Весь судебный процесс подсудимые проведут вместе в клетке-аквариуме
На суд народа. 27 января в Мосгорсуде состоится отбор присяжных по делу об убийстве адвоката-антифашиста Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, застреленных два года назад. На скамье подсудимых двое: 30-летний националист Никита Тихонов и его гражданская жена — 25-летняя националистка Евгения Хасис. Обвинение считает, что Станислава Маркелова приговорили к казни по идеологическим соображениям как борца с фашизмом и национализмом. Анастасия Бабурова была убита, потому что видела убийцу. Защитники обвиняемых заявляют о невиновности подсудимых, которых «оговорили» их бывшие соратники. Аргументы сторон этого беспрецедентного процесса изучал The New Times
Суд по делу Тихонова–Хасис обещает быть скандальным и напряженным. Перед коллегией присяжных предстанут фигуранты одного из самых громких политических убийств последнего времени. Обе стороны процесса заявили о желании слушать дело в открытом судебном заседании. Судья Любовь Николенко их поддержала. Но своего слова еще не сказали присяжные. Вполне возможно, что они попросят из соображений безопасности провести слушания закрытыми* * Попытка закрыть судебный процесс для публики была предпринята по делу об убийстве Анны Политковской в Московском окружном военном суде. Благодаря присяжному Евгению Колесову стало известно, что присяжных заставляли подписать заявление с просьбой сделать слушания закрытыми. И процесс прошел в открытом режиме. . Пока же в СМИ развернулась настоящая заочная борьба за «судей народа» между адвокатами подсудимых, гособвинением и представителями потерпевшей стороны.
«Cмотрящий» историк
Немолодой, лысоватый человек с седой бородкой, в больших очках с крупной оправой, нервно курит. Александр Николаевич Тихонов, отец Никиты Тихонова, просит не указывать его прежнее место работы. По данным СМИ, он полковник запаса СВР. Александр Тихонов не видел своего сына с 2006 года.
«После убийства Александра Рюхина сын перешел на нелегальное положение, — рассказывает он. — Изредка звонил мне. Всегда из телефонов-автоматов. Он не верил правоохранительным органам, считал, что его посадят как соучастника в убийстве. Я спросил сына: «Ты убивал Рюхина?» Он мне ответил: «Там были двое — Рюхин и Томский. Томский убежал. Если бы я был там, Томский бы не ушел, и было бы два трупа».
Старший Тихонов говорит, что тогда поверил своему сыну. А в подтверждение того, что его сын обладает лидерскими качествами и может постоять за себя, приводит пример последнего года: «Когда сына перевели из СИЗО «Лефортово» в СИЗО «Матросская Тишина», он в камере на 16 человек очень быстро стал «смотрящим»* * «Смотрящий — тот, кто решает проблемы заключенных с администрацией СИЗО. Как правило, это человек, который не гнушается сотрудничеством с тюремщиками».
«Я несколько лет работал за рубежом, в стране, где шла война. Никите тогда было 10–14 лет, — продолжает Тихонов-старший. — Его воспитывала бабушка, а у нее на руках был больной муж. А вообще-то я воспитывал сына патриотом Родины. Когда он был совсем маленьким, читал ему книги по истории. Позднее он уже сам увлекся историей и поступил в МГУ».
По словам Александра Тихонова, Никита выбрал научным руководителем своего диплома профессора Вдовина (известен своими радикальными националистическими взглядами. — The New Times)* * Автор скандального учебника по истории для вузов «История России. 1917–2009», который после статьи в The New Times (№ 21 от 21 июня 2010 года) и обсуждения в Общественной палате был запрещен к преподаванию в МГУ. .
«Никита всегда хотел заниматься политикой, хотел быть если не вождем, то лидером организации. А убеждения у него были определенные: он говорил, что настоящий историк не может не быть националистом, — продолжает Тихонов-старший. — В какой-то момент Никита бросил писать диплом, потому что не видел смысла в окончании университета, считая, что той политикой, какой он хочет, ему заниматься не дадут. Мы с матерью настояли, и он диплом написал за две недели. Тема: «Чеченский сепаратизм 1990–1991 годов». Споры у нас возникли, когда я предлагал ему помочь с устройством на хорошую работу: я мог его трудоустроить в «Росвооружение». Он не захотел, предпочитая заниматься журналистикой»* * Никита Тихонов был соучредителем журнала «Русский образ», работал в агентстве МИК, вместе с известными национал-радикалами участвовал в избирательной кампании в Госдуму бывшего министра финансов Бориса Федорова, работал в объединенной редакции МВД, в газете «Аргументы недели». .
Об аресте сына Александр Тихонов узнал через несколько дней после его задержания в ноябре 2009 года. Но еще в апреле 2009 года Никите Тихонову приходила повестка явиться на допрос как свидетелю по делу об убийстве адвоката Маркелова. На Петровку, 38, вызвали и Александра Тихонова. Вернувшись оттуда, полковник запаса понял, что сыщики серьезно интересуются его сыном, а в конце мая–июне он и сам заметил за собой наружное наблюдение. О своих подозрениях отец поделился с сыном, когда тот позвонил ему по телефону.
19 января 2011 года на месте убийства Маркелова и Бабуровой было много цветов
Пятая версия
Убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой 19 января 2009 года в самом центре Москвы вызвало большой резонанс в России и мире. Спустя десять дней президент Дмитрий Медведев встретился с главным редактором «Новой газеты», где внештатным корреспондентом работала Бабурова, и с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым (одним из акционеров «Новой»). Президент взял расследование этого преступления под свой контроль. И по словам друзей Станислава Маркелова, сыщики отрабатывали различные версии преступления: химкинскую, будановскую, чеченский след, бытовую и националистическую.
Шествие памяти Маркелова и Бабуровой на Тверском бульваре в Москве
По информации The New Times, националистическая версия в расследовании убийства стала рассматриваться как основная, когда убийц своего брата начал искать Михаил Маркелов* * Бывший депутат Госдумы от партии «Родина», член комитета Госдумы по безопасности, лидер Тверского регионального отделения «Справедливой России» . Ему удалось выйти на людей в националистическом движении, которые рассказали, что возможный убийца — Никита Тихонов. Стало известно, где Тихонов живет со своей гражданской женой Хасис. Получив разрешение суда, оперативники установили подслушивающую аппаратуру в квартире и две недели слушали разговоры молодой пары. 27 октября 2009 года Михаил Маркелов сделал сенсационное заявление. Он объявил, что ему известны фамилии и местонахождение людей, убивших его брата. И тогда, как уверяют оперативники, Тихонов и Хасис (записи этих разговоров есть в материалах дела) стали обсуждать, как будут отстреливаться в случае задержания, и сетовали, что из-за этого убийства у них возникло много проблем. По версии обвинения, задержали подозреваемых на съемной квартире, где было много оружия, в том числе и браунинг, из которого были застрелены Маркелов и Бабурова. Там же, по словам Владимира Жеребенкова, адвоката семьи Бабуровой, было найдено много фашистской литературы, списки с фамилиями общественных лиц и антифашистов, которых предполагалось «уничтожить», фотографии судей, участвовавших в процессах над членами националистических группировок, гранаты, самодельные взрывные устройства.
Шествие памяти Маркелова и Бабуровой на Тверском бульваре в Москве
Вскоре после задержания Никита Тихонов признал свою вину в присутствии адвоката Евгения Скрипилева, которого, по словам Тихонова-старшего, задержанному предоставили оперативники.
Шествие памяти Маркелова и Бабуровой на Тверском бульваре в Москве
Без алиби
После того как в дело вступил адвокат Александр Васильев, Тихонов отказался от признательных показаний и вообще перестал отвечать на вопросы следствия. Его отец предполагает, что на сына оказывали серьезное физическое и психологическое давление. «Мы собираемся вызвать на суд адвоката Евгения Скрипилева, чтобы он рассказал, почему с его стороны не было никакой реакции на нарушения прав Тихонова, — заявил The New Times адвокат Васильев. — Скрипилев склонил своего подзащитного к самооговору, пугая его, что Евгению Хасис посадят в пресс-хату». Между тем, по словам того же адвоката Васильева, ни у Тихонова, ни у Хасис нет алиби: «Они не помнят, что делали 19 января 2009 года. Ведь задержали их почти спустя год, 4 ноября. Что же касается браунинга, который был найден у Тихонова, у защиты есть версия, которую мы озвучим на суде. Этот пистолет, как и другое оружие, оказался у него в рамках купли-продажи».
Защитники Тихонова и Хасис утверждают, что прямых доказательств причастности их подзащитных к убийству Маркелова и Бабуровой нет. Есть только косвенные доказательства, в частности, показания Ильи Горячева, однокурсника и соучредителя альманаха «Русский образ», которому Тихонов якобы признался в убийстве Маркелова. Илья Горячев проходил по делу сначала как соучастник преступления, а после дачи показаний перешел в ранг свидетелей.
Между тем, по информации The New Times, в материалах дела есть психолого-психиатрическая экспертиза, в ходе которой Тихонов, отвечая на вопрос психолога, «не считает ли он себя революционером», говорит: «Я не революционер. Революционеры убивают царей, а не адвокатов». Оговорочка, не правда ли?
Оправдательный уклон
«Я уверен, что вина Тихонова и Хасис доказана. Есть совокупность доказательств: у Тихонова нашли орудие преступления, он трижды подтверждал свои показания, — рассказал The New Times адвокат Жеребенков. — Он заявлял, что, когда проходил в метро, билет не сработал и он дважды подходил к турникету. Тогда он прижался к женщине и прошел вместе с ней. Есть видеозапись, которая показывает, как человек с закрытым шарфом лицом пытается пройти через турникет и не может пройти. На записи видно, как он прижимается к женщине и проходит. Откуда оперативные сотрудники могли знать такие детали? В то же время, если вина Тихонова не будет доказана, я не буду требовать привлечения его к ответственности: по этому делу ему грозит большой срок — вплоть до пожизненного заключения».
По словам адвоката Жеребенкова, «присяжные страдают оправдательным уклоном», поэтому предсказать их решение невозможно. Исход процесса зависит от того, насколько убедительно будет доказана или не доказана вина подсудимых и от умения адвокатов работать с присяжными.
Минимум надежды
Впрочем, Тихонов и Хасис, даже если вина их будет доказана, вряд ли расскажут о «неустановленных лицах», которые также участвовали в этом преступлении и розыск которых вроде бы продолжается. Понятно, что у этого убийства, скорее всего, были и заказчики. А у убийц были и высокие покровители, не чуждые националистических взглядов, заигрывающие с ультраправыми движениями. Но и о них в ходе процесса мы вряд ли узнаем. Это задача-максимум, до которой ни наше следствие, ни суд еще не доросли.
Задача-минимум проще: важно, чтобы за решеткой оказались истинные преступники и на присяжных никто не оказывал давления и они не столкнулись с «оперативным сопровождением» процесса, как это часто бывает в российских судах. Тогда мы поверим в то, что сыщики могут раскрывать преступления, а суды могут быть справедливыми.
Шествие памяти Маркелова и Бабуровой на Тверском бульваре в Москве
В апреле 2006 года был убит антифашист Александр Рюхин. В убийстве обвинили соратников Тихонова по нацдвижению Бормота и Паринова. Бормот дал показания о причастности Тихонова к этому убийству. Тихонов и Паринов подались в бега. А Маркелов, представляя интересы Рюхина, требовал переквалифицировать это преступление со статьи «хулиганство» на статью «убийство» и разыскать Тихонова. В мае 2010 года с Тихонова было снято обвинение в убийстве Рюхина
Маркелов представлял интересы семьи Эльзы Кунгаевой, убитой полковником Будановым, вел дела антифашистов, добился осуждения Сергея Лапина, причастного к похищению и пыткам в Чечне в январе 2001 года Зелимхана Мурдалова, защищал главреда «Химкинской правды» Михаила Бекетова.