#Главное

#Суд и тюрьма

Смотрим всем миром

25.05.2009 | Мастеров Валерий , Букалов Алексей | №20 от 25.05.09

Чем потчуют телезрителя за рубежом

Современное российское телевидение становится все более развлекательным. Может быть, это общемировой тренд? The New Times решил узнать, что собой представляет и по каким принципам работает телевидение в разных странах

Любимая тетушка

Марина Кремнева
Лондон


«Аудитория всегда в центре того, чем мы занимаемся» — этот слоган можно увидеть в любом из лондонских зданий Британской телерадиовещательной корпорации BBC. Результат налицо: согласно опросам исследовательской компании MORI, корпорации доверяют 49% британцев, то есть больше, чем правительству (10%), системе здравоохранения (46%) и Англиканской церкви (35%).
В народе BBC называют ласково «тетушкой». В своей деятельности эта «дама» руководствуется Королевской хартией, гарантирующей ей независимость от правительства и частного бизнеса. BBC в основном финансируется зрителями посредством лицензионного сбора — £11 в месяц с семьи.
£3 млрд 500 млн — лицензионный сбор. Еще около £1 млн поступает из других источников — гранты министерства иностранных дел Великобритании, доходы от коммерческих структур BBC (например, от телеканала BBC World, рассчитанного на зрителя за границей) и доходы от продажи программ иностранным телерадиовещательным компаниям.
Как угодить 60-миллионной публике, на деньги которой в основном существует корпорация? Есть четыре основных телеканала: BBC-1, BBC-2, BBC-3 и BBC-4. У каждого — своя аудитория. BBC-1 рассчитан на массовую аудиторию, его смотрит около 80% населения страны. Здесь идут самые популярные сериалы: Eastenders (о жизни двух семейств из бедного лондонского района East End, сейчас он превращается в модное место обитания альтернативных художников), Doctor Who (научная фантастика о приключениях загадочного иноземца по имени Доктор), Ashes to Ashes (продолжение сериала «Жизнь на Марсе») и Casualty (о жизни в отделении больницы, романах врачей и страданиях пациентов). В пятерку самых рейтинговых передач входит и развлекательное шоу Apprentice («Ученик») — копия американского — с участием знаменитого в Великобритании бизнесмена сэра Алана Шугара. Больше двух месяцев страна наблюдает за тем, как 12 кандидатов бьются за возможность получить годовой контракт в компании Шугара с шестизначной цифрой зарплаты.
BBC-2 позиционируется как самый новаторский в Великобритании. В пятерку лучших в апреле этого года вошли: Apprentice — You are Fired! («Ученик, ты уволен!», разговор с теми, кто выбыл из программы), фильм «Бест — сын своей матери», о том, как алкоголь сгубил известного ирландского футболиста Джорджа Беста, спортивная программа «Матч дня» и программа известного журналиста Луи Теру о жизни педофилов в американской тюрьме.
BBC-3 главной задачей считает завоевание аудитории в возрасте от 16 до 34 лет. На этом канале популярностью пользуются комедии, программы типа «Самые строгие родители в мире», сериал «Герои» и реалити-шоу. Его целевая аудитория, как правило, смотрит программы не по ТВ, а по интернету через разработанный специально для BBC iPlayer.
И наконец, BBC-4 — это канал для интеллектуалов. Здесь показывают добротные документальные фильмы, культурные и научные программы. Не стоит забывать и о круглосуточном новостном канале BBC News: его смотрит около 7,5 млн зрителей еженедельно, в то время как конкурента — Sky News — 4,3 млн.

Ты можешь покорить Америку!

Ольга Голованова
Бостон


Согласно социологическому исследованию, проведенному в Мэрилендском университете в 2008 году, счастливые люди меньше всего смотрят ТВ. Не потому что им не нравится это занятие, просто они предпочитают уделять время другим делам — пишет газета New York Times.
По данным Nielsen Media Research,¹ самое популярное телешоу в Америке за 2009 год — «Американский кумир», которое вышло на экраны в 2002 году. Участники этого шоу соревнуются за голоса зрителей и судей, исполняя песни. Главная идея «Кумира» — любой человек независимо от возраста, социального статуса или внешности может покорить Америку. Это телешоу породило множество «передач-близнецов» во всем мире. Финалисты подобных программ — не только участница «Евровидения» Анастасия Приходько (она выиграла русскую версию «Американского кумира» — «Фабрику звезд»), но и Сьюзан Бойл, которая доказала, что возраст и внешность не могут встать на пути истинного таланта. Тем самым такого рода шоу как бы говорят зрителю: «На месте этого героя мог быть ты!»
Также в десятке самых популярных программ в США в этом году сериалы «Анатомия Грей», «Доктор Хаус» и «Отчаянные домохозяйки», которые показывают общедоступные ABC и Fox.
Главный герой сериала «Доктор Хаус» — гений, занимающий зрителей не только и не столько своими врачебными способностями, сколько иронично-пессимистическим взглядом на жизнь. К тому же док обременен решением непростых морально-этических вопросов: например, стоит ли спасать серийного убийцу, приговоренного к смертной казни? Или — насколько оправдана эвтаназия?
«Анатомия Грей» — тоже о проблемах морального выбора, хотя и через призму любовного сюжета и непростых отношений, которые складываются между сотрудниками больницы. Еще американский зритель любит комедии. Среди популярных, например, комедия «Два с половиной мужчины» — о том, как отец-одиночка воспитывает сына, а также своего брата-холостяка, с которым они живут вместе.
Среди хитов ABC также — реалити-шоу «Радикальная переделка», где людям, которым не нравится, как они выглядят, предоставляется возможность сделать пластическую операцию, новую прическу и обновить гардероб. Похожая передача идет на канале NBC и занимает первое место в рейтинге передач на этом канале. Это реалити-шоу посвящено проблеме многих американцев — ожирению. Участники шоу под наблюдением специалистов соревнуются в том, кто быстрее похудеет.
Судя по тем дискуссиям, которые идут в блогах, молодые американцы тяготеют к программам, которые позволяют не только сопереживать любимым героям, но и оказаться или во всяком случае представить себя на их месте. Как ни странно, блогеры откликаются и на те морально-философские вопросы, которые выносятся на широкое обсуждение посредством сериалов.

Сериал «Холокост» изменил Германию

Йохи Хубер
телеобозреватель газеты «Тагесшпигель»
Берлин


В телевидении, как в зеркале, отражается то, чем живут сегодня немцы. Зритель восточных земель больше смотрит частные каналы, чем зритель западный. Очевидно, что там выше потребность в развлечениях. А, например, передача о морских гадах найдет своего зрителя в Гамбурге, но никак не в Баварии. Но вся Германия смотрит криминальные сериалы, поскольку там развивается «архетипический сюжет», близкий немцам восточным и западным, — покушение на универсальные человеческие ценности и их триумфальное восстановление. В Германии нет общенационального канала: телевизионный федерализм в ФРГ был введен после Второй мировой войны из политических соображений как реакция на централизованную пропаганду времен Треть­его рейха. Это была мера, призванная не допустить какой-либо монополии на информацию. В 1960-х канцлер Аденауэр попытался открыть общегосударственный канал, однако Конституционный суд признал это незаконным, нарушающим принцип независимости земель.
Одна из главных задач, стоящих сегодня перед общедоступными телеканалами Германии, это содействие интеграции мигрантов в германское общество. Но справляется телевидение с этим плохо: например, в популярном сериале «Место преступления» телеканала ARD мигранты всегда — жертвы.
В Германии постоянно раздаются жалобы на плохое телевидение, которое оболванивает людей. Впрочем, у зрителя есть выбор: например, специализированный театральный канал предоставляет публике продукт исключительно высокого качества.
Может ли телевидение влиять на ценностные ориентиры общества? Конечно. Пример тому — тот эффект на немецкую публику, который имел американский сериал «Холокост», показанный в январе 1979 года. Тогда впервые в ФРГ история катастрофы была не только рассказана, но и показана на примере еврейско-немецкой семьи Вайс. Фильм имел необычайный успех. И сегодня немецкому телевидению удается оказывать влияние на ситуацию в обществе. Не так давно на ARD был показан фильм о посттравматическом опыте отправленных в Афганистан солдат бундесвера. После этого в бундесвере для солдат был организован специальный медицинский центр.

Материал подготовила Катя Колльманн.
Перевод Елены Земсковой
Треножник китайского ТВ

Нина Демидо
Институт Дальнего Востока РАН
Пекин

Китайское телевидение, отметившее в 2008 году свой 50-летний юбилей, зиждется на трех составляющих — идеологии, экономической эффективности и научно-техническом прогрессе. Его аудитория — 1 млрд 205 млн человек. Главной задачей телевизионных СМИ во главе с Центральным телевидением Китая (ССTV) — бесспорным лидером, вещающим на 19 каналах, — провозглашается «формирование правильного общественного мнения, пропаганда политического курса партии и государства, удов­летворение растущих духовных потребностей народных масс». Среднестатистический китаец проводит перед экраном более трех часов в день. Однако ввиду неравномерности экономического развития страны по своему «содержимому» потребительская «телекорзина» существенно разнится у жителей центра и периферии. Телезрителю в 31 крупнейшем городе в среднем доступны 32 канала. Плюс есть международные спутниковые каналы, но они нелегальны: установка домашних «тарелок» запрещена нормативным актом Госсовета, но практикуется весьма широко. А жителям маленьких китайских деревень (до 20 дворов), в которых живет около половины населения страны, только в 2010 году, после завершения национальной программы «Радио и телевидение каждой деревне», будет гарантирован прием по кабелю 8 каналов. Пока же в большинстве деревень «ловятся» 1–2 основных госканала, и то не очень устойчиво.
Все программы — информационно-публицис­ти­­­­­­ческие, культурно-образова­тель­ные и раз­­­­­­вле­кательные — строятся с учетом «национальной специфики», пропагандируя традиционные этические ценности (конфуцианство) и национальную культуру.
Самые высокие рейтинги у телезрителей имеют ежедневный вечерний обзор новостей и телесериалы, которые идут по первому каналу ССTV–1 в прайм-тайм, а также телешоу типа «Фабрики звезд».
Каждый год растет и число производимых сериалов: в 2008 году их было выпущено 502 общим объемом 14 498 серий. Больше половины — это современные семейные саги, любовные мелодрамы, криминальные драмы, ситком и т.д. Остальные — сериалы на историческую тему (в том числе популярный тип «костюмного сериала» в стилистике средневекового китайского театра и на сюжеты глубокой древности) и «особо важную тематику» — революционную историю и историю КПК.
Партийный контроль за телевещанием воспринимается как неизбежность: по наблюдению Дэвида Мосера, работавшего в качестве консультанта на англоязычном канале CCTV‑9, «99% цензуры осуществляется самими сценаристами и продюсерами», поскольку «преду­преждения сверху развивают интуитивное понимание пределов допустимого».

Мухи реформируют дерьмо

Валерий Мастеров
Варшава


Общественное ТВ в Польше представляет крупнейшая компания «Польское телевидение», председатель правления которой руководит всеми ее каналами. Прежде всего это лидеры рейтингов — TVP I («Первый») и TVP II («Второй»), а также сугубо информационный — TVP INFO. Кроме них, в сеть общественного ТВ входят тематичес­кие каналы — «Полония» (для польской диаспоры за рубежом), «Культура», «История», «Спорт» и другие.
В Польше сейчас зло шутят, что о телевидении интереснее читать, чем его смот­реть: некоторое время назад режиссеры Анджей Вайда, Агнешка Холланд, Кшиштоф Краузе, поэтесса Юлия Хартвиг и многие другие деятели культуры призвали бойкотировать общественное телевидение, считая, что им руководят бывшие неонацисты и оно стало слишком политизированным. «Сегодня общественную миссию телевидения осуществляют люди, которых вы наверняка не пустили бы на порог», — убеждают они польс­ких граждан.
На архивной полке могут оказаться даже культовые фильмы. Так, в 2006 году на волне победного шествия партии «Право и справедливость» братьев Качиньских пришедший к руководству общественным телевидением Бронислав Вильдштейн объявил вредными и запретил к показу сериалы «Четыре танкиста и собака» и «Ставка больше, чем жизнь», признанные самыми популярными за всю историю польского ТВ.
В сейме идет обсуждение проекта нового Закона о СМИ, который, по заявлению председателя комиссии по культуре Ивоны Следзиньской-Катарасиньской, должен «прервать процесс морального падения общест­венных медиа», характерной чертой которых стала политическая ангажированность. Одни видят выход в принятии такого закона, который дал бы возможность влиять пришедшему к власти политическому руководству на состав правления «Польского телевидения». Другие находят в этом покушение на свободу слова. Третьи считают, что для общественного телевидения никакого спасения нет: кто бы ни пришел к руководству, потянет за собой своих людей. «Слишком многие хотят на ТВ заработать большие деньги. Мухи никогда не будут заинтересованы реформированием дерьма», — саркастически замечает сценарист и драматург Анджей Сарамонович.

Дверь в дверь

Алексей Букалов
Рим


Бенито Муссолини, независимо от Ленина, утверждал, что «кино — важнейшее из искусств». Плакаты с этим высказыванием дуче висели в свое время во всех кинотеатрах. Сегодня на Апеннинах важнейшим из искусств является ТВ: десяток крупнейших национальных телеканалов борются за аудиторию и кошельки рекламодателей, пытаясь перещеголять друг друга. Разделяются они так: три канала государственной радиотелевещательной корпорации RAI. Три канала «Медиасет», принадлежащих семье премьера Сильвио Берлускони («Италия-1», «Рете-4», «Канале-5»), плюс несколько формально независимых каналов, из которых самым влиятельным считается «Ла сетте» (La 7).
Итальянское общество весьма политизировано, до недавнего времени большинство творческих работников СМИ не скрывали своих левых убеждений, а третий канал (RAI-3) даже называли «Кабульским радио» за его прокоммунистические передачи. В последние годы ситуация изменилась. Берлускони использовал свою медиаимперию как мощный рычаг влияния на массы, в результате не только привел свою партию к власти на выборах, но и изменил соотношение сил на самом телевидении.
По мнению экспертов, эта операция (но не одна она) имела следствием заметное снижение общего культурного и интеллектуального уровня ТВ: сегодня оно почти лишилось образовательного и художественного потенциала, которым обладало в 60–70-е годы. «Усредненные» непритязательные шоу для домохозяек, бесконечные конкурсы — на все возрасты и степень подготовки — и неудержимая волна рекламы, теперь уже и на государственном телевидении, за пользование которым налогоплательщики вносят в казну по €200 в год.
Самый распространенный жанр сегодня — это ток-шоу. Многие из них носят сатиричес­кий и даже обличительный характер. Наиболее популярное — передача журналиста и писателя Бруно Веспы на первом канале RAI — «Дверь в дверь», с приглашением деловой и политической элиты. Темы — самые актуальные, от громкого убийства до развода Берлускони. Авторитет Веспы высок, и отказываться от его приглашений не принято.
Параллельно существуют две «разоблачительные» передачи на третьем канале RAI — Report (с социально-экономическим уклоном) и авторская программа Микеле Санторо с комментариями и карикатурами, часто очень злыми.
Пощелкав кнопками на пульте, можно увидеть местную версию «Остаться в живых» (здесь он называется «Остров знаменитых»), в феврале на протяжении недели скоротать вечера с поднадоевшим песенным конкурсом Сан-Ремо, а остальное время (особенно выходные) — спорт, спорт, спорт!

Зритель начал уставать

Савик Шустер
Киев


Украинский телезритель, в отличие от российского, неоднороден. Запад, восток и центр Украины по вкусовым соображениям очень сильно отличаются друг от друга. Запад больше смотрит европейский продукт, восток — российский, Киев — абсолютно все. Около 30–35% смотрят политические программы, что является следствием бесконечных политических баталий. Хотя зритель и начал уставать: рейтинги свидетельствуют, что люди начинают тяготеть к развлекательному формату. Свою роль тут сыграл экономический кризис: хочется забыть о настоящем. Впрочем, общенациональные политические ток-шоу по-прежнему забирают 15–20% аудитории. Шоу «Шустер-live» — политическое ток-шоу — идет по пятницам и длится 4 часа. Оно посвящено событиям недели, причем не только политическим, и включает в себя разные элементы: дискуссия в студии, прямые включения, телемосты.
На Украине кризис по телевидению ударил сильнее, чем, скажем, в России или других европейских странах. Рынок рекламы сократился, по разным данным, в 3–4 раза. Тем не менее 16 каналов — и все пока живут. Пристрас­тия у рекламодателей самые разные: пиво и водка идут в спортивные и развлекательные передачи, реклама банковская и финансовая — в политические.


1 Компания, которая ежедневно подводит рейтинги телепрограмм.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.