Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Футбол

Всплытие «Титаника»

13.12.2010 | Мастеров Валерий, Варшава | № 42 от 13 декабря 2010 года

Польский проект удалось спасти
POLSHA_01.jpg
Национальный стадион в Варшаве: до конца строительства еще далеко

Не катастрофа. Подготовка к Евро-2012 начиналась для Польши со скандала: страна чуть не лишилась права на проведение футбольного форума. Сегодня основные волнения позади, но поводов для беспокойства хватает. Достижения и ошибки страны — организатора чемпионата Европы изучал The New Times

Туристов в Варшаве уже водят на экскурсии к строящемуся в центре города Национально­му стадиону, на котором 8 июня 2012 года состоится матч открытия чемпионата Европы. Подсчитано, что болельщики должны потратить в Польше за три недели ЧЕ примерно €220 млн. Несмотря на то что официальная продажа билетов на игры начнется только через три месяца, УЕФА уже зафиксировала в Польше несколько случаев нелегальной торговли билетами по завышенным ценам.

Черный юмор

Эйфория, охватившая Польшу после 18 апреля 2007 года, когда в Кардиффе президент УЕФА Мишель Платини объявил Польшу и Украину хозяйками очередного чемпионата, развеялась очень быстро. Польша, где за последние два десятилетия не было построено ни одного стадиона, отвечающего европейским стандартам, осталась один на один со своими проблемами. Ужасное состояние автострад и железных дорог, отсутствие современной сети отелей и тренировочных комплексов для футбольных команд явно не улучшали настроение организаторов. Тема чемпионата в прессе перекочевала из рубрики «спорт» в раздел черного юмора. Влиятельная «Газета выборча» даже построила график катастроф, случающихся раз в 100 лет: 1612-й — изгнание поляков из Москвы, 1812 год — поражение Наполеона и поддержавших его поляков, 1912 год — гибель «Титаника», 2012 год — провал ЧЕ по футболу в Польше.

В первые четыре месяца после Кардиффа не делалось ничего — ни строительства, ни инвестиций. Зато за финансовые махинации вокруг еще только планируемых объектов были арестованы несколько спортивных функционеров, а министр спорта отправлен в отставку. Ответственность за проведение чемпионата взяла на себя партия «Право и справедливость» тогдашнего премьера Ярослава Качиньского. А новым министром спорта и туризма с полномочиями координатора подготовки ЧЕ-2012 была назначена Эльжбета Якубяк, работавшая до этого с братьями Качиньскими в варшавской мэрии и президентской канцелярии, но крайне далекая от спорта вообще и от футбола в частности.

Но после досрочных парламентских выборов осенью 2007 года этой команде пришлось уйти. Победу на выборах одержала «Гражданская платформа». А ее лидер Дональд Туск, который безмерно любит футбол и сам до сих пор в него регулярно играет, возглавил правительство и сразу заявил, что члены оргкомитета могут обращаться к нему по вопросам проведения ЧЕ-2012 24 часа в сутки. Такая позиция одного из руководителей государства не осталась незамеченной в УЕФА, где до этого регулярно критиковали польский оргкомитет и уже всерьез подумывали передать право на проведение Евро-2012 Италии или Германии.

«После прихода Туска все стало меняться на глазах в лучшую сторону, — рассказал The New Times замглавного редактора футбольного журнала «Пилка ножна» Адам Годлевский. — Правительство утвердило многолетнюю программу по подготовке к Евро-2012, предусматривающую строительство и модернизацию стадионов. Было принято решение, что Национальный стадион в Варшаве целиком будет построен на бюджетные средства. Госдотации получили стадионы в Гданьске, Познани, Вроцлаве — там, где будут проходить игры, а также арены в Хожуве и Кракове, находящиеся в резерве».

Убыточные стадионы

Польша стала превращаться в одну большую строительную площадку. Амбиции были под стать событию. В министерстве регионального развития подсчитали, что организация чемпионата ускорит строительство 900 км автострад, позволит модернизировать 1566 км железнодорожных путей, расширит восемь аэропортов, не говоря уже о создании 6 стадионов. Пока в строй вступил лишь один из них — в Познани. Польша хочет избежать ошибок Португалии, которая построила к чемпионату кучу арен, а теперь не знает, что с ними делать. Варшавские власти ломают голову: как сделать так, чтобы Национальный стадион, на котором пока не предполагают проводить иных футбольных матчей, кроме игр сборной, не приносил одни убытки. Пока выход видится в коммерческом использовании площадей под торгово-развлекательный центр и сдаче их внаем под офисы. В других городах ставка сделана на привлечение на новые стадионы болельщиков местных команд, играющих в высшей польской футбольной лиге (экстралиге). Впрочем, и там прорабатываются варианты коммерческого использования спортивных арен. Уже решено, что каждый стадион будет иметь так называемого оператора, который от имени футбольного клуба или города будет стараться заработать на эксплуатации арены как можно больше. К примеру, в Гданьске одна из крупных компаний купила право называть своим именем стадион «Балтик Арена» до конца 2014 года — за €2 млн ежегодно.

Пока без коррупции

Общий размер инвестиций на ЧЕ-2012 в Польше оценивают в €8 млрд, причем чуть ли не 90 % из них выделяются из бюджета страны. О случаях совсем уж вопиющей коррупции пока ничего не известно. Организаторы говорят, что этому способствуют прозрачность расходов и общественный контроль за использованием выделенных средств.

Правда, и без коррупционных скандалов финансовых проблем у Польши в связи с Евро-2012 хватает. Инспекторы Высшей контрольной палаты (ВКП), проверив три десятка госучреждений в городах-организаторах, пришли к неутешительному выводу: многие инфраструктурные проекты так и не будут реализованы в срок: 52 из 127 проектов отстают от графика. Пока введено в эксплуатацию только 300 км автодорог и 156 км скоростных железнодорожных трасс. «Мы не успеем обновить до конца ни одну ветку железной дороги. Многое делается для преображения вокзалов — визитной карточки любого города. Но красивый вокзал вряд ли порадует туристов, которым придется долго трястись в поезде. К примеру, из Вроцлава до Варшавы — больше пяти часов. Так медленно в ЕС уже никто по железной дороге не ездит», — рассказал The New Times программный директор группы советников компании Railway business forum Адриан Фургальский.

Именно на наплыв гостей, а значит, и большие поступления от туризма больше всего надеются организаторы, планируя предстоящие прибыли. «Надо признать, что деньги, вложенные в относительно дорогие стадионы, скорее всего, не окупятся никогда», — говорит Томаш Чесьлик, директор по вопросам маркетинга фирмы Sportfive, партнера Польского футбольного союза. Но он считает, что от Евро-2012 страна получит выигрыш не менее важный, чем финансовая прибыль: современную спортивную инфраструктуру. «Разве кто-то спрашивает, окупятся ли инвестиции в школы или больницы? Нет, потому что все знают, что они необходимы. Так и в этом случае», — утверждает Чесьлик.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.