Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

«Я больше не верю в идеологию»

17.11.2008 | Старовойтенко Надежда | № 46 от 17 ноября 2008 года

Фолькер Шлендорф — Надежде Старовойтенко

В Москву приехал легендарный режиссер Фолькер Шлендорф, один из самых заметных деятелей нового немецкого кино, получивший каннскую «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскара» за знаменитый фильм «Жестяной барабан» по роману Гюнтера Грасса. В столице в рамках Форума культурных пересечений rozamira’08 был показан фильм Шлендорфа «Ульжан — забытый свет», действие которого происходит в Казахстане. О том, чем казахские девушки отличаются от террористок, почему режиссер разочаровался в своих убеждениях и какие темы являются для него запретными, Шлендорф рассказал The New Times 

России и мире вы известны прежде всего как мастер экранизаций. Однако в последние годы вы много работаете в жанре документального кино. Кажется, что теперь вам интереснее «экранизировать жизнь», а не литературные произведения.

Да, пожалуй, к сегодняшнему дню я уже отработал тему великой литературы, которую я так много экранизировал. В «Ульжане» тоже есть моменты документалистики, в этом фильме заметно влияние документального кино. Однако я хотел бы, насколько это возможно, четко обозначить границу между документальностью и вымыслом. Для меня важнее первое. Ведь это мечта каждого художника — воплотить в своем искусстве настоящую, реальную жизнь.

Пение режиссера

Главного героя фильма «Ульжан», уставшего от жизни француза, приехавшего в Казахстан, чтобы умереть, спасает красивая казахская девушка. Теперь вы предпочитаете рассказывать в своих картинах не о женщинах-террористках (как это было в ленте «Легенды Риты»), а о тех представительницах прекрасного пола, чья «красота спасет мир»?

Знаете, во-первых, террористки тоже бывают красивыми. Во-вторых, я никогда не показывал в своих картинах всамделишных террористок...

А если говорить серьезно, то теперь я больше не верю в то, что мир может изменить какая бы то ни было идеология. В течение многих десятилетий я действительно верил в эту утопию. Но сегодня мне кажется, что только люди — отдельные, конкретные люди могут повлиять на мир, на то, что в нем происходит. И я сейчас не говорю о тех, кого принято называть «личностью в истории»: Наполеоне, Черчилле, Мао Цзэдуне... Повлиять на мир может любой человек. При условии, что этот человек — индивидуальность.

А господин Шлендорф своими картинами может изменить мир?

Ну что вы... Я никак не могу этого о себе сказать. Да и вообще я не думаю, что кино способно изменить окружающую нас реальность... Для тех, кто кино занимается, это просто способ петь. Ведь режиссер, снимающий кино, всегда поет. А его пение принадлежит миру.

Искусство для знати

Сейчас в индустрии кино существуют два полюса: кино коммерческое и артхаусное. Как вам кажется, почему современный кинематограф живет в этих двух параллельных мирах? И смогут ли эти параллели когда-нибудь пересечься?

Я боюсь, что с течением времени разрыв между коммерческим и артхаусным кино будет становиться все больше и больше. К сожалению, эта неприятная ситуация лишь углубляется и разрастается. Когда я только начал заниматься режиссурой, я верил в то, что истинное искусство всегда найдет свою публику, что оно станет популярным, интересным очень многим людям. Возможно, как и в случае с идеологией, якобы способной изменить мир, я ошибался. И вновь долгие годы верил в утопию...

Чтобы лучше понять ситуацию с противостоянием артхаусного и коммерческого кино, давайте вспомним оперу. Этот жанр в свое время был «развлечением для богатых» или «искусством для знати» — можно называть его как угодно. А у простых людей, у народа было свое искусство. Но и обычных людей, и знать объединяла любовь к кинематографу: и те и другие с восторгом смотрели первые картины. Спустя годы (и особенно сейчас) вновь произошло разделение, на сей раз в области кинопредпочтений публики.

С другой стороны, с появлением интернета, тотальным распространением DVD произошел своеобразный информационный, вернее, качественно-информационный взрыв, и теперь гораздо больше людей смотрит хорошее, настоящее кино, чем раньше. Просто эта публика уже не ходит в кинотеатры, предпочитая смотреть фильмы дома.

Значит ли это, что сейчас появилось больше ценителей хорошего кинематографа?

Я бы так не сказал. Это всего лишь вопрос доступности. Получив возможность смотреть фильмы, люди просто делают свой выбор: кто-то продолжает ходить на блокбастеры, кто-то предпочитает смотреть фильмы, скачивая их из интернета или покупая «нерейтинговое» кино. И очень хорошо, что у огромного количества людей в мире появилась такая возможность!

Не хочу снимать инцест

Вы говорили, что одной из причин, по которой вы решили снять фильм «Ульжан — забытый свет», стало ваше желание исследовать жизнь в постсоветском пространстве, конкретно — в Казахстане. А вы не хотите сделать картину, посвященную недавним событиям в Грузии и Осетии?

Пусть лучше это сделает молодое поколение. Все эти события слишком далеки от меня, такую картину мне будет очень сложно снимать.

Какие темы лично для вас являются запретными? О чем вы никогда не стали бы снимать фильм?

Ну, это довольно простые темы, запреты на которые понятны практически каждому. Я бы не стал делать фильмы о межнациональной розни... Или, например, об инцесте.

Фолькер Шлендорф

Фильмография:

1966 — Молодой Терлесс

1967 — Убийство случайное и преднамеренное

1969 — Михаэль Кольхаас — бунтарь

1970 — Баал

1971 — Внезапное обогащение бедняков из Комбаха

1972 — Мораль Рут Хальбфас

1972 — Мгновенная вспышка

1974 — Ночевка в Тироли

1975 — Поруганная честь Катарины Блюм

1976 — Выстрел из милосердия

1978 — Германия осенью

1979 — Жестяной барабан

1980 — Кандидат

1981 — Фальшивка

1982 — Война и мир

1983 — Любовь Свана

1985 — Смерть коммивояжера

1987 — Восстание стариков

1990 — История служанки

1991 — Хомо Фабер

1996 — Лесной царь

1998 — Пальметто

2000 — Тишина после выстрела (Легенды Риты)

2002 — На 10 минут старше: виолончель

2004 — Девятый день

2005 — Загадка — неразделенная любовь

2007 — Стачка — героиня Гданьска

2007 — Ульжан — забытый свет


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.