#Главное

Путин ему не друг?

2010.12.18 |

Мостовщиков Егор

Тимченко судится с Немцовым
13-1a.jpgАккурат на следующий день после телеобщения премьера Путина с народом начался процесс по докладу Бориса Немцова и Владимира Милова «Путин. Итоги. 10 лет».
И это объяснило неожиданно эмоциональный выпад главы правительства против авторов доклада, которых раньше и Путин-президент, и Путин-премьер старался не замечать. Иск о защите чести и достоинства подал бизнесмен Геннадий Тимченко, который оскорблен тем, что упомянут в докладе аж целых 12 раз как старый друг премьер-министра Путина. Что не понравилось в этом миллиардеру и нефтеэкспортеру — узнавал The New Times


Судебное заседание утром 17 декабря в 311-м зале Замоскворецкого суда началось с 20-минутным опозданием. В небольшом помещении за противоположными столами разместились стороны спора: с одной — улыбающиеся ответчики Борис Немцов и Владимир Милов и их защита, с другой — молодые, чрезмерно серьезные и подчеркнуто вежливые представители истца. Самого ищущего справедливости в зале не было: Геннадий Тимченко, совладелец третьего по величине нефтетрейдера Gunvor International — фигура загадочная, непубличная, в России к тому же не живет: Тимченко — гражданин Финляндии, проживает в Швейцарии. Объект его иска — некоторые пассажи доклада «Путин. Итоги. 10 лет», выпущенного в июне этого года миллионным тиражом, где говорится о том, что своим состоянием бизнесмен якобы обязан тесной и долгой дружбе с Владимиром Путиным. Заявитель требует опровержения этих сведений, исключения всех 12 упоминаний его фамилии из интернет-версии доклада, публикации опровержения в газете «Коммерсант», а также компенсации морального ущерба — 300 тыс. рублей и уплату госпошлины 800 рублей.

Друг или не друг?

Речь в иске идет о трех фрагментах доклада. Первый: «Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были никем, — Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги — превратились в долларовых миллиардеров». Второй: «По каким причинам государственные нефтяные компании экспортируют значительную часть нефти через компанию Gunvor, владельцем которой является друг Путина Геннадий Тимченко?» Третий: «Есть основания полагать, что все эти Тимченко, Ковальчуки, Ротенберги — не более чем номинальные владельцы крупной собственности, а реальным бенефициаром является сам Путин». Другими словами, заявитель намерен доказать, что он и не друг Путину, и доли в его бизнесе у нынешнего премьера нет, а все три пассажа — обвинение в нарушении действующего законодательства и ведении коррупционной деятельности. «Позиция истцов мне кажется очень слабой: я не понимаю, где здесь оскорбление чести и достоинства, — сказал The New Times в зале суда Борис Немцов. — Есть факты, с ними спорить бесполезно — есть друг Путина Тимченко, он был мелким предпринимателем, потом волшебным образом разбогател: за годы правления Путина его состояние выросло в 5000 раз. Что они опротестовывают?» На вопрос, почему вдруг появились претензии к докладу, выпущенному полгода назад, Немцов ответил: «Думаю, они боятся коррупционных расследований, как было с Лужковым, и хотят подстраховаться, получить индульгенцию, хотят иметь решение суда о том, что Тимченко — чистый, ни при чем».

Картина в зале 311 во время 3,5-часового заседания складывалась любопытная: взрослые люди тщательно обсуждают биографию, достижения и владения человека, которого подавляющее большинство присутствующих не видели ни разу в жизни. После того как адвокаты Тимченко озвучили свою позицию, слово взял Борис Немцов, который сообщил суду, что ни он, ни Милов не согласны с требованиями иска, напомнил, что это не первое судебное разбирательство из-за экспертных докладов и что процессы с Лужковым и Батуриной закончились для последних проигрышем. Немцов также сказал, что информация для доклада собрана им из прессы, открытых данных Росстата и различных министерств и посвящена результатам работы премьер-министра, а не Геннадия Тимченко. Дальше Немцов совершил экскурс в историю дружбы Путина и Тимченко: она берет начало в 90-х годах, когда первый был заместителем мэра Санкт-Петербурга и курировал внешнеэкономические вопросы, а второй трудился на нефтеперерабатывающем заводе. Тогда было принято решение, что в обмен на нефтепродукты в Санкт-Петербург будет поставлено продовольствие, чем с обеих сторон и занимались будущие товарищи. Затем Тимченко перебрался в Финляндию, а в 1997 году вместе со шведским предпринимателем Торбьорном Торнквистом создал Gunvor. По данным Немцова, в 1999 году Тимченко задекларировал доход €400 тыс., а спустя 10 лет он вошел в сотню Forbes с состоянием $2,5 млрд. «Gunvor продает более трети российской нефти за рубеж. Мы имеем право задать вопрос: на каких основаниях это происходит?»

Среди прочих доказательств того, что Тимченко совсем не чужой Путину человек, защита продемонстрировала некую справку, согласно которой в мае этого года группа близких премьер-министру людей, среди которых были Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, ныне депутат Госдумы и председатель общественного совета холдинга «Национальная медиагруппа» Алина Кабаева, глава Управления делами президента Владимир Кожин (указано, что он путешествовал по дипломатическому паспорту), акционер Банка «Россия», в прошлом один из учредителей знаменитого кооператива «Озеро» Николай Шамалов и президент холдинга «Петромед», а также акционер Банка «Россия» Дмитрий Горелов совершили перелет по маршруту Санкт-Петербург—Прага—Сочи на частном самолете компании Airfix Aviation, принадлежащем, как утверждает защита, якобы г-ну Тимченко* * В номере от 18 января 2010 года «Новая газета» писала о том, что вице-премьер российского правительства Игорь Сечин и топ-менеджеры «Роснефти», «Газпрома» и «Транснефти» перемещаются по миру самолетами Airfix Aviation, которая якобы контролируется Геннадием Тимченко. Газета пыталась получить подтверждение этой информации в компании, но письменного подтверждения или опровержения не получила. . Чтобы развеять сомнения, защита ходатайствовала о вызове путешественников в суд, на что адвокаты истца лишь саркастически улыбнулись.

Владимир Милов выступил с разъяснениями по второму фрагменту доклада («По каким причинам государственные нефтяные компании экспортируют значительную часть нефти через компанию Gunvor, владельцем которой является друг Путина Геннадий Тимченко?»), пояснил, что вопрос он и есть вопрос, как можно опровергнуть вопрос? Что касается экспорта нефти, то эта информация взята из приобщенной к делу статьи газеты «Ведомости». Милов заявил: гражданин Финляндии не платит налогов в России, но торгует отечественной нефтью: «Мы просто задаем вопросы, нет ли здесь коррупции».

Контекст

Ближе к концу заседания в происходящем, кажется, запутались вообще все. В первую очередь истцы: они не то чтобы отрицают дружбу клиента с премьером, но доказывают, что появление его имени в брошюре, в которой идет речь о коррупции (хотя в самом тексте слово «коррупция» к Тимченко не применено. — The New Times), бросает на клиента тень и портит его деловую репутацию. В самом деле, не пристало джентльмену заниматься подобными вещами. Опротестовывают истцы не факты, но контекст, в котором факты подаются. На вопрос защиты о том, почему Тимченко раньше не реагировал на статьи в тех же «Ведомостях», из которых взято подавляющее количество информации доклада, истцы ответили, что им это неизвестно.

Итог первого заседания: защита ответчиков собирается нотариально заверить и подготовить дополнительные документы, которые, как она утверждает, не оставят сомнений в характере отношений Геннадия Тимченко с премьером России. Не исключено, что нас ждет новый бестселлер от оппозиции — скажем, под названием «Тимченко. Начало».

Что говорить, дружба — серьезное дело. Подчас приходится побродить по инстанциям, собрать бумажки, нотариально их заверить, только чтобы подтвердить факт ее существования. Не помогают даже прямые, самые честные и правильные ходы: адвокат защиты Вадим Прохоров ходатайствовал о вызове Владимира Путина в суд, чтобы у него все и спросить. Но судья Анна Пашкевич эту идею почему-то не поддержала. Почему? Возможно, она накануне тоже прильнула к телевизору и тоже услышала обвинения, брошенные премьером тем, кто сидел теперь перед ней в зале Замоскворецкого суда Москвы?

Следующее заседание намечено на 19 января.



13-2a.jpgГеннадий Тимченко

Родился 9 октября 1952 года в Ленинакане (Армянская ССР).
1982–1988 — работал старшим инженером Министерства внешней торговли СССР.
1987–1994 — один из заместителей генерального директора государственной фирмы «Киришинефтехимэкспорт».
1991–1995 — участвовал в создании ряда коммерческих фирм в Санкт-Петербурге, тесно связанных с «Киришинефтехимэкспортом».
С октября 1997-го — совладелец компании ООО «Линк Ойл».
С 1998-го — входил в совет директоров АКБ «Токобанк».
11 февраля 1998-го учредил и зарегистрировал фирму ООО «Успех».
23 июня 1998-го зарегистрировал Фонд «Спортивный клуб дзюдо «Явара-Нева».
На 1 июля 2005-го контролировал через «Трансойл» около 10% акций Банка «Россия».
На январь 2007-го — контролировал швейцарскую трейдинговую компанию Gunvor Services SA, а также офшорную компанию Gunvor International Limited.
2007-й — создал зарегистрированный в Люксембурге частный инвестиционный фонд Volga Resources SICAV SIF S.A.
Осенью 2007-го польский журнал Wprost опубликовал список самых богатых людей Восточной Европы. Состояние Тимченко было оценено в $20 млрд.
В феврале 2010-го журнал «Финанс» оценил состояние Тимченко в $4,15 млрд, переместив его за год с 375-го места на 23-е.
В рейтинге журнала Forbes занимает 462-е место с $2,5 млрд.
Имеет гражданство Финляндии, постоянно проживает в Швейцарии.
Источник: «Ведомости»
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share