#Культура

#Суд и тюрьма

Стоп-кадр

01.01.1970 | Грацианский Сергей | № 51-52 от 22 декабря 2008 года

Участники Съезда кинематографистов показали друг другу кино не для всех

Весна на Васильевской улице. Съезд кинематографистов был не только скандальным, но и абсурдным: Никита Михалков бесконечно объявлял его нелегитимным, куда-то исчезала мандатная комиссия, в Союз принимали давно уже принятых кинематографистов.. В конце двухдневной перепалки председателем Союза кинематографистов (СК) РФ был избран Марлен Хуциев. Но это решение будет оспариваться в суде теми, кто считает съезд нелегитимным


До съезда Союза кинематографистов, еще полгода назад назначенного на 18–19 декабря, оставалось три дня, а никто из членов СК не понимал, состоится ли съезд вообще или нет.

The New Times подробно писал об этом в прошлом номере, поэтому коротко напомним ход событий. Гильдия режиссеров, выбирая своих делегатов на съезд, не поддержала кандидатуру председателя СК Никиты Михалкова. Тот предложил устроить повторное голосование, а съезд отложить до января. Чтобы окончательно решить вопрос, в прошлый понедельник собрался пленум СК и постановил: «Съезду быть!». Как поведет себя в этой ситуации Никита Сергеевич? — гадали кинематографисты. В кулуарах Дома кино шли разговоры, что, скорее всего, он сумеет задобрить оппозиционно настроенный съезд и проведет-таки на должность председателя СК своего ставленника Михаила Пореченкова.

Съезд — это закон

Но Михалков решил действовать иначе. Сославшись на то, что выборы делегатов проходили с нарушениями, а на пленуме не было кворума, Никита Сергеевич объявил, что считает съезд нелегитимным, поэтому принимать в нем участие не собирается. Михалкова поддержал и Михаил Пореченков, исполняющий обязанности главы СК, пока председатель находится в творческом отпуске, заканчивая работу над «Утомленными солнцем-2». Отказавшись зачитывать свои доклады и занимать места в президиуме, оба руководителя Союза покинули зал заседаний.

Впрочем, как выяснилось, ушли они недалеко. Пускать бурлящий съезд на самотек Никита Сергеевич не собирался. Каждый раз, когда делегаты вспоминали, что «съезд — это закон», а значит, их решения будут иметь силу, Михалков снова появлялся на сцене.

Зеленое считать красным

Первым делом кинематографисты проголосовали за то, что они считают свой съезд легитимным. Потом они признали неудовлетворительной деятельность правления, а затем решили перейти к повестке дня.

Главным пунктом там было прописано обсуждение поправок к уставу. От новой версии основополагающего документа некоторые делегаты ждали революционности. Например, перехода к коллегиальному правлению, при котором должность председателя СК была бы упразднена, а Союзом руководили бы, например, главы гильдий.

Однако кардинальных перемен поправки не принесли. Единственное сколько-нибудь значимое изменение состоит в том, что теперь для ликвидации или реорганизации Союза кинематографистов нужно собрать 3/4 голосов делегатов. Раньше достаточно было 2/3 съезда.

Особых нареканий поправки не вызвали, но проголосовать по ним делегатам мешало отсутствие мандатов. Дело в том, что при регистрации участникам съезда выдавали временные, зеленые мандаты, которые мандатная комиссия в течение дня должна была заменить на действующие, красные.

Но мандатная комиссия ушла на совещание и не вернулась. Из зала стали раздаваться выкрики: «Давайте пойдем поищем мандатную комиссию!», «Давайте будем считать зеленые мандаты красными!», «Давайте выберем новое правление, а оно решит, как нам быть с мандатами!»

Цветы в студию

При упоминании о новом правлении в зале появился Никита Михалков, передал в президиум записку и сел в первом ряду. «Почему меня, здоровую, снимающуюся актрису не пригласили на съезд? Любовь Виролайнен» — гласило письмо, явно намекающее на то, что съезд нелегитимен, потому что не представляет всех кинематографистов. Кстати, одним из предложений Никиты Сергеевича было провести не съезд, а референдум СК.

Решительности у делегатов явно поубавилось. Сидевшая рядом со мной коллега только улыбнулась и рассказала, что несколько лет назад, когда на очередном заседании СК бурно обсуждалась судьба Киноцентра и Дома кино, Никита Сергеевич вдруг достал из-под стола огромный букет красных роз, спустился в зал, подошел к пожилой, кажется, гримерше и сказал: «В пылу спора вы забыли о том, что вчера у прекрасной, глубокоуважаемой NN был юбилей». Дискуссия сошла на нет сама собой.

Дорогу — молодым

Вот и голосование по уставу как-то сошло на нет. Тем более что на съезд привезли письмо, подписанное 65 молодыми кинематографистами, с просьбой принять их в члены СК. Войти в Союз высказали желание режиссер Алексей Герман-младший, актриса Чулпан Хаматова, актер Константин Лавроненко, продюсер Елена Яцура, художник Владимир Дубосарский, режиссеры Илья Хржановский, Борис Хлебников, Алексей Попогребский…

«Немедленно принять! Это будущее нашего кино!» — выкрикивали делегаты (одна из главных проблем СК заключается в том, что средний возраст его членов равен пенсионному). Тут к микрофону подошел Михаил Пореченков и спросил: «А зачем принимать молодых кинематографистов? Чтобы потом плюнуть им в лицо и дать пинка, как вы сделали со мной? За те полтора года, что я здесь работаю, вы ни разу не предложили мне помочь, а только отвергали мои предложения. И вообще, съезд-то все равно нелегитимен».

«Авторов письма нужно принять в Союз. А также всех тех, кто уже давно подал документы и дожидается решения», — заявил режиссер Дмитрий Месхиев.

«А еще в этот список можно включить моего водителя, и его заодно принять в Союз, — не выдержал Никита Михалков. — Кстати, Пореченков только что позвонил Лавроненко. Тот уже три года как член СК».

Представитель мандатной комиссии появился как нельзя вовремя. «Мандатная комиссия не может самостоятельно принять решение о полномочиях делегатов, прибывших на съезд», — гласил протокол. «Тогда давайте сами подтвердим свои полномочия», — предложил кто-то из кинематографистов.

Но у Никиты Сергеевича было свое предложение. «Кто из региональных делегатов хочет со мной поговорить, прошу следовать за мной», — заявил он и, уведя с собой часть и без того поредевшей аудитории, завершил первый день съезда.

Хуциев один за всех

На второй день было назначено главное — выборы нового председателя Союза кинематографистов. Но из 15 выдвинутых кандидатов, среди которых были Сергей Говорухин, Дмитрий Месхиев, Николай Бурляев, Евгений Герасимов, Вадим Абдрашитов, Николай Досталь, Павел Финн, Всеволод Шиловский и Борис Токарев, большинство взсамоотвод. Как сказал Вадим Абдрашитов, «на это нужно положить жизнь, а у меня другие планы». Единственным человеком, готовым взять на себя такую ношу, как Союз кинематографистов, оказался 83-летний Марлен Хуциев.

Никита Михалков, в очередной раз напомнив, что съезд нелегитимен, уехал снимать кино. А делегаты остались голосовать по единственному кандидату — Марлену Хуциеву. Впрочем, уверенности в том, что его победа будет окончательной, нет ни у кого. Прошлый съезд кинематографистов закончился судом, и нынешний тоже обязательно выльется в тяжбу. А до решения насущных проблем, например, вопроса о судьбе разваливающегося Дома кино, дело так и не дойдет.

Юрий Богомолов, кинокритик

Съезд состоялся, несмотря на всю неконструктивную, я бы даже сказал деструктивную деятельность Никиты Михалкова, который назвал кинематографистов, собравшихся на этот съезд, «лилипутами», который сказал, что в Доме кино «пахнет трупами». Тем не менее Михалков, как настоящий прозектор, два дня присутствовал в этом «морге» и пытался так или иначе этот съезд дезавуировать. Михалков покинул зал съезда, сообщив прессе о том, что сейчас начнутся суды... Очевидно, что результатом съезда стал раскол кинематографистов. А положительный момент заключается в том, что состоявшийся съезд нанес мощный удар (независимо от того, чем кончатся суды) по имиджу лидера национального кинематографа Никиты Михалкова. Теперь он уже не сможет сказать, что кучка московских бесенят отравляет его жизнь в Союзе и не дает спокойно развиваться кинематографу.

Владимир Наумов, режиссер

Я не мог присутствовать на съезде, потому что, во-первых, меня не предупредили о том, что будет предсъездовское собрание, во-вторых, меня не пригласили на съезд. А между тем я один из немногих, кто организовывал Союз.

Я бы посоветовал всем заняться делом, а не препирательством. Страна находится в очень тяжелом положении, и надо подумать, каким образом организовать киноструктуры, а не ругаться по пустякам! Я даже не могу понять, из-за чего на съезде скандалят. Михалков ведь сам не хочет быть председателем Союза! А ведь он единственный человек в последнее время, который помогает Союзу. Благодаря личным усилиям Михалкова удалось достать миллион долларов на каждый год для того, чтобы нашим старикам, ветеранам, которые сейчас находятся в ужасающем положении, нищенствуют, оказать помощь, Это — реальное дело!

Я поддерживаю позицию Михалкова, который предлагает молодых. Это же Союз, а не академия. Тут должна быть молодежь, и руководить должны молодые люди. Если это будет не Пореченков, то пусть, например, будет Бондарчук, Звягинцев — сейчас огромное количество талантливых молодых людей.

Валерия Гай Германика, режиссер

Я как действующий режиссер хочу быть хоть как-то защищена. Если что-то случится, то я не знаю, куда обращаться за помощью — и поэтому мне хочется, чтобы Союз кинематографистов смог помочь в решении проблем. Я думаю, что Союз для того и создан, чтобы мне помогать. Другое дело, что в нынешнем состоянии он мне помочь не сможет — многие из нынешних членов Союза не работают.

Что до происходящего на нынешнем съезде, то могу сказать, что я против разборок — на любом уровне, я стараюсь оградить себя от негатива и выступаю за конструктивный общечеловеческий диалог. Зачем собираться на съездах и ругать друг друга?


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.