#Родное

Кремлевский фэн-шуй

02.02.2011 | Мартемьянов Максим | № 03 (198) от 31 января 2011 года

Кабинет Владислава Суркова глазами политологов и специалистов по фэн-шуй

32_490.jpg
На аппаратном столе — прямые телефоны и селекторная связь

Создатель впечатлений.
С десяток фотографий офиса главного кремлевского идеолога Владислава Суркова произвели в интернете фурор. Что можно узнать о человеке и чиновнике, рассматривая его кабинет, — выяснял The New Times

Владислав Юрьевич Сурков — человек занятой и не всякий день посещает служебный кабинет. Тем не менее 20 января он был на рабочем месте в крапчатом галстуке и пиджаке в широкую клетку. Перед ним за овальным столом на четвертом этаже здания резиденции президента по адресу Кремль, корп. 14, сидели люди высокообразованные — математики и физики, среди которых был и нобелевский лауреат Вольфганг Кеттерле. Прибыли они в златоглавую с целью для Суркова приятной — обсудить сотрудничество с инноградом «Сколково». Сурков вел оживленную беседу о судьбе курируемого им проекта и, воодушевившись, позволил блогеру Илье Варламову провести подробную съемку своего кабинета. Фотограф шансом воспользовался в полной мере, а результаты разместил в интернете.

Пространство Суркова

Деревянные панели на стенах, из того же материала столы и шкафы с книгами. Чистая классика. Загадочность кабинету придает разве что входная дверь. Человеку, внезапно очнувшемуся в этом помещении, найти выход будет нелегко, так как дверь ничем не выделяется среди стенных панелей. В остальном — добротный кабинет высокого начальника. 

Руководитель сектора изучения элит Института социологии РАН и член партии «Единая Россия» Ольга Крыштановская не раз бывала в этом кабинете. «Фотографии премьера и президента в его кабинете расположены на смежных стенах, — отмечает Крыштановская. — Я изучала манеру расположения портретов первых лиц в регионах. Как правило, они висят рядом. Иногда разделены гербом. У одного губернатора видела, что висят на одной стене, как бы рядом, но портрет Путина на 15 см выше. В этом есть некоторый символизм».

Повесить фото президента и премьера на разных стенках — тоже своего рода символизм.

«Я видела кабинеты чиновников в этом же здании и на Старой площади, — продолжает социолог. — У многих везде какие-то коробки, бумаги... Этот же человек привык все упорядочивать. У него три пульта от разных устройств лежат один к одному, по размеру: от большего к меньшему. Он педантичен». Также Крыштановская заметила на аппаратном столе Суркова портативную метеостанцию, что еще больше уверило ее в том, что хозяин этого кабинета любит следить за разного рода показателями и перепроверять данные — безусловно педант. 

Течение уносит

С точки зрения даосской практики фэн-шуй рабочее место Владислава Юрьевича нуждается в дополнительной настройке. Специально для The New Times президент Академии фэн-шуй Александр Анищенко, используя карты и фотографии здания и кабинета в Кремле, провел профильное исследование. 

32-2.jpg
Забавы ради, считают эксперты, Сурков поместил под стекло «Словарь в помощь избирателю» 1937 года

Оказывается, в текущий период (2004–2023 гг.) ориентация 14-го корпуса Кремля в пространстве магнитного поля Земли — весьма средняя по благоприятности. Внутри здания формируется энергия, которая позволяет быть продуктивным, но не дает желаемых результатов. Фасад ориентирован на реку — и это позитивно. Но изгиб русла пользы не приносит, и течение уносит энергию, а это приводит к оттокам в деятельности, потере времени и утечке денег.

«Кабинет Владислава находится в южном секторе здания. Это один из наименее благоприятных секторов, — утверждает Анищенко. — Его влияние приводит к сложностям в развитии. Для достижения желаемого приходится прикладывать больше усилий, чем хотелось бы человеку. В 2009–2010 годах влияния на этот сектор были более позитивные и процессы шли лучше. Но с наступлением 2011 года ситуация меняется. В этом году хозяину кабинета придется столкнуться с препятствиями. Они придут неожиданно, и к их появлению он не будет готов». В преддверии президентских выборов-2012 усугубляет ситуацию и неправильное освещение. Потолок не полностью запитан светом, и это, по фэн-шуй, подсознательно создает ощущение темного неба. Хозяин такого помещения всегда ожидает чего-то непредвиденного и находится в напряжении. 

«Алло, президент»

Зато со столом у замруководителя, а кое-кто утверждает, де-факто руководителя администрации президента, все хорошо. Он и стоит в правильном месте, и выполнен из благоприятного материала — дерева. Когда Владислав Юрьевич сидит за ним в глубине кабинета, ему достаточно только протянуть правую руку, чтобы связаться с президентом и премьер-министром. На аппаратном столе у него винтажные телефоны-вертушки с табличками «Президент» и «Председатель правительства». Но есть и другие — можно и в Следственный комитет позвонить, справиться о чем-нибудь важном. Есть и два аппарата селекторной связи. Одним нажатием кнопки Сурков может связаться со всеми восемью полпредами президента в регионах, с губернатором Московской области, с лидерами партий — Жириновским и Зюгановым, спикером Госдумы, главой Совета Федерации, генеральным прокурором, а также с председателями высших судов страны и другими важными чиновниками. Хотя спрашивается: почему главу вроде бы независимой ветви власти, судейской, чиновник, даже высокий, может вызывать нажатием кнопки? Советоваться или приказы отдавать? 

«Что касается телефонов, то это показатель статуса, — говорит Дмитрий Фурман, политолог и главный научный сотрудник Института Европы РАН. — Чем больше у чиновника телефонов и чем громче на них имена и должности, тем выше стоит хозяин кабинета. Посетитель сразу это оценивает и ведет себя подобающим образом. Это не только функциональный атрибут, но и инструмент внушения».

Много букв

Библиотека Владислава Суркова привлекла немало внимания. Одни подборку одобряют, другие же считают, что набор книг случаен, а сам Сурков их и вовсе не читал. «У меня есть многие из этих книг, те, что касаются политологии и смежных областей. Ничего особенного для библиотеки политика, — замечает Дмитрий Фурман. — А вот книги о масонах и тамплиерах это уже... куда-то не туда. С одной стороны, абсолютная галиматья, с другой стороны – галиматья заговорщическая». Это очень хорошо ложится на его реальный образ, считает Фурман, напоминая о том, что Сурков стоит у истоков движений «Наши» и «Идущие вместе». И делает вывод: «Из этой библиотеки, из этой каши сложно сделать далеко идущие умозаключения. Много книг по истории императорской России, вообще книг с уклоном в империализм. Такая библиотека могла бы быть у Александра Дугина». 

32-3.jpg
Библиотека Владислава Юрьевича весьма неоднородна: тут и Ницше, и биография Джона Леннона, и история тамплиеров и масонов

Евразиец Александр Дугин, в свою очередь, считает, что Сурков вряд ли досконально изучил свою библиотеку. «У него представлены труды философов, экономистов, социологов, политические труды и чего там только нет. Эти книги скорее «следы» тех, кто бывал у него в кабинете. Есть у него и моя книга».

Если верить Дугину, который неоднократно навещал Суркова в его кабинете, то «наследили» у первого зампреда и кандидат на президентских выборах 2004 года на Украине Дмитрий Корчинский, и ученый-востоковед Титаренко (это не единственная книга про Китай в кабинете Суркова), историк консервативного лагеря Анатолий Уткин, социолог и историк церкви Николай Митрохин и многие другие.

Ольга Крыштановская полагает, что наличие в библиотеке Суркова сочинений Эрнста Юнгера, Бокля и Мишеля Фуко показывает, что Сурков заинтересован в изучении процессов функционирования общества. Труды по сравнительной политологии говорят Крыштановской о том, что их обладатель интересуется зарубежным опытом: «Книги у него не очень систематизированы, но это на первый взгляд. То, что Примаков стоит рядом с Боклем, может означать, что у него своя собственная система, понятная только ему одному».

Олег Владимирович, психолог, пожелавший оставить свою фамилию неназванной, работающий в одном из московских интернатов для психохроников, отметил в такой «оригинальной системе Суркова» отсутствие выраженной педантичности. «Педант есть педант — у него все ровно. Тут же книги расставлены бессистемно: не по росту и не выровнены относительно торцевой части». В то же время психолог полагает, что хозяин кабинета, скорее всего, экстраверт: библиотека в поле обозрения, не закрыта темными стеклами или деревянными дверцами.

Есть в кабинете у Суркова и место для энциклопедий. Целый стенной стеллаж. Там красуется «Британика» и «Краткая Российская энциклопедия». Часть томов перекрывает табличка с надписью, выполненной китайскими иероглифами. Табличка знаковая, важная. На ней не имя и не мудрая китайская поговорка, на ней говорящая надпись — «Суверенная демократия». 

Галерея кумиров

Портреты первых лиц государства и семейные фотографии — обычный чиновный стандарт. Но есть и другие, нестандартные: от фото Отто фон Бисмарка, собирателя немецких земель при прусском короле Вильгельме I и человека, реформы которого возвели на пьедестал чиновников и военных, до убитого в уличной перестрелке знаменитого репера 90-х Тупака Шакура. «Он относится к поколению, выросшему на «Битлз», — говорит Крыштановская. — Для многих его ровесников это культовые фигуры. И он, занимая такой высокий пост, портретами Леннона и Че Гевары не стесняясь заявляет: он не просто чиновник, но и человек со своими взглядами и вкусами».

32-1.jpg
В кабинете замруководителя портреты иностранных деятелей занимают много больше места, нежели отечественных

Психолог Олег Владимирович увидел за портретами бунтарей готовность Суркова принимать все новое, но отметил и забавную особенность: на книжных полках — портреты выдавленного в эмиграцию советской властью поэта Иосифа Бродского и аргентинского писателя-символиста Хорхе Луиса Борхеса. Но сочинений этих авторов найти в библиотеке у чиновника не удалось. Зато есть собрания сочинений (причем издания в основном советских лет) Чехова, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Костомарова, а портреты их отсутствуют. Стол, примыкающий к одному из книжных шкафов, уставлен фотографиями уже упомянутого Тупака, Барака Обамы, ученых Бенуа Мандельброта, автора работы о геометрии природы, Вернера Гейзенберга, великого немецкого физика, делавшего (неудачно) атомную бомбу для Гитлера, и основателя синергетики, физика и лауреата Нобелевской премии Ильи Пригожина. «Портреты в его кабинете создают образ самого авангардного из чиновников, свободомыслящего, и самого заурядного и занудного из бюрократических авангардистов, — подытоживает Александр Дугин общее впечатление от офиса Владислава Суркова. — Вот поэтому он там и сидит. Очень своевременный человек. Кому он служит — непонятно, да он, может, и сам до конца не понял, кому служит. Способность поддерживать разговоры на темы, в которых он ничего не понимает, делает его человеком эпохи».

«Сурков готовился к встрече с физиками и математиками. Я уверен, портреты физиков в его кабинете появились незадолго до встречи с учеными. Думаю, еще месяц назад он не смог бы ответить, кто изображен на этих фотографиях. Он пытается создать образ. Это часть самого удачного за последние одиннадцать лет проекта Суркова — мифологизация самого себя», — делает вывод политолог Станислав Белковский.

А Владислав Сурков тем временем работает, спит, учится и учит. Он вдохновляет, озлобляет, трогает, интересует. Огорчает и вызывает полное недоумение. Выдумывает идеологии и смотрит в окно. А за окном — на морозном солнце колокольня Ивана Великого. Больно режет глаза солнце, отраженное куполом. Он не слышит звона, колокола ему заменяет дребезжание телефонов. Поднимет трубку «Премьер» или «Президент», расправит плечи, выпрямится. А позвонит тому, кто ниже, и покричать может.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.