В СССР Киплинга считали «певцом английского империализма», а он был миссионером равенства всех рас, личного человеческого достоинства, мужества и благородства. Те англичане, которые уходили из Индии, руководствовались его идеалами, которые так чеканно высечены в «Балладе о Востоке и Западе»: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень Суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?» В этой балладе мятежный Камал, убегая из владений англичан, увел с собой какую-то потрясающую полковничью кобылу, которую попытался вернуть полковничий сын. В конце концов два воина разных религий и разных народов так поладили, что стали навязывать друг другу эту чертову кобылу, поменялись оружием и принесли братскую клятву.
Реальность была далека от идеалов Киплинга. Но Киплинг учил этому, учил упорно, всю жизнь, и его творчество стало сильнейшей прививкой против расизма, и никогда не звучали в Англии эти позорные слова: «Англия для англичан». Если изучать Киплинга в школах, может быть, мы тоже изживем это: «Россия для русских»?
Киплинг не воевал. Он стал солдатом будущего Корпуса мира. То есть прогрессором и просветителем. В его рассказе «Без благословения Церкви» английский офицер Холден нашел в Индии свой настоящий дом, полюбил мусульманку Амиру, не мешал ей сделать мусульманином своего сына Тота, а когда он потерял их в холеру, то остался верен их памяти и не женился вновь.
„
Творчество Киплинга стало сильнейшей прививкой против расизма, и никогда не звучали в Англии эти позорные слова: «Англия для англичан»
”
В 1885 году Киплинг стал масоном, членом ложи «Строителей совершенного города». В его ложу входили евреи, индусы, мусульмане, христиане. И он открыто писал об этом в «Таймсе». Киплинг умер в 1936 году, но когда Англия восстала против гитлеровского нацизма, ей очень помог воинствующий антирасизм этого ее классика. Его девиз витает над «Книгой джунглей», одной из первых наших детских книг: девиз Акелы и волков его стаи, пантеры Багиры, удава Каа, медведя Балу, слона Хатхи и маленького Маугли, которые вместе победили фашиста тигра Шер-Хана и коллаборациониста шакала Табаки. Девиз этот — «Мы с тобой одной крови — ты и я!» Мир оценил Киплинга, и он получил Нобелевскую премию по литературе в 1907 году.
Благодаря Киплингу мы в своей рабской стране узнали о том, как свободные волки в Сионийских горах решают все вопросы демократическим путем на Скале Совета.
В «Бремени белых» Киплинг отучает своих соотечественников от алчности и спеси — начинки любого колониализма. «Твой жребий — бремя белых! Но это не трон, а труд: промасленная одежда, и ломота, и зуд. Дороги и причалы потомкам понастрой, жизнь положи на это и ляг в земле чужой». Какое там бремя белых! Киплинг всю жизнь нес бремя смелых. Бремя свободных, которое в его «Заповеди» выглядит так: «И если ты готов к тому, что слово твое в ловушку превращает плут, и, проиграв сраженье, можешь снова, без прежних сил возобновить свой труд, и если можешь быть в толпе собою, при короле с народом связь хранить и, уважая мнение любое, главы перед молвою не клонить…» Напутствие из XIX века гонимым российским демократам.