Президент Дмитрий Медведев объявил о новых военных мерах для противодействия элементам глобальной системы ПРО в Европе. Есть ли у России ресурсы для того, чтобы запугать Америку, — анализировал The New Times

Заявление президента звучало грозно: «Ранее планировалось снять с боевого дежурства три ракетных полка ракетной дивизии, дислоцированной в Козельске, а саму дивизию к 2010  году расформировать. Я принял решение воздержаться от этих планов. Ничего расформировывать не будем. Кроме того, для нейтрализации при необходимости системы ПРО в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс «Искандер». А еще «с территории того же самого Западного региона, то есть Калининградской области, будет осуществляться радиоэлектронное подавление новых объектов системы ПРО Соединенных Штатов Америки».

«Старье берем!»

Дежурная асимметричность очередного «ответа Чемберлену» бросается в глаза: г-н Медведев грозит мерами, действенность которых сомнительна. Наше отставание по части радиоэлектронной борьбы (РЭБ) признают и сами военачальники. К тому же радиоэлектронное подавление военных объектов чужого государства в мирное время равносильно объявлению войны...

Запугать Пентагон отказом от расформирования ракетной дивизии еще сложнее: с ее будущим планы американских военных уж точно никак не были увязаны. Скорее слова президента Медведева позволят усилить позиции поборников развертывания системы ПРО. У военных же экспертов они вызывают недоумение, поскольку «ничего не расформировывать» уже поздно. Речь идет о дислоцированной в Козельске 28-й гвардейской ракетной дивизии (входит в состав 27-й гвардейской ракетной армии, штаб в г. Владимире). На вооружении дивизии находятся ракетные комплексы УР-100Н УТТХ.1 Но дело в том, что решение о расформировании 28-й дивизии приняли еще в 2003 году, мероприятия по их реализации в самом разгаре, и по крайней мере один из ее полков уже расформирован. А из 60 ракетных комплексов, бывших на ее вооружении, осталось 46, ликвидировано уже 14. Подоплека сокращений банальна: ракетные комплексы безнадежно устарели, к 2010 году истекает срок их гарантийной эксплуатации.

В данном случае, похоже, за добродетель («наш ответ...») решили выдать нужду. Не секрет, что в РВСН стремительно уменьшается количество носителей ядерных зарядов — МБР старых поколений стареют, их снимают с вооружения. А на замену им ничего не приходит: производство широко распиаренных «Тополей-М» де-факто не серийное — четыре, от силы шесть-семь ракет в год. Поскольку катастрофическую ситуацию с выпуском новых комплексов преодолеть не удается, сиюминутный выход видят лишь в продлении срока службы отработавших свое старых ракет.

«Искандер» безрогий

Хотя оперативно-тактическим ракетным комплексом (ОТРК) «Искандер»2 наших недругов пытаются пугать уже давно, анонсированное Медведевым их размещение в Калининградской области тоже вызывает сомнение. Военной необходимости размещать там его просто нет: до чешской базы ПРО он не дотянет, долетает до польской, но для решения этой задачи достаточно и средств, имеющихся на кораблях Балтийского флота.

«Искандер» — оружие прифронтовой полосы обычной войны: для уничтожения аэродромов, узлов связи и стационарных командных пунктов. Для нанесения упреждающего удара по стратегическим объектам оружие малопригодно — невелика дальность ведения огня. Как оружие ответного удара «Искандер» использовать трудно, его быстро уничтожат в случае первого удара, долго поманеврировать на пятачке Калининградского плацдарма ему не дадут. Бригада «Искандеров» (меньше отправлять на «передовую» бессмысленно) штука крайне громоздкая: три дивизиона по три батареи, в батарее — по три ракетных комплекса. Всего 27 комплексов, каждый из которых несет по две ракеты — уже 54 ракеты. Но помимо пусковой установки в каждом комплексе должен быть еще и парк: транспортно-заряжающая машина (несет две ракеты), машина регламентно-технического обслуживания, командно-штабная машина, пункт подготовки информации, комплект арсенального оборудования и учебнотренировочные средства. Это свыше 135 громоздких машин и 108 ракет (не считая собственно базы, складов, системы боевого и тылового обеспечения и т.п.) — как и где разместить эту махину в области, под завязку забитой войсками? А ведь надо еще обеспечить прикрытие на земле и с воздуха...

Сырое изделие

Но это мелочи, поскольку вся интрига вообще затухает на корню: «Искандеров» в армии фактически нет. Как нет и серийного их производства — ни собственно ракет, ни пусковых установок, ни парка. О производстве и развертывании «Искандеров» рассуждают с 1999 года: не раз сообщалось, что государственные испытания ОТРК завершены, изделие вотвот пойдет в серию, формируются бригады... Дальше формирования одного-единственного дивизиона из двух батарей по два комплекса дело не двинулось. Причем дивизион этот учебный, в Капустином Яре.

Нет и никаких данных, что ракета запущена в серийное производство. Производить ракеты для «Искандера» должен Воткинский завод, единственный в России, делающий твердотопливные ракеты наземного базирования. Но осилить проект завод не в состоянии: и с «Тополями» еле справляется, и на «Булаву» заказ имеет. Серийный выпуск пусковых установок скрыть тоже нереально — данные об их производстве отсутствуют. Серийного производства парка тоже нет.

Но и это еще не все: The New Times уже писал (№ 17, 2007), что у «Искандера» были «отдельные проблемы» с системой управления — это вынужден был признать даже начальник Ракетных войск и артиллерии генерал Владимир Зарицкий.3 Он же тогда обмолвился, что «потребуется время для шлифовки всех систем», «комплекс еще будет дорабатываться, будут совершенствоваться эксплуатационные вопросы». В переводе на нормальный язык это означало: изделие сырое, небоеспособное.

Так что Америку «Искандерами» не запугаешь. Да и вряд ли она заметила эту угрозу, празднуя в день оглашения послания победу Барака Обамы на выборах.

_______________

1 Двухступенчатая жидкотопливная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) легкого класса. Разработана 30 лет назад, принята на вооружение в 1980 году. Оснащена шестью ядерными боеголовками индивидуального наведения на цель, максимальная дальность стрельбы около 10 тыс. км. Выпускалась до 1985 года, сейчас постепенно снимается с вооружения.

2 Предназначен для поражения наземных целей в прифронтовой полосе. Официально заявленная дальность стрельбы до 280 км.

3 «Независимое военное обозрение» от 19 ноября 2004 года.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.