42_490.jpg

Лампочки на выброс.
С 1 января в России запрещены продажа и производство ламп накаливания мощностью 100 Вт. На смену «лампочке Ильича» чаще всего приходят энергосберегающие лампы. Однако о том, что они содержат опасную ртуть, многие до сих пор просто не знают. При этом в стране не существует системы сбора перегоревших ламп у населения. Что делать с отслужившими свой срок светильниками — выяснял The New Times

В воздухе — странный запах, будто от перегоревшей проводки: «Это полисульфиды, — объясняет корреспондентам The New Times Владимир Тимошин, генеральный директор московского НПП «Экотром». — С их помощью раз в 2–3 месяца мы проводим демеркуризацию — антиртутную обработку помещений: хочешь не хочешь, а лампы, бывает, бьются». Здесь, на Варшавском шоссе, в бывшем покрасочном цехе Замоскворецкого депо метрополитена, находят свой последний приют люминесцентные лампы, которые еще недавно светили жителям столицы.

Особо опасны

Легкое движение руки — и длинную люминесцентную трубку с громким хлопком засасывает в ускорительную трубу. Дальше — дело техники: мощная установка отделяет металлические цоколи от стеклянных трубок, трубки дробятся в мелкую крошку, а их содержимое — ртутьсодержащий люминофор — выдувается в особый контейнер-адсорбер: там ртуть и нейтрализуется.

Почти все идет в дело: металл от цоколей — на вторичную переработку, стеклянная крошка — на отсыпку неровностей дорог. Вот только полученная ртуть практически бесполезна: «После утилизации ламп остается ничтожное количество ртути, — объясняет гендиректор «Экотрома». — Поэтому ее переводят в безопасное «твердое» состояние и захоранивают на полигонах».

За час установка-утилизатор «съедает» 1200 линейных люминесцентных ламп, а всего за год на предприятии перерабатывают около 7 млн штук — 80% всех отработанных люминесцентных ламп в Москве. Клиенты «Экотрома» — заводы и фабрики, магазины, банки, метрополитен, даже Управление делами президента: по закону все организации обязаны сдавать ртутьсодержащие лампы на утилизацию и при этом платить за нее. Не сдать — себе дороже, штраф от 100 тыс. до 250 тыс. рублей для юрлиц: ртутная лампа принадлежит к категории 1-го класса опасности (то есть чрезвычайно опасна).

42-1.jpg
На московском НПП «Экотром» перерабатывают 1200 люминесцентных ламп в час

Да и сама сдача ламп — дело не слишком дорогое: если их мало (до 150 штук), уничтожение одной обойдется в 11 рублей, если больше 150 — вполовину дешевле. «С утилизацией больших проблем нет, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, где она поставлена на поток, — говорит Владимир Тимошин. — Вот в регионах — беда: в России утилизируется только 40% ламп, остальное — в оврагах и помойках».

В середине 90-х «Экотром» запатентовал свою установку: его сотрудники придумали, как безопасно утилизировать отработанные лампы метрополитена. На сегодня установка «Экотрома» — одна из самых передовых в России. Но далеко не всем регионам она по карману: ее цена — от 500 тыс. до 1,5 млн рублей. И хотя за три года, по словам гендиректора, продали около 40 установок, это капля в море: сегодня в стране, по данным Комиссии при президенте РФ по модернизации, существует лишь около 30 заводов и 150 линий по переработке ртутных ламп. В основном они используют старый, термический метод: лампы просто разбивают, разогревают бой до 400°С, а затем улавливают и конденсируют пары ртути. Этот способ, применявшийся еще в СССР, чреват выбросами ртути в атмосферу.

ДЕЗ в помощь

Однако главная проблема сегодня не утилизация (она кое-как, но действует), а организация сбора ламп у населения. «99% граждан не в курсе того, что люминесцентные лампы опасны и их нужно куда-то сдавать, — говорит Игорь Подгорный, руководитель программы по энергоэффективности Гринпис России. — Наш опрос показал: лишь около 1 % тех, кто в быту пользуется энергосберегающими лампами, сдают их на утилизацию, остальные выбрасывают. И это не вина людей, а беда: они не подозревают об опасности, которой себя подвергают».
42-2.jpg
Стеклянная крошка, остающаяся после переработки ртутных ламп, используется в дорожном строительстве

Большинство не ведает, что безобидные с виду «витые» энергосберегающие лампы содержат ртуть. При этом соединения ртути в люминесцентных лампах значительно опаснее ртути металлической. «Несколько ламп, разбитых в мусоропроводе, приводят к его ртутному загрязнению, причем за счет тяги воздуха в мусоропроводе это загрязнение распространяется на весь стояк и крышу», — предупреждает Евгений Долин, генеральный директор Некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе.

Эксперты уверены: необходима мощная государственная кампания по информированию населения о правилах обращения с энергосберегающими лампами. «На упаковке, по аналогии с пачкой сигарет, нужно обязательно писать: «Не бросать лампы в мусор», — предлагает Евгений Долин. «Реклама должна быть массированной и агрессивной, — убежден Игорь Подгорный. — Не 20 жалких щитов, а регулярная информация в районных газетах, по кабельному ТВ и федеральным каналам, листовки в почтовых ящиках, подъездах, ДЕЗах». 

К слову, о ДЕЗах. Оказывается, согласно распоряжению правительства Москвы от 19 мая 2010 года, технические службы управляющих компаний обязаны принимать у населения отработанные энергосберегающие лампы и отправлять их на утилизацию. Корреспонденты The New Times лично проверили: распоряжение работает. В диспетчерской ДЕЗа на Судостроительной улице у авторов мило согласились взять перегоревшую лампочку, добавив, что и сами сюда свои лампы приносят. Но пока большинство горожан об этой возможности просто не знают.

Выкрутить с умом

Ситуация тем опаснее, что российский рынок ламп наводнен изделиями, которые привели бы в ужас любого европейского эксперта. «Чтобы обеспечить световой поток, эквивалентный лампочке 60 Вт, люминесцентная лампа, согласно европейским нормам, должна содержать не более 5 мг ртути, — объяснил The New Times Антон Данилов-Данильян, координатор проекта «Новый свет» Комиссии при президенте РФ по модернизации. — Но сегодня в 80 % случаев вы купите в России лампу, в которой содержание ртути намного больше — к примеру, 30 мг». По словам Данилова-Данильяна, для компактных люминесцентных ламп, которые появились на отечественном рынке всего 2–3 года назад, до сих пор не существует внятных требований, есть лишь плохо прописанные и необязательные к исполнению стандарты. Этим и пользуются недобросовестные производители (как правило, из Китая), которые заливают в лампы много ртути, экономя на всем прочем, и получая тем самым цену ниже рыночной. Доля опасных ламп постоянно растет: по данным проекта «Новый свет», в 2009 году в Россию ввезли 65 млн компактных ламп, из них лишь около 10 млн — высококачественных. В 2010 году ввезли уже 180 млн ламп, высококачественных из них — лишь 15 млн. Чтобы обезопасить себя, эксперты советуют покупать продукцию только известных мировых компаний-производителей (к примеру, Philips или Osram).

Авторы проекта «Новый свет» предлагают и свой рецепт системы сбора ламп у населения. «Человека, покупающего лампочку в магазине, невозможно обязать потом ее сдать, — объясняет Антон Данилов-Данильян. — Даже в самой сознательной и дисциплинированной Германии население сдает лишь 40 % ламп, в Италии и Греции — около 10 %. Значит, нам надо идти другим путем: платить за каждую сданную лампочку, тем самым стимулируя людей к их активному сбору, — по аналогии со сдачей бутылок». Он предполагает, что сбором будут заниматься гастарбайтеры, малоимущие, бомжи. От населения же требуется одно: не бросать лампы в помойку, а складывать их в специальные контейнеры на лестничных клетках или у подъездов.

42-3.jpg
Компактные люминесцентные лампы утилизируются точно так же, как и линейные

Откуда взять деньги? Команда Данилова-Данильяна предлагает ввести акциз на производителей и импортеров энергосберегающих ламп — из него и платить сборщикам. По словам эксперта, это приведет к подорожанию товара примерно на 15 рублей, что будет не слишком заметно для потребителя. «Предположительно сборщику ламп будут платить около 10 рублей за штуку, — говорит Данилов-Данильян. — Набрал 100 лампочек — получи тысячу рублей». Таким образом авторы проекта рассчитывают выйти на немецкий уровень сбора 40 – 60%. Остальное, считают они, все равно будет выкинуто и пойдет на свалки. Именно на обезвреживание ядовитых стоков с полигонов и должны пойти остающиеся от акциза 5 рублей, полагают авторы проекта. Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ, считает идею акциза крайне неудачной. По его логике, обеспечение безопасности осветительных приборов — задача государства, и негоже решать ее за счет кошелька граждан. Тем более, указывает эксперт, в наших условиях нет никакой гарантии, что средства, поступившие в бюджет от производителей и импортеров ламп, пойдут именно на их утилизацию: «Точно так же говорилось, что табачные акцизы будут направлены на борьбу с курением, однако этого не происходит», — заметил Шелищ. Как бы то ни было, в Комиссии по модернизации выяснили цену утилизации — 3 млрд рублей. Именно столько понадобится для того, чтобы отправить в последний путь 200 млн компакт-люминесцентных ламп, которые, как ожидается, будут ввезены в Россию в наступившем году.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.