Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Занусси смотрит в «Зеркало»

25.05.2009 | №20 от 25.05.09

«Я очень рад, что уже немолодой». 25 мая в Иванове открывается III Международный фестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Почетный гость фестиваля режиссер Кшиштоф Занусси рассказал The New Times о том, почему искусство Тарковского необходимо людям с тоской в душе

Для меня участие в фестивале «Зеркало» — не только дань памяти друга и великого режиссера. Если я могу способствовать тому, чтобы работы Тарковского узнало новое поколение зрителей, то всегда с огромным удовольствием буду это делать. Тем более что сегодня и в России, и на Западе много молодежи, способной понять и полюбить картины Тарковского. Ведь элитарный зритель всегда существует. Потому что известно: только элита двигает этот мир вперед.

Проснитесь!

Под элитой я подразумеваю людей, в душах которых есть тоска по чему-то великому, рождается и живет стремление к высоким идеалам. Но такое стремление надо разбудить! Знаете, на этот счет существует хорошая итальянская пословица, которую можно перевести на любой язык мира: «Если в ваших снах появляются мечты, один из способов их реализовать — проснуться». Поэтому так важно, чтобы люди просыпались. Чтобы они искали не «усредненных» удовольствий, а общения с высоким искусством. Тогда они найдут радость в том, например, что посмотрят фильмы Тарковского.
В России «проснувшихся» людей сейчас, конечно, гораздо больше, чем в советские времена. Но все равно я вижу, что в вашей стране не хватает инициативы, здесь очень мало желающих взять жизнь в свои руки. Мне это не кажется правильным. Я хотел бы видеть в России людей активных и не собирающихся сдаваться на милость обстоятельств. Но пока наблюдаю много таких, которые живут по принципу: раз ничего невозможно сделать, то лучше ничего и не делать. Это такая нехорошая российская традиция — обломовщина...

Русский глянец

Главный вопрос, который я задаю себе, размышляя о современной России, таков: возможна и нужна ли сегодня российская империя? По-моему, нет. Потому что слова о некоем «политическом влиянии» страны сейчас звучат старомодно, в духе XIX века. В современном мире сила государства определяется прежде всего состоянием ее экономики. И если экономика страны сильна, то и без всяких политических телодвижений это государство имеет вес в мире.
А в культуре страны, мне кажется, важно думать о том, чтобы, с одной стороны, не потерять национальные особенности, а с другой — стать полноценной частью культуры мировой. А в России часто предпочитают просто подражать — к примеру, западным образцам поп-культуры. Но, скажем, русские глянцевые журналы удивительно примитивны!

Не хочу смотреть Тарантино

У коллег недоделок и ошибок стараюсь не искать. И фильмы всегда начинаю смотреть в надежде на то, что они мне понравятся. Если подозреваю, что картина будет мне неинтересна, просто не смотрю: не хочу себя чувствовать отравленным.
Скажем, фильмы Тарантино я уже видел и больше не хочу — до тех пор, пока он не снимет нечто отличное от того, что делал раньше. Мне это уже неинтересно: раз бы сделал — и хватит! Триер тоже несколько повторяется, но он стилистически интересен и был немножко моим студентом (Ларс фон Триер посещал мастер-классы Кшиштофа Занусси. — The New Times), так что я обязан обращать внимание на его работы.
Что касается русских режиссеров, то сейчас, например, очень жду новый фильм Андрея Смирнова (рабочее название картины «Жила-была одна бабка». — The New Times). Мне нравятся работы Никиты Михалкова, молодого Чухрая — Павки, отца и сына Германов, Сокурова... Как раз на фестивале «Зеркало» покажут «Анну Каренину» Сергея Соловьева, его работы тоже вызывают у меня неизменный интерес... Вот думаю, всех ли я назвал — не хочу кого-то обидеть, потому что среди русских режиссеров у меня очень много друзей.

Поговорю со зрителями
Ненавижу пересматривать собственные фильмы! Не буду ходить и на ретроспективу своих картин на фестивале «Зеркало» — лучше с удовольствием поговорю о них со зрителями. Вообще я смотрю свои картины несколько раз в первые месяцы после премьеры, вместе с публикой в разных странах. Тогда я замечаю свои ошибки, делаю выводы о том, что удалось, что нет. Дальше фильм живет своей жизнью. А сам предпочитаю идти дальше, вперед. И, учитывая ошибки, не омрачать жизнь неудачами.

Хуже юности ничего нет
Грядущий юбилей для меня — подведение итогов (17 июня режиссеру исполнится 70 лет. — The New Times ). И потому делаю сейчас такую маленькую картину, которая будет составлена из интервью с героями моих фильмов (например, «Семейной жизни», «Защитных цветов»). Интервью дают актеры от лица своих персонажей, а разговаривает с ними герой самой последней моей ленты «Сердце на ладони».
Вообще, конечно, я боюсь этого юбилея. Жаль, что мне будет уже 70. И очень неприятно, что так случилось! Должны стареть другие люди — почему я? Но с другой стороны, я очень рад, что немолодой. Потому что юность — самый трудный период жизни. Хуже ничего быть не может! В юности на человека накладывается огромная ответственность: он должен определить весь свой дальнейший путь. Так что юным я не завидую... А я сейчас полон сил и энергии. Начал готовить новую психологическую картину, которую буду снимать осенью или зимой. Это лента о «новых» — современных — женщинах. И как всегда бывает в моих фильмах, главная идея — в вечной борьбе добра и зла.

Кшиштоф Занусси
(родился в 1939 г.) — один из самых известных польских режиссеров кино, телевидения и театра, сценарист. Преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, профессор Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с National Film School в Великобритании. Почетный доктор ВГИК (1998 г.). Ставит спектакли в театрах Польши, Италии, Франции, Германии и России. С 1994 г. — консультант Комиссии по делам культуры Ватикана.
Начиная с 1966 г. снял около 60 игровых и документальных фильмов. Важнейшие из них:
1971 — «Семейная жизнь» (приз на МКФ в Чикаго)
1973 — «Иллюминация» (главная премия, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Локарно-73)
1975 — «Квартальный
баланс» 1977 — «Защитные цвета»
1978 — «Спираль» (премия экуменического жюри в Каннах-78, специальный приз на МКФ в Чикаго)
1980 — «Константа» (приз за режиссуру на МКФ в Каннах)
1982 — «Императив» (приз на МКФ в Венеции)
1984 — «Год спокойного солнца» (главная премия на МКФ в Венеции)
1989 — «Состояние обладания»
1996 — «Галоп»
1997 — «Брат нашего Бога»
2000 — «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (Гран-при XXII ММКФ)

III Международный фестиваль имени Тарковского «Зеркало» пройдет с 25 мая по 1 июня. В рамках фестиваля состоится Международный конкурс игровых фильмов (в нем участвуют 12 картин, 6 из которых в России будут показаны впервые). В числе других событий фестиваля — показ программ «К 90-летию ВГИКа», «К 85-летию киностудии «Мосфильм», «Новое российское кино», а также ретроспективы фильмов А. Тарковского и К. Занусси. Президент фестиваля — Инна Чурикова.

Материал подготовила Надежда Старовойтенко

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.