46_490.jpg
«Нет — ETA» — гласит плакат в руках участницы траурного митинга в Мадриде по жертвам терактов, организованных баскскими сепаратистами 

«Не верю!»
Баскская леворадикальная группировка ETA объявила об отказе от вооруженной борьбы против власти. Официальный Мадрид обещание не порадовало. «Нам нужен не просто отказ, а окончательный и бесповоротный отказ от террора. Все остальное уже звучало и раньше», — ответил ETA глава МВД Испании Альфредо Перес Рубалькаба. Есть ли у очередного перемирия по-испански шанс стать прочным миром — выяснял The New Times

46-1.jpg

За белым столом на фоне змеи, обвивающей топор, — герб ETA — cидят три человека в черных кителях и черных беретах, лица закрыты белыми платками с прорезями для глаз. Один из мужчин с подчеркнутой торжественностью читает текст коммюнике, в котором говорится о «полном прекращении огня» и обещании продолжать с властями «только невооруженный диалог». Едва это видео появилось на сайте ETA, его тут же воспроизвели многие испанские блогеры — и в Стране Басков, и в Каталонии, и в «корневой» Кастилии. Повсюду царила эйфория: мир, наконец-то мир! «Эта интернет-публика большей частью молода, а вот старшее поколение куда лучше знает цену обещаниям руководства ETA зарыть топор в землю», — усмехается в разговоре с The New Times маститый баскский журналист Льиберт Ферри.

Мирись, но больше не дерись

Мадрид мгновенно дал понять, что не верит ни единому слову ETA. «Это (январское заявление ETA), конечно же, неплохая новость, но с другой стороны — это вовсе и не новость, и если вы спросите меня, конец ли это (вооруженного противостояния), то я отвечу: нет», — заявил вице-премьер правительства Испании, глава МВД Альфредо Перес Рубалькаба, которого считают серым кардиналом «мадридского двора». ETA и раньше не раз объявляла о прекращении огня. Правда, всегда выставляя при этом встречные условия: от освобождения арестованных членов группировки до предоставления полной и безоговорочной независимости Страны Басков. При этом обещания, данные ETA, никогда не проверялись международными наблюдателями, просто мир на время забывал о баскских террористах. А потом они вдруг снова напоминали о себе очередным терактом: последнее по времени перемирие — в 2005 году — закончилось взрывом в мадридском аэропорту, жертвами которого стали два человека. Так что не случайно испанское правительство не верит в то, что сорокалетняя война ETA за независимость Страны Басков, унесшая жизни 829 человек, наконец-то закончена.

Пассивный сепаратизм

Испанские правоохранительные органы научились эффективно бороться с террористами. Только за последние два года полиция Испании арестовала восемь руководителей ЕТА, обнаружила и заблокировала основные банковские счета организации, конфисковала более 400 единиц оружия и 2 тонны боеприпасов, которые, как полагают эксперты, боевики ETA умудряются переправлять на Пиренейский полуостров из стран Магриба. Некогда могущественная организация всерьез ослабла. «Все это, конечно, могло бы служить серьезным доказательством того, что ЕТА теперь и в самом деле подняла белый флаг, — размышляет Льиберт Ферри. — Но ведь мировому сообществу, а официальному Мадриду и подавно, уже ясно: корень проблемы не только в самой ETA, но и в сепаратистских настроениях в широких слоях баскского населения, которое не спешит в полицейские участки сдавать оружие». В этом свете призыв руководства ETA к международным организациям прислать наблюдателей, которые бы подтвердили «полное разоружение» организации, выглядит забавно. «Как они (главари ETA) это себе представляют? — задается риторическим вопросом Льиберт Ферри. — Что, представители ООН должны прочесать все амбары Наварры**Область в Испании, где компактно проживают баски. Всего на территории Испании и Франции их насчитывается около 3 млн в поисках автоматов? Согласно неофициальной статистике, каждый седьмой баск хранит дома оружие, то есть по сути является пассивным сепаратистом».

46-2.jpg
Январь 2011-го, лидеры ETA объявляют о перемирии. Посетители супермаркета в баскском городе Герника могли видеть это на экранах телевизоров

Не место для терактов

Вторая причина, по которой ЕТА идет на попятную, — давление со стороны партии Батасуна (по-баскски — «единство»), политического крыла баскских сепаратистов, убеждены эксперты. Созданная в 1978 году с подачи ETA, она не раз получала места в региональных парламентах Наварры и Страны Басков и даже в общенациональном испанском, не говоря уже о местных законодательных собраниях. Члены Батасуны за время существования партии поняли: сидеть в парламентском кресле гораздо приятнее, чем скрываться от полиции в Пиренеях. Однако решиться на окончательный разрыв с ЕТА Батасуна тоже не могла: это привело бы партию к потере популярности среди баскского населения. В результате испанский суд в 2003 году запретил деятельность Батасуны, а Евросоюз внес ее в список террористических организаций. «С тех пор основные усилия баскских политиков направлены на то, чтобы легализоваться вновь, — поясняет Льиберт Ферри. — Результаты уже есть: в 2010 году Евросоюз отозвал свое решение по Батасуне. Но в Испании запрет продолжает действовать, и руководство партии вынуждено выбивать из своих воинственных партнеров миролюбивые заявления». Тем более очень скоро, в мае 2011 года, в Испании пройдут муниципальные выборы, в которых Батасуне очень хотелось бы принять участие.

Однако власти не только научились ловить террористов и коммандос из ETA. Мадрид уже успел вникнуть в механизм взаимодействия Батасуны и ETA: политические лидеры здесь отдельно, террористы — отдельно, оставаясь при этом в неразрывной взаимосвязи. «Правительство Испании понимает: полная легализация Батасуны ситуацию вокруг баскского сепаратизма существенно не изменит, — разъясняет Льиберт Ферри. — Пока сепаратисты будут заседать в парламентах, в амбарах по-прежнему будут храниться автоматы. А значит, и спешить с легализацией особого смысла нет».

46-3.jpg
Граффити на баскском языке на стене дома в Гернике в честь активиста ЕТА Жона Аиза, без вести пропавшего в 2009 году после 20-летнего заключения: «Честь и слава, Жон. ETA»

Без особых перспектив

Впрочем, перспективы у ETA и Батасуны в любом случае туманные. Южная часть Наварры заселена этническими испанцами, которые не признают существования Страны Басков по национальному признаку, хотя в принципе поддерживают идею наваррской автономии. Так что радикального решения «баскского вопроса» в обозримой перспективе не предвидится.

Лидеры ETA заявили, что в любом случае желают «достичь мира». Но не пояснили, на каких условиях? «Подразумевают ли они при этом, как бывало раньше, что Мадриду придется отказаться от части своей суверенной власти над Страной Басков? — размышляет в разговоре с The New Times глава Центра европейских исследований в Мадриде Мари-Жозе Гаро. — Если да, то на такой шаг власти могут пойти только с согласия испанских граждан, как это предусмотрено конституцией Испании». Знаком согласия, как известно, является молчание. Но испанцы наверняка молчать не будут: распад страны в планы большинства из них не входит.



Во французской стороне

Хавьер Итзайна, эксперт Института SPIRIT (Институт политических наук, международных и региональных территориальных отношений) в Бордо (Франция)

Исторически баски расселены не только на севере Испании, но и по ту сторону Пиренеев — на юге Франции. Но во французской Стране Басков проявления сепаратизма и вооруженного сопротивления властям имели место только в 80-х годах XX века, и постепенно сошли на нет. Тому есть веские исторические причины. Франция с давних пор была централизованной страной, в которой, в отличие от Испании, не было сильных региональных элит. И хотя до XVIII века баски были бедны по обе стороны границы, впоследствии морская торговля и развитие промышленности сделали именно испанскую Страну Басков весьма богатым регионом, а это привело к рождению местной буржуазии. Ее противостояние испанской аристократии со временем переросло в националистическое движение, основанное на представлении, будто баски — избранный народ, которому негоже быть в составе другого государства. Французские же баски так и остались бедны, к тому же их не затронули ужасы гражданской войны и диктатуры Франко. По той же причине у населения французской части Страны Басков не встречают поддержки и призывы к созданию общебаскского государства. Сегодня во Франции идет сравнительно успешный диалог между правительством и баскской общественостью.



Баски

по мнению ряда ученых, — прямые потомки части людей, населявших Землю после последнего ледникового периода (от 35 до 10 тыс. лет назад). Из того времени берет начало и баскский язык, не имеющий ничего общего с другими европейскими языками. Сейчас Страной Басков в широком смысле принято называть территорию площадью более 20 тыс. кв. км, на которой проживает порядка 3 млн человек. Большая часть ее находится в Испании (здесь она делится на два основных региона: непосредственно Страну Басков, где проживает до 70% всех басков, и Наварру), меньшая — 15% территории и 10% баскского населения — во Франции.



ETA — леворадикальная группировка.

Создана в 1959 году. Со временем разрослась в обширную боевую сеть. Ставит своей целью создание независимого баскского государства, в состав которого должны войти земли на севере Испании и юге Франции, исторически населенные басками.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.