Праздник света. Ханука — «освящение» — один из любимых еврейских праздников, знаменующий победу в борьбе за освобождение и освящение Иерусалимского храма. Что главное в этом празднике — узнавал The New Times
Что такое Ханука? Учили мудрецы: с 25 кислева — восемь дней Хануки, в них не оплакивают покойных и не постятся, [в честь того, что] когда вошли греки в Храм, осквернили [они] все находившееся там масло, и когда победило их царство Хасмонейского дома, то нашли [победители] в Храме только один сосуд с маслом, запечатанный печатью первосвященника. Хватило бы этого масла на один день, но свершилось с ним чудо и горело оно восемь дней. На следующий год установили эти дни праздничными, с хвалебными и благодарственными молитвами.
Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 21b
Храмовая менора. Миниатюра
из Серверской Библии, 1300, Испания. Национальная библиотека, Лиссабон |
Чудесный кувшинчик
Возглавила вооруженное восстание семья священников Хасмонеев, самым знаменитым из которых был Иегуда по прозвищу Маккаби (Маккавей) — имя, созвучное слову «молот». Войдя в Иерусалим, воины-маккавеи очистили разбитый храм. Нужно было заново освятить его, однако масла для зажигания храмового семисвечника — меноры — оказалось недостаточно. Маленький кувшинчик, обнаруженный в тайнике на территории храма, чудесным образом спас положение: масла в нем было всего на один день, но горело оно целых восемь дней — ровно столько, сколько было необходимо для приготовления нового. В память об этом чуде и победе над врагами был установлен праздник Ханука («освящение»), а также особая заповедь: в течение восьми дней зажигать свечи или масляные светильники.
Свет и тьма
Именно ханукальный светильник (ханукия) стал символом победы, освобождения народа, возвращения традиции, хотя исторически независимость Иудеи была достигнута значительно позже. Но возвращение храма, его освящение знаменовало победу духа, духовную свободу. Задача ханукального светильника — распространять весть о чуде, о победе света над мраком, духовного над материальным. Поэтому традиционно он располагается так, чтобы его могло увидеть как можно большее число людей — на подоконнике или при входе в дом. И хотя нередко ханукии специально придается форма храмовой меноры с ее симметрично расположенными ветвями, эти светильники существенно отличаются друг от друга.
Чарльз Спенселей (1865–1958).
«Последняя ханукальная свечка» (фрагмент). Галерея Christi’s, Лондон. |
Ханукия с подсвечниками в виде
кувшинчиков. Восточная Европа, XIX в. Еврейский музей, Нью-Йорк |
Украшение праздника
Созданию и приобретению ханукии придавалось огромное значение. Украшение светильников имело социальный и педагогический смысл. Не случайно сама идея образования вписана в название праздника: «ханука» родственно слову «хинух» — воспитание (иврит). Когда праздничным вечером вся семья собирается около свечей, домашняя работа останавливается и ханукия становится центром внимания. Дети получают так называемые ханукальные деньги (на идише — «хануке гелт») и подарки. Одно из главных детских развлечений праздника — игра в волчок (на идише — «дрейдл», на иврите — «савивон»). На каждой из четырех граней волчка в определенном порядке расположены еврейские буквы — нун, гимел, hей, шин. Это начальные буквы слов во фразе на иврите: «Чудо великое произошло там».
Зажигание синагогальной ханукии. Фрагмент миниатюры манускрипта Ротшильда, 1470 |
Наряду со светильниками в форме храмовой меноры, в зависимости от региона и общины, существовали и другие. Например, масляные лампы с богато декорированной задней стенкой: она украшалась орнаментом, могла принимать архитектурные формы, содержала изображения растений и зверей, фигурки персонажей еврейской истории. Во многих общинах установился заимствованный из Италии обычай зажигать массивную ханукию и в синагогах, располагая ее у южной стены — в соответствии с тем, как была расположена менора в Иерусалимском храме.
Фрагмент ханукии с драконом. Германия,
XIII в. Еврейский музей, Нью-Йорк |
Интересный тип ханукии получил распространение в Восточной Европе — он назван в честь основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем Това (1698–1760). Ханукия этого типа совмещала филигранный орнамент широкой задней стенки с литыми фигурками диковинных птиц и животных. Своей структурой, композицией и декором она передавала устройство мироздания, мир в миниатюре. Симметрично организованная ханукия типа «Баал Шем Тов» имела центральную ось, увенчанную одним из символов власти Творца над миром: короной, двуглавым орлом, скрижалями Завета и т.п. Надо сказать, что такой популярный геральдический символ, как двуглавый орел, получил в еврейском искусстве совершенно иное звучание. Две головы орла воплощают идею суда и милости — качеств, с помощью которых Творец управляет мирозданием. Сам же орел символизирует Всевышнего, неустанно пекущегося о своем народе. К центру ханукального светильника «сбегаются» фигурки животных, птиц и всевозможных чудесных существ, расположенные на разных уровнях и этажах: мир во всем своем многообразии прославляет Создателя.
Мориц Даниэль Оппенгейм. «Зажигание ханукии», 1880. Музей Израиля, Иерусалим
В нижний ярус ханукии XIX века из Восточной Европы, близкой по типу и набору мотивов «Баал Шем Тову» (стр. 63), помещены два слона, поддерживающие на своих спинах всю сложную конструкцию светильника. Слон в еврейском искусстве был символом народа Израиля, несущего «бремя» Торы и заповедей, а иногда трактовался как аллегория самой Торы. В связи с Ханукой особое значение имело и то, что в ивритском слове «пиль» (слон) зашифровано слово «пеле» (чудо). Выше расположена чета львов — царственных животных и символов царского колена Иегуды. Над ними — пара птиц, воспевающих Создателя и символизирующих человеческие души. Грифоны и василиски, изображенные на следующих уровнях светильника, выполняют роль своеобразных стражей древа жизни, сформированного растительным орнаментом. Пальмы, венчающие многоэтажную конструкцию, традиционно символизируют праведников. Примечательно, что по аналогии со средневековыми еврейскими манускриптами, в которых всегда было место маргиналиям — рисункам на полях, здесь также есть персонажи за пределами общей композиции. Это медведь в наморднике и обезьяна, символическое значение которых амбивалентно. Не случайно образы этих животных связаны со смехом; их показывали на площадях для развлечения публики, потому что считалось, что они пародийно имитируют человека. Эта особенность делает их эмблемой сил зла, отражающего реальность в искаженном, перевернутом виде. Позитивная же сторона образов медведя и обезьяны состоит в том, что они могут передавать идею imitatio Dei — идею этического самосовершенствования как подражания Творцу.
Фрагмент навершия ханукии. Восточная
Европа, XIX в. Еврейский музей, Нью-Йорк |
Еще одним излюбленным героем средневековых маргиналий был змей или дракон. Вытесненный на границу текста, он олицетворял поверженные силы зла. Такой дракон появляется и в центральном медальоне ханукии XIII века из Германии (стр. 62). В меньших медальонах по обе стороны от дракона изображены львы. Эти образы намекают, прежде всего, на цитату из Книги псалмов: «Будешь попирать льва и змея, растопчешь молодого льва и дракона» (91:13), относящуюся к праведному человеку, полагающемуся на Всевышнего и охраняемого ангелами. Однако дракон связан и с темой огня, что делает его возникновение на ханукальном светильнике неслучайным. Дело в том, что в виде крылатого дракона рисовали медного змея, изображение которого было создано Моисеем в пустыне по приказу Всевышнего — для исцеления евреев от укусов ядовитых змей (Числа, 21:6-9). В Пятикнижии он назван «сараф» — «сжигающий», «жалящий». Такое же имя носят и огненные ангелы, известные в русской транскрипции как серафимы. Дракон на ханукии намекает на разрушительную силу огня, в то время как ханукальный свет олицетворяет огонь созидающий.
Древо жизни
Ханукия, близкая к типу «Баал Шем Тов»
(со слонами). Восточная Европа, XIX в. Еврейский музей, Нью-Йорк |
Угощение на Хануку
Картофельные латкес — классическое ханукальное блюдо. Очень вкусно с яблочным соусом. Понадобится 5 больших картофелин, 1 большая луковица, 4 яйца, 1/4 чашки молотой мацы или муки, соль и перец по вкусу.
Натрите картофель и откиньте на дуршлаг. Тертый лук смешайте с картофелем и взбитыми яйцами. Добавьте молотую мацу и приправы, все перемешайте. Разогрейте масло на сковородке. Столовой ложкой кладите картофельную массу на сковороду. Когда лепешка зарумянится с одной стороны, переверните ее.
Чтобы приготовить не менее знаменитые морковные латкес, замените картофель натертой морковью.