«Программка» не просто пригодилась — автоматизированная система управления экономическими деловыми играми буквально выбросила компанию на новый качественный уровень.
Присмотревшись пристальнее к поколению таких вот «невыспавшихся дим», я открыл для себя феномен, который Ричард Флорида назвал «креативным классом» и единственной социальной группой, способной обеспечить конкурентоспособность нации в эпоху экономики знаний и инновационного развития мира.
Описывая специфику современного соперничества, ученые всего мира сошлись во мнении, что в XXI веке будет лидировать та страна, которая воплотит инновационное изобретение, позволяющее производить коммерчески состоятельные идеи для частного сектора. На практике это значит, что для конкурентного выживания Россия должна превратиться в комфортный «инкубатор» для таких вот непривычных и пугающих «дим».
„
Они что там, идиоты все? Собрали талантливую молодежь и при этом орут: «Сидеть на жопе ровно!»
”
И вот тут — внимание: нарождающаяся вместе с новым поколением культура творческого индивидуализма глубоко враждебна культуре вертикали власти. «Они что там, идиоты все? Собрали талантливую молодежь, хотят, чтобы мы решали инновационные задачи, и при этом орут: «Сидеть на жопе ровно!» — так оценил один из моих собеседников то, что происходило летом на Селигере, где на так называемую «инновационную смену» собрали талантливых ребят.
«Сидеть на жопе ровно» современная молодежь точно не собирается. У них в мозгах зашиты уже совсем другие ментальные модели! Их моральный и поведенческий кодекс можно суммировать примерно так: индивидуальность (как самоутверждение через собственное оригинальное дело), меритократия (когда в людях ценятся таланты, неординарность, а не «папы» и связи), личный успех. Деньги для них, естественно, тоже важны, но не как показатель статуса, а оценка их способностей. Должности — вторичны, вот собственная уникальность (что внешне проявляется, например, в прическах, серьге в ухе или в одежде) — абсолютно важна.
Я не знаю ни одну страну мира, где бы новая креативная культура вызывала восторг у власти и бизнес-сообщества. «Пасти белок» намного сложнее, чем построить конвейер Форда при всей его инновационности 100 лет тому назад. Сегодня власть пытается купить молодежь. Отчасти это работает: Селигер, обещание карьерного роста, мелкий подкуп недорогими гаджетами и прочими штучками пока позволяют загонять их тысячами в автобусы и устраивать шоу всероссийской лояльности молодых людей власти.
Но когда та же самая молодежь поймет, что сама власть и созданная ею система являются непреодолимым препятствием на пути ее самореализации, она взорвет эту систему изнутри. При этом я очень сомневаюсь, что нашей власти хватит ума пойти на уступки новой креативной культуре, еще более радикальной в своем стремлении к свободе, чем традиционные демократии. Боюсь, для начала наша «суверенная демократия» довыдавливает из страны самую талантливую молодежь, а потом займется «усмирением» оставшихся. Но от взрыва это не спасет.