Революционеры поневоле

2011.01.22

Дима пришел в мой офис по рекомендации: говорили, что, несмотря на возраст, он был талантливым программистом. Целый месяц я наблюдал за этим вечно невыспавшимся, помятым, зевающим и вечно опаздывающим на планерки типом. Через месяц у меня окончательно созрело решение гнать его в шею. И вот ровно в тот момент, когда я уже был готов дать команду в кадры, он постучал ко мне в кабинет и флегматично, даже не поздоровавшись, произнес: «Я тут вам программку написал. Думаю, пригодится».

«Программка» не просто пригодилась — автоматизированная система управления экономическими деловыми играми буквально выбросила компанию на новый качественный уровень.

Присмотревшись пристальнее к поколению таких вот «невыспавшихся дим», я открыл для себя феномен, который Ричард Флорида назвал «креативным классом» и единственной социальной группой, способной обеспечить конкурентоспособность нации в эпоху экономики знаний и инновационного развития мира.

Описывая специфику современного соперничества, ученые всего мира сошлись во мнении, что в XXI веке будет лидировать та страна, которая воплотит инновационное изобретение, позволяющее производить коммерчески состоятельные идеи для частного сектора. На практике это значит, что для конкурентного выживания Россия должна превратиться в комфортный «инкубатор» для таких вот непривычных и пугающих «дим».
 

Они что там, идиоты все? Собрали талантливую молодежь и при этом орут: «Сидеть на жопе ровно!»    


 

И вот тут — внимание: нарождающаяся вместе с новым поколением культура творческого индивидуализма глубоко враждебна культуре вертикали власти. «Они что там, идиоты все? Собрали талантливую молодежь, хотят, чтобы мы решали инновационные задачи, и при этом орут: «Сидеть на жопе ровно!» — так оценил один из моих собеседников то, что происходило летом на Селигере, где на так называемую «инновационную смену» собрали талантливых ребят.

«Сидеть на жопе ровно» современная молодежь точно не собирается. У них в мозгах зашиты уже совсем другие ментальные модели! Их моральный и поведенческий кодекс можно суммировать примерно так: индивидуальность (как самоутверждение через собственное оригинальное дело), меритократия (когда в людях ценятся таланты, неординарность, а не «папы» и связи), личный успех. Деньги для них, естественно, тоже важны, но не как показатель статуса, а оценка их способностей. Должности — вторичны, вот собственная уникальность (что внешне проявляется, например, в прическах, серьге в ухе или в одежде) — абсолютно важна.

Я не знаю ни одну страну мира, где бы новая креативная культура вызывала восторг у власти и бизнес-сообщества. «Пасти белок» намного сложнее, чем построить конвейер Форда при всей его инновационности 100 лет тому назад. Сегодня власть пытается купить молодежь. Отчасти это работает: Селигер, обещание карьерного роста, мелкий подкуп недорогими гаджетами и прочими штучками пока позволяют загонять их тысячами в автобусы и устраивать шоу всероссийской лояльности молодых людей власти.

Но когда та же самая молодежь поймет, что сама власть и созданная ею система являются непреодолимым препятствием на пути ее самореализации, она взорвет эту систему изнутри. При этом я очень сомневаюсь, что нашей власти хватит ума пойти на уступки новой креативной культуре, еще более радикальной в своем стремлении к свободе, чем традиционные демократии. Боюсь, для начала наша «суверенная демократия» довыдавливает из страны самую талантливую молодежь, а потом займется «усмирением» оставшихся. Но от взрыва это не спасет.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share