Штрафы для штрафующих. Пока миллионы автомобилистов стоят в пробках, законодатели продолжают работать над документами, которые, по их мнению, должны способствовать улучшению ситуации на дорогах. Так ли это — разбирался The New Times

В партии «Единая Россия» (!) практически закончена работа над концепцией закона о дорожном движении. Член Совета Федерации Владимир Федоров туманно пояснил, что концепция определяет полномочия органов государственной власти, а также права и обязанности участников дорожного движения: «В Конституции страны записано, что все ограничения в правах должны накладываться на гражданина только законом, а у нас Правила дорожного движения — это, по сути, подзаконный акт».

Па-де-де

По мнению Федорова, необходимо урегулировать ряд вопросов, на которые Правила дорожного движения (ПДД) и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не дают исчерпывающих ответов. В частности, прописать процедуру допуска к управлению транспортными средствами после лишения прав, особенно за вождение в пьяном виде. «Сегодня не определен порядок того, как человек может повторно сесть за руль после совершения ДТП или долгого перерыва в управлении транспортным средством», — сообщил член СФ. Он также выступил за «более жесткие программы водительской подготовки».

В принципе, ограничения прав участников дорожного движения должны регулироваться федеральным законом. Но есть опасение, что новый закон может оказаться недостаточно четким и чрезмерно строгим. Большинство правозащитных организаций сетуют, в частности, на право инспектора ГИБДД за одно и то же нарушение подвергнуть водителя денежному штрафу либо ограничиться устным предупреждением. Вот и приходится автомобилисту решать каждый раз непростой вопрос: то ли перечислять сумму в казну, то ли предложить инспектору вдвое меньше, лишь бы он не составлял протокол. Многие предпочитают второй вариант, хотя он и связан с риском: за дачу взятки на дорогах суды теперь стали приговаривать к реальным срокам лишения свободы.

Сомнительная идея

Нынешние «вилки» в статьях закона покажутся цветочками, если будет поддержано предложение чиновников Минтранса России, которые хотят предоставить региональным властям возможность самостоятельно определять размеры дорожных штрафов. По замыслу авторов этой идеи, тарифная сетка взысканий за административные правонарушения на дороге должна устанавливаться в зависимости от среднестатистического дохода граждан в том или ином регионе страны.

Эксперты уверены: в Москве и Санкт-Петербурге штрафы станут расти быстрыми темпами, а в менее обеспеченных краях и областях страны — понижаться, но незначительно.

Если регионы смогут самостоятельно корректировать Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), неопытных водителей, которые выезжают за пределы области, можно будет легко запутать изобилием местных норм. А дальнобойщикам придется возить с собой целый свод таблиц, чтобы их не пытались обмануть сотрудники ДПС.

«Подобные концепции изначально противоречат Конституции», — утверждает научный руководитель Института национальной стратегии, доктор экономических наук Никита Кричевский. Однако это утверждение нуждается в судебной проверке. Согласно Конституции, в исключительном ведении Российской Федерации находятся уголовное, уголовно-процессуальное и уголовноисполнительное законодательство.1 Тогда как административное и административнопроцессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.2 Следовательно, федеральные власти, в принципе, могут передать определенные полномочия регионам, установив общие принципы безопасности дорожного движения и виды наказаний за нарушения ПДД. Размеры региональные парламенты.

Правовые коллизии

В регионах вынашивают собственные идеи, касающиеся корректировки действующей таблицы штрафов. Недавно в Госдуме обсуждалось предложение одного из региональных парламентов, который озабочен отсутствием парковок вблизи жилых домов. В результате автовладельцы оставляют машины прямо у подъездов, перекрывая проезд. Казалось бы, надо в первую очередь предъявить претензии архитекторам и местным властям, которые ничего не делают для того, чтобы обеспечить граждан возможностью оставить машины в шаговой доступности от жилья. Но авторы поправок в КоАП решают эту проблему с помощью высоких штрафов.

Кстати, предлагая повысить штрафы за неправильную парковку около многоквартирных домов, депутаты не определили, какие дома должны считаться многоквартирными…

Залезть в карман

Настораживает тенденция — во всех законопроектах предлагается повысить размер штрафов. Вместо того чтобы искать способы усилить неотвратимость наказания, повсеместно пытаются залезть в карман водителю. Словно не понимают, что крупные суммы штрафов лишь развращают сотрудников ГИБДД. При этом расширяется список «неприкасаемых ». Вслед за судьями и депутатами теперь — по решению Верховного суда РФ — за нарушения ПДД нельзя штрафовать прокуроров. И лишь в двух документах содержится предложение штрафовать не водителей, а сотрудников ГИБДД.

Депутаты Госдумы предлагают установить штрафы для инспекторов ГИБДД за необоснованное направление водителей на медицинское освидетельствование на алкоголь. Сотрудников Госавтоинспекции планируется штрафовать на 500 рублей в том случае, если в результате медицинского освидетельствования водителя будет получен отрицательный результат. Оштрафованный гаишник должен будет соблюдать осторожность в течение полугода, ведь если в этот период он снова отправит трезвого автовладельца на освидетельствование, он будет оштрафован на сумму от 2 до 5 тыс. рублей.

А второй законопроект родился в недрах Совета Федерации. Некоторые сенаторы предлагают штрафовать гаишников за автомобильные пробки и «мигалки». Точнее, за «незаконное ограничение движения» по вине инспекторов ГИБДД. Сенаторы считают, что приоритет на дорогах должен быть только у спецтранспорта — скорой помощи, милицейского патруля и машин МЧС. А если «зеленую улицу» обеспечивают губернатору или тому же вице-спикеру Совета Федерации, то за это надо строго наказывать.

Этим же проектом предлагается запретить распространенную ситуацию — ограждение у поста ГИБДД, сужающее движение с трех полос до одной. Причем суммы штрафов весьма значительны — от 20 до 30 тыс. рублей. Впрочем, этот законопроект вряд ли дойдет даже до первого чтения в Госдуме. Потому что он совершенно не учитывает мнение обладателей тех самых «мигалок», которые станут стеной, лишь бы защитить свои привилегии.

_______________

1 Пункт о) ст. 71 Конституции РФ.

2 Пункт к) ст. 72.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.