В СССР телевидение считалось бесплатным. Однако в реальности граждане за него все же платили, пусть и косвенно. «В советское время плата за распространение эфирного телевидения была заложена в стоимость самих телевизоров, которые производила наша промышленность, — поясняет Дмитрий Юревич, руководитель службы по связям с общественностью Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС). — То есть часть от цены проданного телевизора шла на распространение телесигнала».
Сегодня эфирное телевидение (то есть федеральные и ряд массовых каналов) в России по-прежнему бесплатное — почти. «Эфирное телевидение все же правильнее называть условно бесплатным, — говорит Владимир Лившиц, руководитель информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ). — На самом деле каждый из нас ежемесячно получает квитанцию, в которой есть пункт — плата за телеантенну». Действительно, в платежке за коммунальные услуги такая графа имеется. К примеру, в Москве плата за ТВ-антенну составляет 95 рублей в месяц, в подмосковном Реутове — 68 рублей, в среднем по России — около 50 рублей. В Минкомсвязи РФ The New Times пояснили: размер платы за телеантенну определяют муниципальные власти совместно с оператором, который обеспечивает доставку телесигнала. По приблизительным оценкам, население России ежемесячно вносит в виде платы за антенну около 1 млрд рублей. Эти деньги поступают в муниципальные бюджеты. После чего определенная их доля (в каждом муниципалитете своя) переводится частным компаниям-операторам.
Впрочем, то, что называют телеантенной, во многих случаях сегодня таковой не является: в крупных городах на смену эфирным антеннам активно приходят кабельные сети. К примеру, большую часть москвичей обслуживают компании кабельного ТВ, входящие в холдинг «Национальные телекоммуникации». Вместе с набором общедоступных эфирных каналов жители столицы за 95 рублей получают еще около 20 телеканалов в хорошем качестве. По словам Светланы Шиф, руководителя пресс-службы компании «Национальные кабельные сети», эта услуга входит в так называемый расширенный социальный пакет, но от нее можно и отказаться: «Если вы не хотите смотреть дополнительные каналы, всегда есть возможность услугу отменить, написав заявление вашему оператору. Точно так же вы имеете право сами выбрать компанию-оператора».
Между тем к 2015 году, согласно Федеральной целевой программе «Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009–2015 гг.», Россия должна перейти на централизованное цифровое телевидение. Цена проекта — 127 млрд рублей, 80 млрд выделяется из федерального бюджета. Необходимость перехода на цифру чиновники объясняют тем, что в 2015 году прекращается действие международных норм, гарантирующих защиту от помех аналогового телевидения в 500-километровой приграничной зоне. «Мы рискуем потерять единое информационное пространство», — заметил на днях по этому поводу Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций, выступая в Госдуме.
Однако для приема цифрового сигнала нужна специальная приставка, средняя цена которой — 3 тыс. рублей. Предполагалось, что федеральный бюджет будет дотировать их приобретение, то есть для граждан приставки будут бесплатными. Но кризис заставил чиновников отказаться от этой идеи. Правда, для социально незащищенных слоев обещают предусмотреть скидки. Кроме того, когда развернется массовое производство приставок, они, скорее всего, начнут дешеветь и станут доступны. Минпромторг и Минэкономразвития уже получили указания до августа 2009 года представить в правительство предложения, касающиеся господдержки отечественных производителей оборудования для цифрового ТВ. Что касается его доступности, то министр связи обещает, что 8 центральных телеканалов останутся бесплатными.
Сегодня Первый канал охватывает 99% территории России, канал «Россия» (ВГТРК) — 95%, НТВ — 75%. «Культура», «Спорт» и «ТВ Центр» освоили 50% территории РФ. Подавляющее большинство россиян имеет возможность смотреть не менее 10 бесплатных телеканалов. Платные операторы сегодня предлагают до 200 телеканалов. В последние годы число абонентов платного ТВ росло на 15–25% в год. Платным ТВ охвачено около 20 млн домохозяйств. Объем рынка платных ТВ-услуг оценивается в $1 млрд (2008 год).
Источник: IKS-Consulting, «Эксперт»