Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Картина мира

#Политика

Ближний Восток: далеко до мира

19.01.2009 | Георгий Мирский, заслуженный деятель науки РФ | №01-02 от 19.01.09

Палестина: территория раздора. Война в Газе вновь спровоцировала дискуссию о возможности создания независимого палестинского государства: ведь все попытки наладить мирное сосуществование израильтян и арабов путем образования рядом с Государством Израиль палестинского государства раз за разом проваливались. Раздаются голоса, что эта идея, сколь бы привлекательна она ни была, на самом деле обречена на поражение и, чтобы установить мир на Ближнем Востоке, надо вернуться к другим вариантам решения ближневосточной проблемы. Например, как уже было: передать сектор Газа — Египту, а Западный берег — Иордании. Историю вопроса изучал The New Times

Эта война — восьмая за 60 лет существования Израиля. И снова все упирается в одну проблему: создание в Палестине арабского государства наряду с еврейским. Почему его до сих пор нет и что оно должно в себя включать? Здесь нужен краткий экскурс в историю.

Как начинался конфликт

1947 год. Заканчивается британское правление в Палестине, где к этому времени наряду с 1,3 млн арабов живут 600 тыс. евреев, значительная часть которых — беженцы из Европы, уцелевшие после Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН намеревается образовать в Палестине единое государство. Это был вариант № 1.

Однако из-за того, что отношения между арабами и евреями дошли до уровня настоящей войны, ООН решает создать два государства: арабское и еврейское. Это вариант № 2. Иерусалим как город, священный для иудеев и мусульман (не говоря уже о христианах), выделяется в особую международную зону. Арабские страны отказываются признать резолюцию ООН.

1948 год. 14 мая провозглашено Государство Израиль, и на следующий день войска нескольких арабских государств вступают в Палестину. Войну выигрывает Израиль, присоединив к причитавшейся ему территории большую часть земли, на которой предполагалось создать арабское государство, а оставшуюся часть делят между собой Иордания (так называемый Западный берег, то есть земля к западу от Иордана) и Египет, под управление которого переходит сектор Газа. Иерусалим поделен между Израилем и Иорданией, причем под контролем последней оказывается Храмовая гора в Старом городе, где расположены и мусульманские святыни (мечеть Аль-Акса и Мечеть купола Скалы), и иудейская Стена Плача, остаток разрушенного римлянами Второго Храма. 700 тысяч арабов бегут с занятой израильскими войсками территории, начинается эпопея арабских беженцев, которые с тех пор живут в лагерях в Газе, Иордании, Ливане и на Западном берегу, находясь на содержании ООН. Это вариант № 3 — только одно государство на земле Палестины (еврейское), остальное разобрано арабскими соседями.

1965 год. Организация освобождения Палестины (ООП) объявляет незаконным раздел Палестины и образование Израиля. Должна существовать только одна арабская Палестина с еврейским меньшинством. Это вариант № 4.

1967 год. В результате «шестидневной войны» Израиль оккупирует восточную часть Иерусалима, включая Старый город, весь Западный берег, а также сектор Газа. Эти земли не включаются в состав Израиля, а образуют «администрируемые территории», на них начинается строительство еврейских поселений (сейчас около 200 тыс. человек). Совет Безопасности ООН принимает резолюцию № 242, требующую вывода израильских вооруженных сил с оккупированных территорий. Израиль отказывается ее выполнять, ссылаясь на решение арабских государств, известное как «три нет»: «нет — признанию Израиля, нет — миру с Израилем, нет — переговорам с Израилем». Тогда в арабских кругах получает хождение «иорданский вариант», в соответствии с которым Западный берег следовало присоединить к Иордании. Это был вариант № 5.

1988 год. На сессии Палестинского национального совета, высшего органа ООП, принимается заявление, в котором уже не говорится о незаконности раздела Палестины, а лишь содержится призыв к уходу Израиля со всех оккупированных в 1967 году территорий. Радикальные палестинские группировки (ХАМАС, «Исламский джихад» и др.) не признали это решение.

Надежда на перелом

1993 год. Соглашения в Осло. Израиль и ООП признают друг друга в качестве партнеров по переговорам. Лидер палестинцев Ясир Арафат встречается с израильским премьером Ицхаком Рабином в Вашингтоне в присутствии президента Клинтона. Это возврат к варианту № 2, концепции двух государств.

1995 год. Соглашение Осло-2. Принимаются принципы организации временного самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу. Вскоре Израиль соглашается на учреждение Палестинской национальной автономии, прообраза будущего палестинского государства, Арафат возвращается в Палестину из изгнания в Тунисе и обосновывается со своей администрацией в Газе. Создается арабская полиция, вооружаемая израильтянами.

2000 год. В июле Арафат и израильский премьер Эхуд Барак встречаются в Кэмп-Дэвиде при участии президента Клинтона. Речь идет уже о главных вопросах — площади и границах будущего палестинского государства, разделе Иерусалима. Барак соглашается на то, чтобы в палестинское государство входил 91% территории Западного берега, а также предлагает палестинцам учредить их столицу в иерусалимском пригороде Абу-Дис, который был бы объявлен частью Иерусалима, что могло бы компенсировать палестинцам отказ Израиля передать под их контроль остальные арабские кварталы восточного Иерусалима и Храмовую гору. Что касается Старого города, то предусматривалось предоставление палестинцам широкой гражданской и административной автономии в пределах мусульманского и христианского кварталов. Полный контроль Израиля над иудейскими святынями и опека палестинцев над святынями мусульманскими. Арафат, видимо, полагая, что народ его не поддержит, прерывает переговоры. А в октябре начинается палестинское вооруженное восстание (интифада). В течение нескольких лет идет настоящая война между израильской армией и боевиками палестинских организаций.

2002 год. «Квартет» международных посредников (США, ООН, ЕС, Россия) вырабатывает поэтапный план урегулирования — «дорожную карту». Этот план, как и другой — от имени короля Саудовской Аравии, базируется на резолюции № 242 Совета Безопасности ООН. Но дальнейшие события (раскол среди палестинцев и образование двух враждующих друг с другом властей: ФАТХ — на Западном берегу, ХАМАС — в Газе, тупик в вопросе о судьбе еврейских поселений и т.д.) привели к тому, что «дорожная карта» не осуществилась. Все же контакты между израильтянами и «умеренным» Махмудом Аббасом, ставшим после смерти Арафата главой палестинской администрации, возобновились при посредничестве американцев. Была выдвинута идея «обмена» (swap): большинство еврейских поселений на Западном берегу демонтируются, но за Израилем останутся крупные анклавы Гуш–Эцион, Маале–Адумим, район блока поселений Ариэль и Иорданская долина. В 2006-м премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт опубликовал «план консолидации», по которому палестинцам будут переданы 90% территории Западного берега, но над Храмовой горой сохранится полный суверенитет Израиля. Палестинцев такой сценарий не устроил, и мирный процесс вновь зашел в тупик. Не привела к прорыву и встреча Аббаса и Ольмерта под эгидой президента Буша в американском Аннаполисе в конце 2007 года, хотя все участники обязались уже до конца 2008 года реализовать план создания палестинского государства. 2008 год, напротив, закончился под взрывы ракет ХАМАС в израильских городах и бомбежки Газы израильской авиацией, за которыми последовала наземная операция.

Хорошо забытое старое

Налицо полный тупик. И выдвигаются два «новых» проекта. Первый — возрождение «иорданского варианта»: Западный берег отходит к Иордании, Газа — к Египту. Сценарий абсолютно нереальный. Власти Иордании совершенно в нем не заинтересованы: это нарушило бы демографический баланс в стране, где и без того палестинцы составляют две трети населения. Мирному благополучному королевству не нужны 2,5 млн беспокойных политизированных жителей Западного берега. Египту Газа тоже не нужна. Включить в свое государство полтора миллиона нищих, наполовину безработных людей (из них две трети — живущие в лагерях беженцы), голосовавших за ХАМАС, — хуже этого ничего не может быть для египетского политического класса, главным врагом которого являются те самые «братья-мусульмане», от которых двадцать лет тому назад ХАМАС и отпочковался. Да и сами палестинцы на такой вариант не согласятся, ведь за несколько десятилетий мощно поднялся палестинский национализм, люди хотят быть гражданами собственного государства.

Второй проект — возвращение опять-таки к старой идее «одного государства». Палестинцы должны стать полноправными гражданами (сейчас таковыми являются только арабы, живущие в самом Израиле). В этом государстве будут проживать наряду с 5,5 млн евреев почти столько же арабов. Учитывая, что темпы прироста населения составляют у евреев 2,6%, а у арабов — 3,2%, легко подсчитать, что в совсем близком будущем это будет уже не еврейское, а арабо-еврейское государство, у арабов будет большинство в парламенте и т.д. Именно поэтому данный вариант — совершенно утопический, ни одно израильское правительство не станет его даже обсуждать.

Доказательство от противного

Что же остается? Только одно, все то же, давно известное: два независимых государства рядом друг с другом. Для этого, конечно, надо решить ключевые вопросы: границы, статус Иерусалима, еврейские поселения на Западном берегу, палестинские беженцы. В принципе, несмотря на неимоверные трудности, все это можно было бы решить на основе компромисса. Вся беда во взаимном недоверии: компромисс — это уступки, но одна из враждующих сторон рассматривает любые уступки как чрезмерные, а другая — как недостаточные. Будет ли этому конец?

Бывший посол США в Организации Объединенных Наций Джон Болтон в начале января заявил, что урегулирование арабоизраильского конфликта на основе создания двух государств больше не работает. Взамен он выдвинул предложение передать «палестинские территории» Египту и Иордании.

«Попытки создать новую палестинскую администрацию на основе старой Организации освобождения Палестины не удались, — написал он в газете Washington Post, — и решение о двух государствах является мертворожденным... ХАМАС убил эту идею, и даже на Святой земле возможно только одно воскрешение».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.