#Деньги

#Политика

Поддай газу!

19.01.2009 | №01-02 от 19.01.09

Как замерзают европейские клиенты «Газпрома»

Для населения стран Восточной Европы конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза» стал почти катастрофой. The New Times выяснил, как переживают газовый кризис в когда-то братских странах

Болгария

Чавдар Стефанов (София)

Доверие к Москве упало на самый низкий уровень за последние 20 лет

Софию никто не предупредил, что поставки газа будут приостановлены. «Беспрецедентный шаг в международных экономических отношениях» — такой была первая реакция правительства. В 2007 году Россия и Болгария внесли поправки в максимально выгодный для Софии договор о поставках газа от 1998 года — и казалось, поводов для беспокойства до 2010 года нет. Суть договоренностей 2007 года и сейчас является коммерческой тайной, а тут еще в пик кризиса выяснилось, что один из лидеров Социалистической партии, в то время занимавший пост министра энергетики и отвечавший за подписание этого соглашения... пропал. Журналисты до сих пор безуспешно разыскивают его для получения комментариев, а одна из газет даже объявила о награде для того, кто найдет переговорщика.

В итоге Болгария, наравне со Словакией и Молдовой, оказалась в списке главных потерпевших от газового коллапса. В Болгарию ведет только один газопровод для поставок российского газа. Ни с Грецией, ни с Румынией, ни с Турцией, самым стабильным сейчас игроком на газовом рынке, Болгарию трубы не связывают. Казалось, что болгарскому президенту Георгию Пырванову удалось договориться с украинским лидером Виктором Ющенко о ежедневных поставках 2,5 млн кубометров украинского газа, но и эта схема в итоге не заработала. Расчет на помощь Брюсселя и Евросоюза также не оправдался. Не принесли успеха и визиты болгарского премьера Сергея Станишева в Москву и Киев. Результат — радикализация болгарской прессы, которая уже напрямую обвиняет «Газпром» и «авторитарного премьера Владимира Путина» в разжигании газового кризиса. Как написала одна из ведущих газет Софии: «Болгарско-российский договор является исключительно коммерческим, а потому политические разногласия Москвы с ее соседями не предусматриваются даже в разделе «Форс-мажорные обстоятельства». Доверие к Москве упало на самый низкий уровень за последние 20 лет». За последние несколько дней потери болгарской экономики составили сотни миллионов евро, а 600 тысяч домохозяйств остались с холодным приветом из Москвы при 15–20 градусах мороза. Крах имиджа России как надежного энергопоставщика внес свой вклад и в падение рейтинга правительства, что усугубляется выступлениями студентов и рабочих. Демонстрации уже привели к столкновениям с полицией, а последние соцопросы показали, что 70% болгар хотят отставки правительства. Газовый кризис в Болгарии перерастает в кризис политический.

Молдова

Наталья Морарь (Кишинев)

Люди грелись как могли — грелками, пластиковыми бутылками с горячей водой

Жители Молдовы, оказавшейся на большом транзитном пути между ЕС и Россией, ощутили энергетический кризис на себе одними из первых. 12 января молдавские школы, лицеи и детские сады так и не открыли своих дверей. Средняя температура в классах опустилась до 13–14 градусов. В такой же ситуации оказалось и большинство больниц. «Мы разрешаем родственникам пациентов приносить из дома обогреватели, даже закрываем глаза на то, что они горят всю ночь. В противном случае мы не лечить, а калечить будем, ведь в палатах жуткий холод», — объясняет медсестра кишиневской больницы скорой помощи Людмила.

Сразу после того как Россия приостановила транзит газа через Украину, власти сообщили: запасов газа осталось на два дня, мазута, на который срочно стали переводить все теплостанции, максимум на неделю. Температура в домах стала резко падать. Скакнули спрос и цены на обогреватели в магазинах. «За два дня снесли все, включая бойлеры, ведь горячую воду тоже отключили», — вспоминает менеджер крупной сети магазинов бытовой техники Алексей. «Как и у большинства соседей, у нас автономное отопление на газе. Когда 10 января сообщили, что газ будет полностью отключен в полдень, мы чуть не сошли с ума: у нас два маленьких ребенка, а мы рисковали остаться без тепла, горячей воды и даже еды», — говорит жительница Кишинева Татьяна. В селах, где ситуация была намного хуже, люди грелись как могли — грелками, пластиковыми бутылками с горячей водой.

11 января часть Молдовы стала получать газ из внутренних запасов Украины через северный газопровод в Алексеевке. Поставки были минимальными — около 20% от привычного объема, чего хватало лишь для обеспечения нужд потребителей и социальных учреждений. Школы и детские сады, однако, так и не смогли открыться вовремя, а температура в домах упорно отказывалась расти до 18 градусов. По техническим причинам газ так и не появился в 16 районах на юге республики и в Приднестровье. К вечеру 14 января была возобновлена подача топлива в Одесскую область, что позволило приграничным Левобережью и двум южным молдавским районам частично получать газ за счет внутренних украинских поставок. «Вчера ночью батареи стали еле теплыми, но когда такими темпами квартира прогреется, не знаем. Так и спим в верхней одежде», — говорит жительница приднестровских Дубоссар Зинаида. На момент подписания номера 14 районов на юге страны оставались без газа и тепла.

Польша

Сергей Гречушкин (Варшава)

Газовый кризис мог обернуться кризисом химическим

На вопрос, пострадала ли Польша от российско-украинского газового кризиса, не хотят прямо отвечать ни представители правительства, ни оппозиция, ни эксперты. Топливо с Украины не поступает в польскую газовую систему, но благодаря увеличенным поставкам по Ямальскому газопроводу страна избежала кризиса. Электроэнергетика на 98% обеспечивается польским углем. Примерно 1/3 потребностей в газе удовлетворяет эксплуатация собственных месторождений. В общей сложности страна потребляет ежегодно 13,5 млрд кубометров голубого топлива, из которых 8,8 млрд поставляется Россией. Кстати, это не только российский газ — 2,3 млрд кубометров в год идет из Узбекистана на основании контрактов с известной компанией «Росукрэнерго». И именно этот газ перестал поступать в начале месяца. О том, что поставки на украинском направлении прекратились, польские власти говорят неохотно. «Польше не хватает примерно 19% импортного газа», — оценивает Анджей Шченшняк, независимый эксперт топливно-энергетического рынка. О кризисе напоминает только январское постановление правительства, которое решило в случае крайнего дефицита газа ограничить поставки самым крупным получателям, что могло бы обернуться для Польши кризисом химическим. Хотя польские дома не зависят от российского газа, от него зависят государственные химические концерны, которые являются самыми крупными потребителями. Но до реализации правительственного постановления дело так и не дошло.

Сербия

Наташа Богович, заместитель главного редактора еженедельника «Данос» (Белград)

Для бизнеса цена трех дней без газа — $21 млн

В конце прошлого года в политических кругах Сербии шло противостояние вокруг подписания Российско-сербского энергетического соглашения. Договор был в итоге подписан в присутствии президентов Дмитрия Медведева и Бориса Тадича. Сербские власти утверждали, что этот документ — лучшая гарантия того, что в будущем в Сербии не будет энергетических кризисов. Оппозиция, напротив, утверждала, что цена — €400 млн, которые Россия заплатила NIS (сербский нефтяной монополист), слишком мала и что нет никаких гарантий того, что газопровод «Южный поток» пройдет по сербской территории.

В итоге газовый кризис ударил по Сербии: после того как был закручен вентиль, сотни тысяч домовладельцев оказались без тепла. Часть котельных перешла на мазут, но далеко не во всех городах это было технически возможно. В этих городах батареи были холодными. Сербские власти предприняли меры для получения газа от других поставщиков. Президент Борис Тадич договорился об этом с венгерским премьер-министром Ференцем Дюрчанем. Были организованы поставки газа из Австрии и Германии. Но за газ из России Сербия платит $450 за 1000 кубов, в то время как за газ от новых поставщиков — на $50–70 больше. К тому же поставок из Венгрии, Германии и Австрии недостаточно. Их хватает только для обогрева жилых помещений. Поэтому та часть промышленности, которая зависит от газа, не работает. Целый ряд компаний вынужден либо снизить, либо совсем остановить производство. Только за три дня 41 компания, которая обратилась за помощью в Ассоциацию работодателей, потеряла более $21 млн. Вопрос в том, кто будет компенсировать потери: контракта с Украиной у Сербии нет, следовательно, нет оснований и для обращения в суд. К тому же газовый кризис породил и кризис политический: оппозиция обвиняет власти в том, что Сербия оказалась не готова к подобным ситуациям и не имела энергетических резервов.

Украина

Анна Черненко (Киев)

Не остановилась только пищевая промышленность

Остановку ГТС (Газотранспортная система) Украины специалисты-газовики, в отличие от чиновников «Нафтогаза» и секретариата Виктора Ющенко, называют катастрофой. Пока «Нафтогаз» с «Газпромом» продолжают выяснять отношения, страдают промышленность и население. Некоторые фирмы до сих пор на рождественских каникулах, из Западной Украины сообщают о переходе производств на ночной режим работы. В разгар конфликта было приостановлено производство на аммиачном заводе «Стирол», снизил темпы работы Одесский припортовый завод. Пострадали многие машиностроительные предприятия, химическая промышленность. Правительство не ограничивало работу разве что пищевой промышленности.

Население, в свою очередь, думает о будущих убытках — тарифы на газ и без того повышались каждый год. Сельские жители изучают прайсы фирм, торгующих отопительными электрокотлами, каминами, а у кого нет таких денег, разбирают завалы на печах и рубят лес. Городским жителям, живущим в домах с централизованным отоплением, в этом смысле повезло меньше. У них альтернативы нет. Несмотря на заявление премьера Юлии Тимошенко о том, что оснований для отключения горячей воды и отопления нет, ограничения в подаче тепла украинцы все-таки испытывают. После того как Россия закрутила вентиль, давление в газовых трубах упало почти в 2 раза. Власти Львова и Одессы заявили о намерении ограничить выработку тепла и попросили население экономить газ. А в Житомире, Ялте, Запорожье, Днепропетровске жители на несколько дней остались без горячей воды. Перебои с подачей тепла были в Севастополе. Пострадал и Киев. Там обострился вялотекущий конфликт между тепловиками, газовиками и мэрией. Вопреки заявлениям руководства «Нафтогаза» о том, что газ подается в полном объеме, в некоторых районах украинской столицы горячая вода исчезла, батареи заметно остыли. Последние несколько дней жители Киева и Харькова частично отапливаются альтернативным топливом, а тепловики в срочном порядке ищут по стране запасы мазута.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.