#Картина мира

#Суд и тюрьма

Папа в командировке — это Святое

18.05.2009 | Букалов Алексей | №19 от 18.05.09

Чего добился Бенедикт XVI на Ближнем Востоке
По следам пророков и святых. Крест и оливковая ветвь — два графических символа только что завершившейся самой длительной, 12-й по счету, зарубежной поездки Папы Римского Бенедикта XVI. Что удалось и что не удалось понтифику в путешествии по Ближнему Востоку — исследовал The New Times

Ватикан официально именовал эту поездку не иначе как паломничеством на Святую Землю. Этот терминологический нюанс, помимо ритуального значения, должен был, очевидно, подчеркнуть неполитический характер папского визита в Иорданию, Израиль и Палестину. Строго говоря, термин «Святая Земля» использован организаторами визита с учетом административного фактора — как обозначение территорий, находящихся под каноническим окормлением специального управления Святого Престола и включающих остров Кипр, Иорданское королевство и Палестинскую автономию.
Два года назад, закончив многолетнюю работу над своим главным богословским трудом, двухтомным исследованием «Иисус из Назарета»,¹ Йозеф Ратцингер объявил о намерении поклониться христианским святыням на Ближнем Востоке. Дипломатическая машина папской администрации была запущена — и несмотря на военные действия в Газе и смену правительства в Израиле, поездка состоялась. Спецсамолет с папой-пилигримом на борту 8 мая отправился в Иорданию.

Иордания: продолжение диалога
Амман, живописно расположенный на холмах между пустыней и плодородной долиной реки Иордан, один из древнейших городов земли: это античная Филадельфия, сооруженная греками, а первые поселения здесь датируются IV тысячелетием до н.э. Много раз Амман появлялся на страницах истории и исчезал с них — это и королевский город царя Давида, и временная столица египетского владыки Птоломея II (285–246 годы до н.э.), и военный форпост, перестроенный римлянами во II веке н.э., и богатый христианский оазис (III–VII века), завоеванный мусульманами в 635 году. По не выясненным пока причинам город прекращает существовать на картах в XIII веке, чтобы снова, как птица Феникс, возникнуть из песка и пепла усилиями обосновавшихся здесь черкесов и чеченцев в 1878 году, сначала в виде маленького поселка. После распада Оттоманской империи и учреждения Британского палестинского мандата Амман становится главным городом Трансиордании, а с провозглашением в 1946 году независимого Иорданского королевства — его столицей.

В Иордании Бенедикт XVI находился полных три дня в качестве личного гостя короля Абдаллы II и королевы Рани. Сентиментальному 82-летнему понтифику были представлены и четыре маленьких принца, наследники престола. Йозеф Ратцингер умилился так же, как и за неделю до этого, когда в Ватикане увидел пришедшего к нему на аудиенцию в библиотеку Апостольского дворца белорусского «батьку» Александра Лукашенко за руку с младшим сыном, 5-летним Колей.

Приезд в Иорданию не только должен был подчеркнуть исторический смысл папского паломничества «по следам пророков и святых», но и означал признание важной роли умеренного арабского режима Аммана в решении ближневосточной проблемы. К тому же этот визит стал продолжением и развитием диалога Ватикана с исламом, набиравшего обороты после известного выступления Йозефа Ратцингера в университете баварского города Регенсбург в 2006 году. Тогда оно было истолковано многими как нападки на мусульманскую веру. В октябре 2007 года группа из 138 видных исламских богословов по инициативе двоюродного брата иорданского короля и его главного советника по религиозным воп­росам принца Гази бен Талала обратилась к понтифику и другим христианским лидерам с посланием под красноречивым названием «Общее слово между нами и вами».

Последовали ответ от имени Папы за подписью государственного секретаря кардинала Бертоне (ноябрь 2007 года), новое письмо принца (декабрь того же года) и аудиенция у Бенедикта XVI в Ватикане для принца Гази и возглавляемой им делегации в ноябре 2008 года. И вот теперь на иорданской земле состоялась новая встреча, закрепившая начавшийся обмен мнениями.

Израиль: без сенсаций
Особое внимание поездка понтифика привлекла из-за ряда нерешенных вопросов в ватикано-израильских отношениях. Рекордное количество иностранных журналистов аккредитовалось на этом визите (помимо более-менее постоянной группы из полсотни участников «папского пула», передвигающихся на его личном борту). Но Бенедикт XVI, удивленный и даже обескураженный шумной реакцией на его высказывания о презервативах во время визита в Африку,² никаких сенсационных заявлений в этот раз не сделал. Он молился у христианских святынь и говорил только самые необходимые вещи. Израильская пресса единодушно раскритиковала понтифика не за его выступления, а за то, что он не сказал в мемориале «Яд Вашем». Памятен его визит в Освенцим три года назад, когда Папа постоял у памятных камней с цифрами жертв и надписями на разных языках — немецком, английском, русском, польском, цыганском, потом поднял голову к небу и громко спросил: «А где же ты был, Господи?!» И, что самое удивительное, получил ответ: радуга зажглась от одного края горизонта до другого.
Вот это — уровень общения Папы Ратцингера, богослова и библеиста, свободно читающего священные тексты не только на латинском, но и древнееврейском языке. Он не великий коммуникатор, как Войтыла. Он лишь пастырь, сомневающийся и ищущий истину. А израильтяне ждали от него mea culpa, покаяния. Но получили лишь разъяснения руководителя службы печати Святого Престола отца-иезуита Федерико Ломбардини о том, что Йозеф Ратцингер, вопреки утверждениям израильской прессы, никогда не состоял в рядах нацистского молодежного идеологического движения гитлерюгенда. Зажигательные бомбы с крыш во время артналетов союзников его сбрасывать заставляли. А насчет гитлерюгенда — этого не было.

Иерусалим: молитва о мире
Бенедикт XVI стал первым главой Ватикана, посетившим мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) на Храмовой горе в Иерусалиме. По библейской традиции Храмовая гора отождествляется с горой Мориа, на которой Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент был остановлен посланцем Всевышнего. Затем на ней установил жертвенник царь Давид, а его сын Соломон построил Первый Храм, разрушенный в 586 году до нашей эры вавилонским царем Навуходоносором. Спустя полстолетия евреи вернулись из вавилонского плена и построили Второй Храм, разрушенный в 70-м году римлянами. Западная стена считается единственной сохранившейся частью храмового комплекса.

Для мусульман Храмовая гора является третьей по значимости святыней. С расположенного внутри Купола Скалы камня, по преданию, вознесся на крылатом коне пророк Мухаммед. Перед этим на месте расположенной рядом с Куполом Скалы мечети Аль-Акса он совершил молитву вместе со всеми пророками, бывшими до него.

Посетив Храмовую гору, понтифик спустился к ее Западной стене — Стене плача, главной святыне иудаизма. В коротком послании отметил, что «Иерусалим — Город мира — является духовным домом для иудеев, христиан и мусульман» и призвал «Всевышнего Бога Авраама, Исаака и Иакова ниспослать мир на Святую Землю, на Ближний Восток и всему человечеству». Затем в одиночестве подошел к Стене и молился молча.

В тени предшественников
Папа Бенедикт, совершивший первую поездку на Ближний Восток, все время находился как бы в тени трех своих более известных предшественников: Папы Пия XII, обвиненного в молчании по поводу нацистского Холокоста в годы Второй мировой войны, Папы Павла VI, первого епископа Рима, посетившего Святую Землю 45 лет назад, и Папы Иоанна Павла II, приезжавшего сюда паломником в год великого юбилея христианства (2000 год). В Назарете Бенедикт XVI проехал на «папамобиле» по главной улице города, носящей имя Павла VI, и освятил мемориальный парк имени Иоанна Павла II. Их поездки все время сравнивали: даже министерство туризма Израиля (возглавляемое нашим бывшим соотечественником Стасом Мисежниковым) уточнило, что вслед за Йозефом Ратцингером на Святую Землю приехали 20 тыс. христиан-паломников, что в три раза меньше, чем в дни визита Кароля Войтылы.

Тем не менее уже можно сказать, что, несмотря на все опасения, паломничество Бенедикта удалось. Каждая из принимающих сторон рассчитывала использовать моральный авторитет фигуры понтифика для решения своих собственных задач. Иорданский монарх закрепил роль главного и доверительного собеседника главы Ватикана в регионе. Палестинский лидер Махмуд Аббас потребовал поддержки скорейшего провозглашения своего суверенного государства. А новому правительству Тель-Авива было важно заручиться со стороны Святого Престола пониманием всего комп­лекса деликатной проблемы безопасности Израиля.

1 Опубликовано в 30 странах мира, в том числе в России с предисловием тогда еще митрополита Кирилла.
2 Понтифик выступил против использования презервативов, в том числе и для борьбы со СПИДом. Он заявил, что СПИД является «трагедией, которую нельзя побороть путем распространения презервативов, которые даже усугубляют
проб­лему».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.