выставка товаров из села и для села прошла зимой 1926 года. Тогда на берлинских улицах было необычно зелено, но не от цвета листвы, а от заполонивших столицу толп крестьян и сельских жителей в костюмах из зеленого сукна. Отсюда и пошло название выставки, которую, несмотря на тогдашнюю разруху в Германии и непомерные послевоенные репарации, посетило свыше 50 тыс. человек — выдающийся успех по меркам того времени. Впрочем, это неудивительно — пятая часть площадей тогдашнего Берлина использовалась для сельскохозяйственных нужд. В городе насчитывалось около 100 тыс. голов домашнего скота, более полумиллиона домашних птиц, почти 200 тыс. берлинцев содержали личные подсобные хозяйства. Впрочем, и сегодня эта традиция жива: в черте нынешнего Берлина расположено более 80 тыс. садовых участков. Подсчитано, что за все годы существования «Зеленую неделю» посетило около 33 млн человек.

Сегодня и завтра

«Зеленая неделя» — это возможность и себя показать, и у других поучиться. Показывают, по традиции, не только продовольствие, которое производится, если судить по выставке, в гигантских масштабах, но и продукты будущего (соевая колбаса, неотличимая по вкусу от настоящей, содержит калорий и консервантов на порядок меньше), новейшие образцы сельхозтехники и новые технологии производства. Например, на площади более 4 тыс. квадратных метров было возведено современное фермерское хозяйство. Коровы, свиньи, домашняя птица, грядки с капустой и салатом — за всем этим в течение десяти дней присматривала самая обычная фермерская семья. На помощь им пришли последние технические разработки. Например, уборку в коровнике производил специальный робот. Посетители могли наблюдать полный цикл работ — выращивание и сбор овощей, переработку молока. Естественно, продукты можно было пробовать. С экскурсией на эту сельскую «фабрику» взрослые приходили с детьми, которым, может быть, это было даже более интересно и уж точно познавательно. Тем не менее рядом с фермерским хозяйством работал ярмарочный детский сад, где родители могли оставить своих чад с 9 утра до 18 вечера.

Самая современная идея выставки — агросектор способен решать насущные энергетические проблемы. Компании, работающие в этой сфере, доказали, что когда постоянно повышаются цены на энергоносители и еще быстрее растет загрязнение окружающей среды, переработка биомассы может стать неплохой альтернативой традиционному топливу. Например, рапса, собранного всего с одного гектара, хватает для производства биодизельного топлива, достаточного для того, чтобы автомобиль среднего класса мог проехать 30 тыс. километров.

А вот еще одно ноу-хау: в начальные школы по всей Германии уже несколько лет бесплатно поставляется настольная игра «Свежие фрукты в тропическом путешествии». Дети в прямом смысле играючи знакомятся с темой «Сбалансированное питание» — при популярности гамбургеров и связанной с этим проблемой избыточного веса детей это совсем небесполезно. Уже несколько тысяч учителей немецких школ использовали эту игру во время занятий.

EDA_1_EASTNEWS.jpg
На ярмарке сосиски из мяса лося и кенгуру конкурировали с традиционными немецкими колбасками
В калашный ряд

Наши люди в «Зеленой неделе» тоже участвуют. В 1993 году питерская фирма «Российский фермер» выставила несколько стендов с мясомолочной, кондитерской и хлебопекарной продукцией. По соседству царил прилавок московского завода «Кристалл», который тогда и представить не мог, что кто-то потеснит его с мирового водочного рынка. Вот и все. И в дальнейшем наше участие было также весьма скромным. Лишь в 1999 году было пробито «сельскохозяйственное окно» в Европу. На сегодняшней ярмарке российский павильон самый крупный — около 6 тыс. квадратных метров. В нем разместились 27 коллективных экспозиций из регионов. Показывали практически все виды продукции: колбасы, в том числе вяленые, кызы и копченую оленину; молочные продукты, сыры, пельмени, икру черную и красную; рыбу разных сортов: соленую, копченую и мороженую; консервы овощные, приправы; мороженое, квас, соки и морсы. Ну и конечно — пиво, водку, вина, шампанское...

«Русские умеют себя показать, — отметил жизнерадостный глава пресс-службы «Зеленой недели» Вольфганг Рогаль. — Их трудно потом забыть — даже людям непьющим!»

Пир для гурманов

Немцы любят поесть — это известно всем. Две трети выставочной площади (а она составляет свыше 115 тыс. квадратных метров) занимают образцы продуктов со всех уголков земного шара. Здесь есть всё — от французских устриц до австралийских котлет из мяса кенгуру, от норвежского шашлыка из лосятины до экзотичных морепродуктов, от копченой жеребятинки до балтийских угрей, от отбивной из крокодила до нашего российского слабосольного муксуна, от немецкого пива и корейской женьшеневой настойки до возбуждающего тибетского чая из подозрительных травок.

EDA_EASTNEWS.jpg
«Зеленая неделя» — это место, где потребители могут встретиться с производителями товара лицом к лицу

Ваш автор попробовал обойти все павильоны — не получилось. Потому что даже если пробовать всего понемножку, то все равно где-то на полпути приземлишься в одном из 78 кафе, разбросанных по выставке, да так там и останешься. В общем, праздник еды...

А чтобы донести все купленные продукты (а «Зеленая неделя» — это, собственно, выставка-продажа), необходима скорее тележка из супермаркета, чем зеленая сумка, купленная у входа.
 

Спрос на сосиски из экзотического мяса кенгуру только в первый день работы выставки втрое превысил популярность стандартных немецких свиных колбасок  


 

Впрочем, есть посетители, которые идут на выставку вовсе не за кулинарными изысками. Это — любители животных. Здесь можно приобрести хомячков или экзотичные породы кошек и собак. А один берлинец по имени Кнут купил даже поросенка. Надеюсь, не для кухни.

EDA_1_REUTERS..jpg
Девушка-талисман марки голландского сыра готовит стенд к открытию выставки

В последний день работы выставки там было особенно многолюдно: за полцены распродавали продукты. Так, пять копченых балтийских угрей — деликатес из деликатесов — стоили всего €10. Одна проблема: как столько съесть.

Чем нас кормят?

Этот вопрос волнует сотни миллионов людей. Собственно, на него и должна была ответить сельхозвыставка. На ее ход, естественно, в той или иной мере повлиял так называемый «диоксиновый скандал», разразившийся в Германии в начале января, когда обнаружили, что в кормах для птиц и свиней сильно превышена норма содержания ядовитого вещества диоксина. Причина — нарушение технологии фирмой-производителем. Было временно закрыто более 5 тыс. хозяйств, где эти корма использовались. Граждане перепугались. В результате спрос на сосиски из экзотического мяса кенгуру только в первый день работы выставки втрое превысил популярность стандартных немецких свиных колбасок (поверьте, очень вкусных — в отличие от кенгуриных!).

EDA_REUTERS.jpg
Сельхозпродукцию свозили в Берлин тысячами тонн

EDA_2_REUTERS..jpg
В павильонах «Зеленой недели» можно было попробовать весь представленный товар
В это же время 50 министров сельского хозяйства из разных стран мира обсуждали проблему производства безопасных кормов и альтернативы индустриальному методу производства сельхозпродукции (заметим, что никто ничего нового не предложил). Эта тема актуальна еще и потому, что в развитых странах все шире распространяется идея отказа от применения в сельском хозяйстве «грязных» промышленных технологий — из-за них-то и попадают в продукты токсичные вещества. Правда, виновато может быть и элементарное нарушение норм производства. Тем не менее уже сотни объединений граждан по всему миру борются против индустриализации сельского хозяйства, получая дотации от своих правительств и международных организаций. На пропаганду «чистых» продуктов и создание «экспериментальных» производств расходуется до ?3 млрд в год.

Во время «Зеленой недели» в Берлине прошла масштабная демонстрация против традиционных способов выращивания сельскохозяйственных животных. Полуголые девушки, забравшись в клетку, изображали страдающих кур. Защитники животных утверждают, что накопленный в птичьих мозгах «адреналин страдания» выплескивается в мышечную ткань. Противоположных демонстраций, которые бы внушали потребителям, что при доиндустриальном способе производства продуктов миллионы людей в мире просто умерли бы с голоду, никто не проводил. Однако этот аргумент участвует в глобальном споре о будущем сельского хозяйства* * The New Times писал об этом в № 5 от 4 февраля 2008 года. .

Свои резоны и у потребителей. Да, французская пулярка вкуснее, чем поточный бройлер. Но за килограмм натуральной французской курицы вы заплатите ?15–20, а за «поточную»
21012011_20110121_145620_21.jpg
Энтузиастки «чистого» производства протестовали против современных методов выращивания кур
немецкую или польскую — всего ?2. Кстати, во время работы выставки ветеринарные службы Германии отменили карантин тысяч хозяйств, производящих яйца, птицу, свинину, так как диоксин там содержался в таких микроскопических дозах, что был неопасен для здоровья.

Миф под названием «био»

Что, собственно, представляет собой приставка «био», которая так популярна сегодня?

Германский фонд по защите прав потребителя Stiftung Warentest, экспертизам которого немцы доверяют, предупреждает: «био-продукты» не только не вкуснее обычных, но часто и не полезнее для здоровья. За последние восемь лет Stiftung Warentest протестировал 85 категорий продуктов питания, и эксперты установили, что «экологически чистые» и «традиционные» товары практически в одинаковом соотношении достойны оценки от «очень хорошо» до «неудовлетворительно». Так, детское питание, маркированное белым шестиугольником с зеленой окантовкой, соответствовало стандартам всего в 13% случаев, а «био»-рапсовое масло не выдержало сравнения с обычным с точки зрения вкусовых качеств.

Голландские ученые год назад провели исследование, которое не подтвердило, что детское питание с маркировкой «био» является панацеей от экземы и прочих видов аллергии. А в Германии следы пестицидов зафиксированы не только в 16% «традиционных» продуктов, но и в 5% «био».

EDA_3_REUTERS..jpg
Министр сельского хозяйства ФРГ Ильзе Айнгер и президент Ассоциации фермеров Германии Герд Сонляйтер в павильоне провинции Бавария

Расход производителей на «био»-продукцию в мире составляет, по приблизительным расчетам, от ?34 млрд до ?40 млрд. Фанатам «правильного» питания это удовольствие обходится на 30–50% дороже. А в России ножницы цен на «био» и обычные продукты и вовсе доходят до 1000% — мода стоит дорого. Основной вывод: «био» — это скорее то, что не наносит вреда окружающей среде, а не нашему здоровью.

На выставке «натуральную» еду демонстрировали лишь как один из трендов сельхозпроизводства. Традиционно «Зеленая неделя» старается совместить два направления: накормить, что очень важно для человечества, и вкусно накормить, что важно для жителей развитых стран. Походишь по выставке, оставишь сотню евро, попробуешь кальвадос 1960 года и кажется — проблем нет...
eda2.jpg



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.