#In Memoriam

#Суд и тюрьма

Скончался патриарх Алексий II

08.12.2008 | Шушарин Дмитрий | № 49 от 08 декабря 2008 года

Патриарх эпохи соблазна

Алексий II ушел из жизни в те дни, когда Россия начала осознавать, что прежняя прекрасная эпоха закончена. И что встречать новые времена придется в одиночку, полагаясь только на свои собственные силы, не надеясь на заботу партии и правительства.

Именно такой вывод можно сделать из общения с народом главы этой партии и этого правительства. Вся страна имела возможность наблюдать за этим общением за день до смерти предстоятеля Русской православной церкви. Именно предстоятеля, а не главы, хотя покойного часто именовали «глава РПЦ». Ибо глава Церкви — Христос.

Хотя, конечно, светским правителям в России всегда было проще, чтобы патриарх был именно ее главой и таковым себя осознавал.

Министром или топ-менеджером, выражаясь современным языком. И еще проще, чтобы патриарха, по петровским заветам, вообще не было. Есть обер-прокурор Синода, и ладушки. А высшую духовную власть русские императоры всегда оставляли за собой.

В последние годы мы наблюдаем самодержавные тенденции. Для Церкви весьма соблазнительные и опасные. Понимал ли это покойный патриарх? Думаю, что да. Насколько успешно противостоял он искушению — это предмет разбирательства нездешнего. Но одно можно констатировать. Последнее серьезное церковно-политическое решение, принятое священноначалием Русской православной церкви при патриархе Алексии II, — отказ от вторжения на каноническую территорию Грузинской православной церкви. Орудием агрессии и аннексии РПЦ не стала.

Уж одно это ему зачтется.

Пересказывать биографию покойного вряд ли имеет смысл. Ее можно найти где угодно. Напомню лишь дату его интронизации — 10 июня 1990 года. По существу задачей нового предстоятеля РПЦ стало реальное восстановление патриаршества в условиях формирования новой российской государственности. И оценивать сделанное им следует с учетом исторических условий его деятельности.

Последние восемь лет жизни Алексия II — это эпоха соблазна. Большой государственной любви, за которой кроется серьезное и опасное соперничество, претензии на умаление Церкви и на возвышение государственной власти. В девяностые годы общественность — православная и не очень — шипела по поводу четы Ельциных, стоящей в храме со свечками в руках. Праздничные поездки Владимира Путина в сельские приходы и монастыри поначалу казались шагом к тому, что прежней публичности не будет. Однако вскоре почувствовалось иное.

Это иное не реконструируется из речей и выступлений главы государства (а ныне — главы правительства), попытка воссоздать таким образом «его идеологию» — это пустая пропаганда. Но из образа действий и речей, из совершенного и совершаемого, из самой общественной атмосферы восстанавливаются явные мессианские притязания нынешней российской власти.

Эти притязания однозначно не осуждаемы. Именно ими было мотивировано стремление Владимира Путина к воссоединению Московской патриархии и Русской зарубежной церкви. Но когда именно на этом основании один из националистических идеологов «Молодой гвардии Единой России» объявляет Путина святым и требует чуть ли не пожизненной канонизации главы государства (правительства) — это уже глубоко враждебно и православию, и Русской церкви, и ее священноначалию.

Соблазн великой путинской эпохи в том, что от Церкви ждут участия в сакрализации государственной власти. Такова плата за государственную любовь. При новопреставленном патриархе появилась икона с изображением Сталина, но при нем же настоятель храма, выставивший ее, покинул свою должность. А главное — и это тоже в какой-то мере итог патриаршества Алексия II — сами прихожане отказались молиться на отца народов и потребовали убрать и икону, и настоятеля1.

Церковь для нынешней власти — лишь один из инструментов управления, такой же, как средства массовой информации. Даже не источник возможной идеологии и уж точно — не единственный носитель сакральности. И в этом власть и общество едины. Нынешний оккультистский бум связывают с начинающимся кризисом. Это весьма неточно. Расцвет рынка — именно рынка — оккультистских товаров и услуг совпадает с периодом путинского расцвета, является частью его прекрасной эпохи, частью массовой культуры.

Церкви отводится роль одной из многих контор по распространению духовности — да, пользующейся расположением государства, но не более того. Да, получающей административную и финансовую поддержку, но при этом не допущенной к выработке интегрирующих общественных ценностей. И здесь неизбежен конфликт. Не церковно-административный, не конфронтация с властью, не ругань между кем-то из архиереев и Патриархией. Все это было, и все это несерьезно. Это конфликт гораздо более глубокий.

За последние два десятилетия миллионы людей пришли в Церковь совершенно искренне, руководствуясь христианским чувством. В большинстве своем они далеки от политики. Но очень многие из них всерьез относятся к тем внешним проявлениям набожности, которые выказывает власть. Они самым серьезным образом примеряют к ней христианскую шкалу ценностей. От власти все еще ждут человечности, особенно сейчас, когда надвигается кризис. Она ведь так долго и страстно обличала «бесчеловечные девяностые».

А теперь что ж… Население России вступает в кризис под обещания, что всем все дадут, но нефтяные компании не обидят, а потому бензин дешеветь не будет. Мелочь вроде, но почему-то она запомнилась многим.

И Алексий II умер. Это уже не мелочь, конечно, просто потому, что смерть любого человека не мелочь. Наверное, для тех, кто способен с улыбкой сказать «она утонула», это не так. Бог им судья.

А будущее Русской православной церкви зависит, конечно, и от того, кто будет ее новым предстоятелем, и от светской власти. Но и от ее прихожан тоже — не в последнюю очередь. Соблазн — он один на всех.

_______________

1 http://www.nr2.ru/ moskow/209927.html.

6 декабря в Москве состоится экстренное заседание Священного Синода РПЦ. На нем будет официально объявлено о кончине Патриарха, определены время и место отпевания Алексия II, а также избран Местоблюститель Патриаршего престола. Сообщается, что похороны Алексия II могут состояться во вторник, 9 декабря. Согласно завещанию, он будет похоронен в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Согласно уставу РПЦ новый патриарх будет избран на Поместном соборе, который должен собраться не ранее чем через 40 дней и не позднее, чем через полгода после смерти предыдущего патриарха. Отметим, что с 1721 по 1917 год патриаршество в России было отменено. В XX веке патриарх Тихон (1917–1925) был избран жребием из трех предварительно утвержденных Поместным собором кандидатов.

Патриархи

Сергий (1943–1944), Алексий I (1945–1970) и Пимен (1971–1990) избирались безальтернативным голосованием при поддержке и одобрении КПСС. Алексий II вступил на Патриарший престол в 1990 году, победив в двух турах тайного голосования. Через несколько дней после избрания состоится церемония интронизации (настолования). Среди основных претендентов на Патриарший престол уже называют митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в управление Московской епархией после смерти Алексия II, главу отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, а также управляющего делами Московской патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.