«Мы не будем платить за ваш кризис». Этим летом в спешном порядке и без публичных обсуждений итальянское правительство разработало экономическую реформу, которая прежде всего ударит по государственным школам и университетам. Студенты и родители вышли на улицу

В четверг, 30 октября, в Италии состоялась всеобщая забастовка, которая стала ответом на последний этап образовательной реформы, касающийся школы, — декрет № 137 министра образования Марии Стеллы Джельмини. Сенат одобрил его с перевесом в 28 голосов в среду, 29 октября. В Риме собрались сотни тысяч демонстрантов, студенты осадили министерство образования, призывая министра сложить полномочия и швыряя яйца в защищавших министерство полицейских.

Протесты начались в сентябре. Движение затронуло все университеты Италии, начиная с юга — Университета Палермо, и кончая Миланским университетом. В Болонье 15 октября школьники, родители и учителя организовали «белую ночь» — праздник с факельными процессиями, оркестрами, фокусниками и угощением, приготовленным родителями. В Риме 28 октября 5 тысяч студентов устроили сидячую забастовку перед окнами Палаццо Мадама, где Сенат обсуждал декрет Джельмини. Протесты спровоцировали массовый всплеск креативности: студентыархитекторы в Риме повесили на Пьяцца дель Пополо транспарант с надписью «Продается» — как знак уничтожения культурного наследия страны. В Падуе студенты устроили похоронную процессию по случаю «трагической кончины на 786 году жизни» Падуанского университета: толпа шла за гробом с надписью «Государственное образование».

«Устали от оскорблений»

В эти недели государственные университеты Италии один за другим собирались на ассамблеи, где преподаватели и студенты обсуждали сложившуюся ситуацию и разрабатывали дальнейший план действий. В Падуанском университете, старейшем после Болонского, такая ассамблея прошла 23 октября. На филологическом факультете самая большая аудитория, вмещающая тысячу человек, была набита до отказа. Сначала говорил декан, Паоло Беттиоло, который в мягких, но решительных тонах выразил протест против ожидающейся реформы и сказал, что он и преподаватели готовы  сотрудничать со студентами во всех их инициативах. Бурными аплодисментами сопровождали студенты выступление профессора Паолы Мура, которая сказала, что преподаватели «устали от оскорблений» и что в Италии «не бывает частных университетов, но бывает частное использование  общественных средств». Потом выступали студенты и молодые исследователи; давали слово всем, кто хотел высказаться. Говорили о нехватке денег на исследования, о недостаче преподавателей, контакт с которыми и так не частый (в основном все курсы читаются в виде лекций, говорит только преподаватель, дискуссии с участием студентов почти полностью отсутствуют).

И студенты, и преподаватели решили: необходимо действовать, чтобы заблокировать закон. При этом заранее договорились действовать без эксцессов — университет должен показать себя центром высокой культуры, а не притоном политизированной молодежи, которая не хочет учиться. Ведь именно такими и изображали протестующих многие СМИ, в этом же роде высказался и премьер Берлускони. По окончании ассамблеи было принято решение провести занятия двух первых дней следующей недели на площадях. Позже, когда после ассамблеи студенты всех факультетов стихийно объединились в кортеж и прошли по Падуе, блокируя движение на дорогах, на лицах прохожих можно было видеть разные эмоции: кто-то сочувственно улыбался, возможно, вспоминая свою молодость и 1968-й, а кто-то скептически отводил взгляд. Но студентам действительно удалось обратить внимание общества на себя, они шли, скандируя импровизированные рифмованные слоганы:

Нам блокируют будущее,

Мы заблокируем города,

Вот ответ,

Что дает университет.

Карабинеры, стекавшиеся в центр города, молча регулировали движение, ни в какие контакты со студентами не вступая. А в Милане 21 октября студенты захватили железнодорожную станцию Кадорна, не обошлось без столкновений с полицией, но никто серьезно не пострадал.

Площадь вместо аудитории

Другой формой протеста, принятой многими итальянскими университетами, стали «лекции на площадях». 20 октября лекция по физике одного из главных римских университетов — Сапиенца прошла под окнами итальянского парламента на площади Монтечиторио. 28 октября лекции читались на площади Святого Марка в Венеции. В Падуе 27 октября профессор Паола Мура вышла на площадь прочитать лекцию по германской филологии, на импровизированной кафедре висел плакат с надписью «Государственное образование». Прохожие останавливались и слушали про сдвиги согласных в германских языках и про закон Гримма, а тем временем студенты раздавали им листовки, где объясняли, чем грозит университету так называемая «реформа Джельмини».

Бедняжка Джельмини

Впрочем, называть изменения, которые итальянское правительство собирается внести в структуру государственных университетов, именем министра просвещения Марии Стеллы Джельмини не совсем корректно. Джельмини, как выразилась одна из университетских преподавателей, — «бедняжка», на которую спустили всех собак. На самом же деле речь идет о ряде мер, направленных на стабилизацию экономики и финансов страны в условиях кризиса и предложенных министром экономики Джулио Тремонти, и лишь часть из них касается университетов. Первоначально эти меры были зафиксированы в законе-декрете № 1221, одобренном правительством 25 июня 2008 года и получившем статус закона под № 133 на молниеносном заседании кабинета Берлускони 6 августа. «Они решили наше будущее за шесть с половиной минут, даже не спросив нашего мнения», — выкрикивали студенты на демонстрациях. И действительно, пункты 16 и 66 закона № 133, касающиеся университетов, вносят слишком серьезные изменения в структуру высших учебных заведений, чтобы оставить равнодушными самых заинтересованных лиц — студентов.

Прежде всего, предусматривается сокращение набора преподавательского состава. В течение ближайших трех лет на 5 ушедших на пенсию преподавателей будет приходиться только один принятый на работу преподаватель. И это при том, что в Италии самый возрастной преподавательский класс в Европе. А это, считают студенты, приведет к снижению качества образования.

Другая мера, предусмотренная законом № 133, — сокращение финансирования. До 2013 года предполагается урезать общий бюджет итальянских государственных университетов на €1 млрд 441 млн. Очевидно, что это повлечет за собой повышение платы за обучение, цен в столовой или сокращение стипендий.

Ну и, наконец, самый щекотливый пункт: университетам будет разрешен переход из статуса государственной организации в частный сектор и превращение в так называемые fondazioni di diritto privato — юридические субъекты частного характера. Технически эта операция означает, что университеты попадут под опеку частных предприятий, которые будут обеспечивать их финансирование. Естественно, что в каждом конкретном университете привилегии будут предоставляться тем исследованиям, в которых заинтересована контролирующая университет организация.

Аргумент министра Джельмини: «Ресурсы должны отпускаться только тому, кто этого заслуживает». Но протестующие студенты и преподаватели полагают, что этот шаг приведет к неравенству в сфере образования. Появятся университеты класса А, где будет получать образование завтрашний управляющий класс, и класса Б, где будут учиться бедные. Последнее время одним из самых привилегированных университетов является генуэзский IIT (Итальянский технологический институт), основанный министром экономики Джулио Тремонти во времена еще прошлого правительства Берлускони. Объем средств, выделяемых государством IIT, равен средствам, приходящимся на долю всех итальянских государственных университетов, вместе взятых. И по новому закону генуэзская школа получит дополнительные средства.

Место для дискуссий

В связи со всеми грядущими изменениями дебаты разгораются прямо на улицах городов.

Так, в Падуе, на главной улице, на следующий день после ассамблеи завязался спор между теми, кто поддерживает студентов в их протестах, и теми, кто доволен правительством Берлускони и его реформами. Пожилой техник синьор Франко кричал, размахивая руками, что «студенты никогда не будут довольны властью, и это вопиющий факт, что они считают, будто бы избранное народом правительство может желать им зла». Он говорил о том, что левая оппозиция использует студентов в борьбе против правительства.

В прошлые годы итальянская образовательная система реформировалась уже несколько раз, и каждый раз, по мнению большинства, неудачно. И тогда были студенческие протесты, но каждый раз все постепенно сходило на нет. Каков будет исход студенческого восстания против несправедливой, по мнению студентов, реформы, покажут ближайшие недели. Пока студенты получили от Берлускони лишь обещание подавлять протесты с помощью сил порядка. Правда, уже на следующий день премьер взял свои слова обратно.

_______________

1 В Италии закондекрет представляет собой вид законодательного акта, принимаемого правительством в экстренных случаях и не нуждающегося в рассмотрении парламентом.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.