Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Мышка на миллион

17.11.2008 | Артемов Станислав | № 46 от 17 ноября 2008 года

Исполняется 80 лет самому известному анимационному персонажу всех времен и народов. В подробностях биографии Микки-Мауса разбирался The New Times

«Все это было начато одной мышью», — говорил про созданную им империю Уолт Дисней в последние годы жизни. Это не преувеличение: Микки-Маус сделал имя и состояние своему создателю и его наследникам. Сейчас это самый дорогой — в прямом смысле слова — образ в мировом кинематографе: его оценивают более чем в $3 млрд. Именно поэтому корпорация Walt Disney долго и упорно добивалась продления срока охраны авторских прав: десять лет назад был принят Copyright Term Extension Act (CTEA), и Микки-Маус так и не стал «общественным достоянием», а острословы любят называть CTEA «законом об охране Микки-Мауса».

Рождение героя

Почему именно Микки, а не любой другой персонаж Диснея стал столь популярным? Скорее всего, дело тут не в достоинствах образа — и до него на экранах действовало немало забавных и простодушно-хулиганистых зверушек. Просто снятый в 1928 году «Пароходик Вилли» с Микки-Маусом в главной «роли» стал первым звуковым мультфильмом в истории и собрал в свое время рекордную кассу. День премьерного показа этого мультфильма — 18 ноября — считается теперь официальным днем рождения Микки, тогда как первый мультфильм про этого мышонка, Plane Crazy, вышел на экраны значительно раньше — 15 апреля.

Сам Дисней поначалу не очень-то жаловал Микки (например, мультфильмы про него стали снимать в цвете лишь в 1935 году, намного позже остальной продукции компании). Но публика полюбила этого персонажа и требовала все новых и новых фильмов о его приключениях. И хотя Дисней-художник не раз заявлял о своей неприязни к продолжениям, Диснейбизнесмен прислушивался к пожеланиям зрителей. Уолт вообще был в первую очередь продюсером, нежели аниматором. Он регулярно рисовал мультфильмы лишь в самом начале карьеры.

Дисней начал заниматься анимацией в Чикаго в начале 1920-х. Тогда они с другом и ближайшим сподвижником Абом Айверксом вдвоем делали все: сами рисовали, сами снимали мультфильмы (даже не в студии — в гараже). Но компаньонов ждала неудача: экспериментальные работы вроде «Алисы в стране мультиков» (один из ранних опытов совмещения «обычного» кино и анимации) не пользовались большим спросом. Фирма разорилась, и Дисней с Айверксом на многие годы попали в «черный список» предпринимателей, с которыми банкам не рекомендовалось иметь дело. Они фактически сбежали в Голливуд — тогда еще отнюдь не претендовавший на звание «кинематографической мекки», спасаясь от кредиторов. Пытались найти «серьезную» работу. Но поиски места затянулись, и пришлось вновь взять в руки киноаппарат...

Сейчас для публики существует только Дисней. А вот для аниматоров (по крайней мере американских) именно Айверкс стал культовой фигурой. Еще бы: он мог в одиночку за две недели создать десятиминутный мультфильм, рисуя по 700 кадров в день! Повторить этот подвиг сейчас не может никто. Но главное, именно он придумывал или доводил до ума образы всех классических диснеевских героев.

И среди всего прочего Айверкс придумал Микки-Мауса. Дисней одобрил образ и дал ему имя. И то не с первой попытки: поначалу он хотел назвать мышонка Мортимер. Но тут в дело вмешалась жена Уолта, Лилиан, забраковавшая имя. Дисней позже нарек этим соперника Микки в борьбе за сердце Минни-Маус.

Проклятие Микки-Мауса

Он стал первым культовым анимационным персонажем. И он же стал для анимации проклятием, с которым пытаются бороться все новые и новые поколения режиссеров и художников. Он задал стереотип восприятия мультфильмов, до конца не преодоленный и по сию пору: простенький персонаж с ограниченным набором эмоций и реакций, чья главная задача — смешить публику. Так ничем не ограниченный жанр (в анимации возможно, по идее, изобразить любое пространство и любых героев, вопрос только в фантазии художника) сам себя вогнал в узкие рамки развлечения для детей — или инфантильных взрослых.

Микки-Маус стал также символом превращения творчества в конвейер. Именно из-за него Дисней придумал технологию производства мультсериалов. И когда по сюжету нового мультфильма надо было изобразить драку Микки и Плуто, художники находили в архивах аналогичный эпизод из ранее снятой ленты, в который вносились небольшие коррективы.

«Наследники» Диснея пошли еще дальше. Сейчас сама корпорация «Дисней» выпускает только полнометражные мультфильмы, а сериалы (в том числе начатый в 1950-х годах и лишь периодически меняющий название телесериал про Микки-Мауса и его друзей) производятся там же, где и продукция всех остальных транснациональных корпораций — в Юго-Восточной Азии.

И все же Микки жив. Сериал, какого бы он ни был качества, периодически возобновляется. К каждому Рождеству корпорация «Дисней» выпускает на видео очередную подборку классических сюжетов. Раз в десятилетие Микки мелькает в эпизодах очередной диснеевской полнометражки.

Впрочем, он присутствует, в каком-то смысле, практически во всех картинах, выходящих под лейблом Диснея. Это так называемый «феномен скрытого Микки»: на экране появляется тень, кактус или еще какая-то композиция, за которой — узнаваемый всеми персонаж.

И это символично: что бы ни делал «Дисней» — отовсюду торчат уши Микки-Мауса.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.