Карикатуры по-братски. Социальные и политические кризисы, сотрясавшие страны СНГ весь 2010 год, — одновременно и страшное, и гротескное отражение процессов, происходящих в России. Или тех, которые еще только могут произойти. Белоруссия, Киргизия, Украина — The New Times весь год внимательно вглядывался в эти зеркала
Зал заседаний киргизского парламента после апрельского погрома.
КИРГИЗИЯ
Здесь под конец года, возможно, самого драматического за всю 20-летнюю историю ее независимости, наконец сформировано правительство. На посту премьер-министра парламент утвердил лидера социал-демократов Алмазбека Атамбаева, чью кандидатуру выдвинула коалиция большинства, состоящая из оппозиционной партии «Республика», еще одной оппозиционной партии «Ата-Журт» («Отчизна») и проправительственной Социал-демократической партии Киргизии (СДПК). Атамбаев уже пообещал свой первый рабочий визит совершить в Россию, которая, по его словам, всегда будет оставаться главным стратегическим партнером Киргизии.
Вопрос о формировании нового правительстве оставался открытым с октября, когда в республике прошли выборы в новый парламент, который теперь играет ключевую роль в политической жизни страны: на референдуме 27 июня большинство жителей проголосовали за новую конституцию и переход от президентской к парламентской форме проявления. Этому предшествовало падение режима Курманбека Бакиева в ходе «апрельской революции» и страшные погромы на юге страны, в Оше и Джалал-Абаде, организованные, судя по многочисленным свидетельствам, лицами из ближайшего окружения свергнутого президента, в том числе и его сыном Максимом Бакиевым.
Июньский кОШмар
Бойня между узбеками и киргизами на юге страны, по официальным данным, унесла жизни 200 человек, по неофициальным, более правдоподобным, погибших более двух тысяч. ООН насчитала 275 тыс. беженцев (из которых 80 тыс. ушли на территорию Узбекистана), независимые наблюдатели — почти вдвое больше. «Во всем нашем подъезде я остался один, в соседнем — только одна семья. Остальные все убежали», — рассказывает ошский юрист Арсен Амбарян. Он живет в микрорайоне Черемушки, который стал эпицентром конфликта: «Сегодня решился выйти из дома. Немного прогулялся. Страшное зрелище. Город-призрак». Немногим лучше обстоят дела в Джалал-Абаде: практически полностью уничтожены объекты торговли, общепита, развлечений, сожжены здания областной гостелекомпании, таможни, некоторые школы. А ведь юг Киргизии и без того всегда был беднее, чем север. И этот фактор — в основе разногласий между двумя частями страны. Теперь юг стал еще беднее и до его примирения с севером совсем далеко.
Противники «Ата Журт» сжигают документацию после нападения на офис партии в Бишкеке (снимок сделан накануне парламентских выборов, 10 октября).
Моя твоя не понимай
В 1990-м волнения в Оше подавили с помощью внутренних войск МВД СССР и почти тотальной замены партийных и милицейских руководителей из числа киргизов на русскоязычных. Сейчас русскоязычных кадров в милиции и власти почти не осталось, а в посылке войск «большой брат» отказал. Так что быстро подавить конфликт и загнать его в подполье не получится.
«В прошедшие 20 лет проблемы межнациональных отношений на киргизском юге вообще не решались, — сетует в разговоре с The New Times руководитель общественного фонда «За международную толерантность» Рая Кадырова. — Призывы провокаторов легли на благодатную почву». Узбеков в Киргизии — 1 млн 200 тыс. человек, почти 20 % населения республики. Большая часть проживает в Джалал-Абадской и Ошской областях. При этом узбеки никак не представлены в органах верховной власти. У них нет ни одного более или менее значимого поста в госадминистрациях областей, районов, городов. Узбеки аккуратно намекали: неплохо бы дать национальному меньшинству хотя бы один министерский пост. На что всегда получали один ответ: вы можете себе представить, чтобы в Узбекистане киргиз получил пост министра?
Третья сила
Конфликт спровоцировала «третья сила», а именно — свергнутый президент Бакиев и его окружение, уверяют новые власти. С этим согласны многие в республике. Рассказывает Рая Кадырова: «Представители нашей организации еще в самом начале конфликта слышали в Оше обрывки разговоров: в одной части города человек в толпе говорит своему собеседнику по сотовому телефону: «Когда вы подвезете обещанный груз? Нам надоело бросать камни!» Разговор наверняка шел об оружии. А в другой части города зафиксировали такой разговор: «Вы же говорили, что поднимется Токмак (город на севере Киргизии, в 60 км от Бишкека, где проживает много узбеков. — The New Times)?!» Значит, планировалось спровоцировать столкновения и на севере». А вот что, к примеру, рассказывает безымянный очевидец ошских погромов, чье письмо разошлось по интернету: «Я убедился в том, что большинство погромщиков было организовано в группы от 500 до 2000 ублюдков, вооруженных до зубов. Впереди больших групп обычно шла боевая машина пехоты (БМП), за ней — люди, вооруженные автоматами, ну а дальше уже толпа с ножами, палками и арматурой. Махали (районы компактного проживания узбеков) побольше, такие как, например, Шахит-тепа, брали большие группы. Мелкие нападали на районы поменьше. Следом за Ошем должен был пасть Джалал-Абад».
Миф о миротворцах
Смогут ли киргизы и узбеки забыть июньский кошмар? Ведь даже сейчас узбекское население Оша боится выходить из своих махалей за гуманитарной помощью. Узбеки категорически отказываются получать медицинскую помощь от врачей-киргизов. А жители Наримана, одного из пригородных ошских сел преимущественно с узбекским населением, до сих пор не подпускают к себе представителей власти и стреляют по всем движущимся объектам.
Простят ли люди друг другу все то зло, что царило в двух городах киргизского юга почти неделю? Вопрос.
УКРАИНА
17 января 2010 года. Активистки женской организации Femen на одном из избирательных участков в Киеве
На Украине первый год президентства Виктора Януковича завершился возбуждением уголовного дела против лидера оппозиционной партии «Батькивщина» экс-премьера Юлии Тимошенко: генпрокуратура предъявила ей обвинения в нецелевом расходовании бюджетных средств. Возбуждены уголовные дела и против ряда соратников Тимошенко по партии.
«Это напоминает абсурд и демонстрирует, как действующий президент Украины расправляется с оппозицией», — заявила в ответ Тимошенко, не признающая своей вины. Чем бы ни закончилась история с украинской «железной леди», уже ясно: Виктор Янукович активно перекраивает политический ландшафт. Доминантой стало октябрьское решение Конституционного суда о признании «незаконной» реформы основного закона в декабре 2004-го. Украина разом вернулась ко временам Леонида Кучмы, снова став президентской республикой. С помощью КС Янукович воплотил-таки в жизнь свое стремление к «сильной власти», без которой, мол, непопулярные реформы не пойдут.
Лицо нации
В крымских школах изучают президентскую программу «Украина для людей», а в детских садах на Луганщине дошкольники поют песенку «Дядя Витя Янукович, мудрый президент…» Одного года пребывания лидера Партии регионов в президентском кресле хватило, чтобы все госучреждения, главные улицы больших и малых городов Украины расцвели его портретами в стиле эпохи позднего Брежнева. Янукович маслом, инкрустированный янтарем, в Житомире продается по $200, в Киеве — по $500. Его портреты развешаны вдоль автомагистралей и, конечно же, во властных кабинетах. Самый улыбчивый Янукович неожиданно появился в зале заседаний правительства — там, где ранее изображения лидеров страны отсутствовали. В ближайшее время портреты президента должны появиться на страницах школьных учебников и официальных изданий. Не исключено, что Янукович предстанет на них в национальной вышиванке — такой образ, по мнению президентских политтехнологов, добавит президенту «украинскости». А на проекте нового налогового кодекса, который роздан для изучения всем членам правительства и парламентариям, фото Януковича уже разместили.
После инаугурации Януковича его портретам с чьей-то легкой руки начали приписывать чудодейственную силу — якобы излечивают они от всех болезней, в том числе от импотенции. Сегодня президентский лик можно обнаружить и на заборах, и на арбузах, в бронзе и мраморе…
Назад, в СССР?
«Команда Януковича стремится создать вокруг него ореол выдающегося государственного деятеля, но явно перебарщивает, — замечает в разговоре с The New Times директор украинского Института массовой информации Виктория Сюмар. Совсем недавно у Януковича появилось еще одно прозвище — Генсек. Виной всему курьез, случившийся во время встречи Януковича в Киеве в начале июля с госсекретарем США Хиллари Клинтон: украинский президент упорно называл ее «генеральным секретарем». «Население, особенно жители Центральной и Западной Украины, в последнее время заметно раздражено поведением новых властей. Многие высказывают беспокойство по поводу отката Украины «назад, в СССР». Но с другой стороны, многие украинцы понимают: качественной альтернативы команде Виктора Януковича в стране сейчас нет», — полагает Виктория Сюмар.
Поэтому в народе пока лишь безобидно ругают власть и сочиняют про нее частушки и анекдоты. Самый распространенный: «На Украине не может быть культа личности президента — не хватает личности».