36.jpg

27 декабря состоится вручение первых членских билетов кинематографистам, вступившим в Киносоюз. Организация, созданная весной вышедшими из михалковского Союза кинематографистов «несогласными», в сентябре 2010-го была зарегистрирована Минюстом РФ и готовится к своему первому съезду. Однако «человеческие потери» государство компенсировало Никите Михалкову, как главе Российского союза правообладателей, доходами от налога на импортеров и производителей звукозаписывающей техники. Цена вопроса — $100 млн в год

«У нас нет и не будет единоначалия, казарменных правил, как в старом СК. Никто из нас не хочет ни над кем властвовать — мы просто хотим работать», — объяснил The New Times принципы Киносоюза документалист Виталий Манский. Определяющую роль в кинообъединении его учредители отводят профессиональным кинематографическим объединениям, гильдиям, задача которых как профсоюзов — защита прав своих членов.

30 копеек для Михалкова

При этом защиту авторских прав кинодеятелей (как и эстрадных исполнителей, изготовителей фонограмм и т.д.) государство возложило на Российский союз правообладателей (РСП) Никиты Михалкова, соучредителем которого является Союз кинематографистов под председательством того же Михалкова. РСП выиграл конкурс Росохранкультуры на сбор с так называемых болванок — 1% с каждой единицы звукозаписывающей техники и цифровых носителей. С 1 ноября РСП уже приступил к сбору «михалковского» процента. Сам сбор кажется небольшим, однако эксперты уже подсчитали: общая сумма, которая будет поступать на счета михалковского РСП, составит около $100 млн в год. Но дело даже не столько в объемах, сколько в самом принципе, возмутившем пользователей. С легкой руки активистов интернет-сообщества в Сети прошла протестная акция «30 копеек для Михалкова»: в адрес РСП недовольные слали бандероли с пустыми CD или дисками, на которых записан легальный контент (например, личные фото). К дискам блогеры прилагали шесть 5-копеечных монет — намек на библейские 30 сребреников: именно 30 копеек придется доплачивать покупателю чистого компакт-диска к его обычной средней цене — 30 рублей. Производители звукозаписывающей техники добавляют: новый сбор станет «налогом на потребителя».

Дьявол в деталях

Между тем в РСП категорически не согласны с тем, что авторский сбор называют «налогом». «Это именно компенсационное вознаграждение правообладателям — за то, что результаты их интеллектуального творческого труда копируются в личных целях», — настаивает исполнительный директор РСП Александр Сухотин. Цель вроде бы благородная. Но дьявол — в деталях. Например, в вопросе о том, как будут делиться собираемые средства.

04.jpg

РСП, по словам Сухотина, будет брать не более 15% от собранного на покрытие «орграсходов», то есть на содержание собственного аппарата, остальные 85% будут распределяться между правообладателями. Однако в распоряжении The New Times оказалась копия документа Росохранкультуры, где со ссылкой на устав РСП говорится, что «размер сумм, удерживаемых на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате собранного вознаграждения… утвержден в размере 25% от суммы собранного вознаграждения». В РСП, куда обратился за уточнениями The New Times, сказали, что это устаревший документ.

В заключении Росохранкультуры имеется и пункт о том, что РСП в соответствии с уставом до 60% собранных сумм может направлять в специально созданный фонд. Если так, то собственно авторам-правообладателям, за вычетом 15% орграсходов и 60%, идущих в некий фонд, достанутся лишь жалкие 25%? Но руководство РСП открещивается и от этого пассажа: «В специальные фонды может направляться не более 20% от суммы собранного вознаграждения, — заявили The New Times в РСП. — Это решение принято Советом РСП 24 сентября 2010 года».

При этом, по словам Александра Сухотина, решение о создании каких-либо фондов Советом РСП пока не принималось. «То, что они открещиваются от фонда сейчас, ничего не значит — фонд все равно будет, раз это прописано в уставе, — уверен кинорежиссер Алексей Герман-младший. — И тогда возникает вопрос: почему Михалков будет распоряжаться этими деньгами? Почему такой ничтожный процент пойдет собственно правообладателям?» Герман уверен: РСП затеян только для того, чтобы «монетизировать, вывести из-под удара и сохранить экономические интересы Михалкова как председателя Союза кинематографистов».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.