#Деньги

Посткризисный синдром

01.02.2011 | Грозовский Борис | № 03 (198) от 31 января 2011 года

В Давосе выписали рецепты экономического выздоровления

38_490.jpg

Смена лидеров.
Сквозная тема только что завершившегося Всемирного экономического форума сводится к ответу на вопрос: «Как жить после кризиса?» Главы государств и правительств, собравшиеся в Давосе, включая президента РФ Дмитрия Медведева, в своих выступлениях делали акцент на позитивных экономических результатах, достигнутых в их странах. Руководители компаний и ученые, напротив, не скрывали пессимизма в оценках и прогнозах. Разноречивые точки зрения изучал The New Times

«Посткризисная эра не должна стать предкризисной, — заявил на открытии основатель форума Клаус Шваб. — Мы должны извлечь уроки из случившегося. Ключевой вопрос: вышли ли мы уже из кризиса или происходящее — искусственный результат принятых мер?»

Больше всего на форуме говорилось о проблеме внешнего долга и высокой инфляции. И хотя представители разных стран высказывали сочувствие друг другу в связи с возникшими у них трудностями, реальной взаимопомощи, как показал ход дискуссий, мало. Это дало повод Яну Бреммеру, президенту консалтинговой фирмы Eurasia group, предложить переименовать G20 в G0: и США, и Китай, и Европа сфокусированы исключительно на своих собственных проблемах.

Долговая петля

Главной проблемой для мировой экономики остается сценарий, при котором европейский бюджетный кризис быстро «купировать» не удастся. Согласно опубликованному на прошлой неделе уточненному прогнозу МВФ на 2011 год, долговая петля замедлит рост мировой экономики как минимум на 1%.

Сокращение бюджетных дефицитов европейские страны проводят слишком медленно. Греция довела долг до 150% ВВП и не смогла его оплачивать, и другие страны с подобным уровнем задолженности ведут дело к такому же итогу, сказал на форуме профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, который в свое время предсказал кризис 2008 года.

Есть, однако, и первые положительные подвижки. Образованный летом прошлого года Европейский фонд финансовой стабильности (€750 млрд) разместил дебютный выпуск облигаций на ?5 млрд. Спрос на них превысил предложение в 5 раз — в основном благодаря азиатским инвесторам.

В США также большие проблемы с бюджетом. В обращении к нации аккурат накануне открытия форума Барак Обама назвал бюджетный дефицит неустойчивым и пообещал заморозить невоенные расходы. За десять лет это может дать экономию в $400 млрд.

Но до сих пор Америка мало что сделала для борьбы с бюджетным дефицитом, сказал Рубини, и за ближайшие годы дефицит может вырасти с 60% до 90% ВВП. Во всяком случае пока перспективы роста американского дефицита только ухудшаются — в 2011 году он достигнет, по прогнозу Бюджетного комитета Конгресса (CBO), $1,5 трлн (в 2010-м — на $200 млрд меньше). Дефицит растет из-за налоговых льгот и медленного оживления экономики, констатирует директор CBO Дуглас Элмендорф: «Страна сталкивается с тревожными экономическими и бюджетными вызовами». Весной Конгрессу придется в очередной раз повышать лимит госдолга — он грозит перевалить за $14,3 трлн.
38-1.jpg

Инфляция на подъеме

У развивающихся стран своя «ахиллесова пята»: там растет инфляция, подстегиваемая удорожанием продовольствия и энергоресурсов. Сейчас нефть стоит на 53% дороже, чем в среднем в первом десятилетии XXI века, а продовольствие в 2010 году, по оценке ООН, подорожало на 25%. Рассчитываемый Standard&Poor’s индекс из восьми продовольственных фьючерсов вырос на 44% — максимум за 36 лет.

В развивающихся странах удорожание первичных ресурсов ведет к росту цен, сокращению доходов, демонстрациям и политической нестабильности, отмечает Нуриэль Рубини. Он связал политические волнения в Тунисе, Алжире и Египте с ростом цен.

Риском, который непосредственно затрагивает Россию, участники форума посчитали взлет цен на нефть (о росте цен на бензин читайте на стр. 40). Удорожание барреля до уровня $100 следует считать ошибкой, заявил глава французской нефтяной компании Total Кристофер де Маржери: «Это слишком много, и эта цена появилась слишком рано». 

В Китае за последние месяцы цены были вынуждены поднять международные компании McDonald’s и Starbucks, в Индии повысил цены производитель стали JSW Steel. Рентабельность упала с 20% до 10–12%, констатирует представитель индийского производителя шин Apollo Tyres. Между тем темп удорожания продовольствия в Индии достиг 15,5%.

Еще одно негативное последствие инфляции — приостановка роста мировой торговли. Ведь многие страны мира предпочитают бороться с инфляцией, ограничивая экспорт дорожающих товаров. Так, прошлым летом запретила вывоз зерна Россия, хотя в 2008–2009 годах на нашу страну приходилось 13% мирового экспорта зерна. Ограничила экспорт и Украина, входящая в пятерку мировых лидеров.

Борьба с инфляцией — ключевой приоритет, отметил в Давосе руководитель индийской технологической компании Wipro Азим Премжи. Нацбанк Индии уже приступил к понижению ставок, а китайские чиновники пытаются сбить спекуляции на рынке жилья и заставить банки меньше кредитовать экономику.

К экспансии готовы

Проблема инфляции, с которой сталкиваются сейчас развивающиеся страны, существенная, но значительно менее серьезная, чем долговая проблема, которую пытаются решить развитые государства. Поэтому страны BRIC активно присматриваются к иностранным активам.

«Мы готовимся к поглощениям», — сказал на форуме Адж Годрей, глава крупного индийского конгломерата Godrej Group (потребительские товары). Компания собирается активно наращивать присутствие на рынках Азии, Африки и Латинской Америки. Точно так же, отмечает Годрей, настроены руководители многих индийских компаний.

Готовы к продолжению экспансии и китайские фирмы. Неделю назад президенты Китая и США обсуждали возможность возобновления китайских инвестиций в американскую инфраструктуру. Еще до начала финансового кризиса взлет китайских инвестиций был остановлен нежеланием американцев передавать иностранцам портовое хозяйство. Но сейчас Соединенным Штатам с их бюджетным дефицитом не приходится выбирать: китайские деньги им нужны. Только China Investment Corp обладает ресурсами в $300 млрд. Это новый этап эволюции китайского бизнеса — он идет за рубеж, констатирует Лю Чуаньжи, основатель Lenovo, четвертой по величине компьютерной фирмы мира. В 2005 году она купила компьютерный бизнес IBM. В США им заняты 2000 работников.

Впрочем, форум показал: Китай и Индия — не единственные надежды мирового сообщества. «Это десятилетие пройдет под эгидой Латинской Америки во главе с Бразилией, принимающей у себя Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. А в Азии в лидерах роста не только Индия и Китай, но и Пакистан, Бангладеш, Таиланд», — заявил исполнительный директор рекламного гиганта WPP Мартин Соррел. Он даже предложил исключить из лексикона понятие «развивающийся» в отношении экономик, демонстрирующих ныне самые высокие темпы роста.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.