24-1a.jpg
Восставшие из спама. Госдума готовит поправки к закону «Об информации», ужесточающие ответственность за рассылку электронного «мусора». В октябре Россия вышла в мировые лидеры в этом грязноватом бизнесе. Методы борьбы и шансы на победу над спамерами оценил The New Times

«Виагра онлайн», «make your P~enis power­ful», «Rolex for you — 50%» — этот «мусор», приходящий на электронную почту, большинство из нас отправляет прямиком в «корзину». А вот Андрей Никишин, руководитель лаборатории контентных технологий «Лаборатории Касперского», коллекционирует нестандартный спам — такое у него хобби. Накануне Дня космонавтики Никишин обнаружил в своей почте сообщение, в котором говорилось о нигерийском космонавте: с 1980-х годов тот якобы работал на космической станции «Союз» и умудрился покорять космические пространства 10 лет, за которые на его счетах скопилось... $20 млн зарплаты. «Помогите вернуть деньги за вознаграждение», — обращался «космонавт» к интернет-сообществу. Если на такой спам покупается редкий чудак, то другие рассылки выглядят вполне серьезно: «Как только разразился кризис 2008 года, в спаме тут же появилось сообщение о продаже месторождения нефти, — рассказывает Никишин. — Все выглядело правдоподобно: были указаны технические характеристики, разведанные запасы, производительность скважины».

Похитители времени

Впрочем, главная задача спама — навязывание потребителю товаров и услуг: «В кризис спрос на спам увеличился: бюджеты компаний сжимаются, и многие стараются экономить на легальной рекламе», — констатирует Марина Титова, старший эксперт департамента стратегического анализа ФБК.

Это подтверждает и статистика. В «Лаборатории Касперского» подсчитали: если в 2002 году к спаму относилось 30–40% всех электронных писем, то в 2009 году он отвоевал себе свыше 85%. Специалисты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) утверждают: только в 2009 году спамеры нанесли экономике России ущерб на 14,1 млрд рублей. «Эти данные мы получили, подсчитав количество работающих, пользующихся электронной почтой на рабочем месте, а также оценив их среднюю заработную плату», — пояснила Ирина Левова, координатор комиссии по киберпреступности РАЭК. По словам Левовой, 14,1 млрд рублей — это те деньги, которые могли бы работать на легальную экономику, если бы граждане не тратили рабочее время на очистку своих компьютеров от спама (на просмотр и удаление одного письма уходит от 16 до 40 секунд), а также пользовались услугами легальных поставщиков товаров и услуг. Существуют и другие методики оценки косвенного ущерба от спама, которые дают еще более впечатляющие результаты. Аналитики ФБК, например, говорят, что из-за спамеров экономика России ежегодно теряет от 31,3 до 47,2 млрд рублей.

Всемирный «мусор»

Обороты российского рынка спама растут впечатляющими темпами: еще год назад суммарный доход спамеров оценивался в $160–180 млн, а в 2010-м вырос уже до $200–250 млн. В чем причина? «Спамеры рекламируют свою услугу как эффективную и дешевую, на что многие покупаются и заказывают у них рассылку,* * Рассылка 1 млн писем стоит около 5 тыс. рублей.  — объясняет Андрей Никишин. — Причем эту услугу предоставляют легальные юридические лица. С вами подпишут договор на оказание маркетинговых услуг, к вам приедут, вы заплатите по «безналу» или наличными — и все будет абсолютно законно».

Незаконные действия начинаются позже, когда спамеры приступают к выполнению договора. «В основе любой спам-рассылки лежит так называемый bot-net — сеть из сотен зараженных вирусами компьютеров, подключенных к интернету по всему миру и находящихся под управлением стороннего компьютера, — объясняет Игорь Поляков, генеральный директор Центра анализа интернет-ресурсов. — До какого-то момента они могут себя никак не проявлять. Потом поступает команда, например, «спам-рассылка» — и они включаются в работу». Команда поступает из так называемых центров управления спамом — это некое количество серверов, распределенное по всему миру, которое «знает» о структуре bot-net и управляется квалифицированными хакерами. «Это самый ценный ресурс в спамерской архитектуре, поэтому он наиболее защищен и засекречен, — поясняет Игорь Поляков. — Центры управления спамом могут располагаться где угодно и в считанные доли секунды взаимозаменяться: сегодня — в Чикаго, завтра — в Петербурге, через секунду — на Канарах и так далее». По словам Полякова, это сделано для того, чтобы максимально затруднить обнаружение кибермошенников и их законодательное преследование.

Спам-стахановцы

Согласно рейтингу «Лаборатории Касперского», в октябре 2010 года Россия стала лидером в рейтинге стран-источников спама, потеснив с первых мест Индию и Америку. «Причина в том, что в России никто не борется со спамом, как и с любыми другими видами компьютерной преступности, — объясняет Антон Носик, шеф-редактор портала BFM.ru. — Естественно, крупнейшие спамерские сообщества мигрируют туда, где для их деятельности создается такой благоприятный климат». А вот в США «благоприятный климат» для спамеров закончился. В октябре спецслужбы «накрыли» там крупнейшую бот-сеть, состоявшую из 35 тыс. компьютеров, способных рассылать 10 млрд электронных сообщений в день. В результате с 1-го места в рейтинге стран-спамеров США переместились на 18-е, а сомнительное первенство досталось России. Что все равно странно: Россия далеко позади США по уровню доступа населения к компьютерам: у нас 43 млн пользователей интернета, тогда как в США — 185 млн. Но, как объясняют специалисты, дело не в количестве компьютеров: «Для рассылки спама не нужны миллионы пользователей — для этого нужен десяток-другой жуликов, а их у нас в России достаточно, — иронизирует Антон Носик. — Если в Америке за рассылку спама можно получить 9 лет тюрьмы и миллионные штрафы, то здесь никто тобой годами не интересуется, поэтому разница в количестве компьютеров нивелируется».

 

Для борьбы со спамом в России нужна в первую очередь политическая воля, а уже потом — «правильные» законы  


 
По данным РАЭК, в России распространением спама занимаются лица абсолютно разных социальных слоев и возрастов — от подростков до организаций с серьезной инфраструктурой. «Подавляющее большинство спамеров — частные лица, ведущие свою деятельность из дома, чаще всего совмещая ее с учебой или основной работой», — полагает Ирина Левова. 



 

   


Расплата за виагру

Формально распространение спама в России запрещено: закон «О рекламе» (вступил в силу 1 июля 2006 года) допускает распространение рекламы по сетям электросвязи «только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Нарушителям грозит штраф.* * Согласно статье 14.3 КоАП — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей для гражданских лиц; от 4 тыс. до 20 тыс. рублей — для должностных лиц; от 40 тыс. до 500 тыс. рублей — для юридических лиц. «К сожалению, на практике эта мера не работает, — констатирует Марина Титова из ФБК. — Дела о принудительной рассылке рекламы через интернет одно за другим закрываются за недоказанностью, так как практически невозможно определить истинный источник спама. А заказчик спама по российскому законодательству ответственность за его распространение вообще не несет».

24-G1a.jpgПривлечь к административной ответствен­ности за рассылку спама на территории России удалось пока только одного человека: в феврале 2008 года в Пермском крае предпринимателя Кирилла Гуреева оштрафовали за незаконную рассылку рекламы в интернете на 5 тыс. рублей. Доказать его вину удалось лишь благодаря тому, что заказчик рассылки сам предоставил антимонопольщикам расписку о выплате вознаграждения исполнителю — за распространение рекламы. А в конце октября в России возбудили первое уголовное дело против спамера. Обвиняемый — гендиректор ООО «Деспмедия» Игорь Гусев, один из крупнейших спамеров мира, по оценке РАЭК. Его компания занималась продажей контрафактных фармацевтических препаратов, в том числе виагры, на территории США, Канады и других стран. Следствие полагает, что оборот компании Гусева за последние 3,5 года мог составить $120 млн. Впрочем, под статью УК Гусев попал вовсе не за спам, а за «незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере» (до 5 лет лишения свободы). Сейчас спамер находится в международном розыске.

24-G2a.jpgВ поисках статьи

Тем временем в Госдуме совместно с РАЭК готовят поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые должны ввести в практику понятия «спам», «пользовательский контент», «электронная почта», «доменное имя». Сами депутаты положения будущего законопроекта пока не комментируют, но юрист РАЭК Максим Буянов утверждает, что предполагается установить уголовную ответственность за распространение электронного «мусора». «Это предвыборные поправки, нацеленные на то, чтобы закрыть неконтролируемый информационный канал, через который может проводиться нежелательная для власти агитация», — уверен Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. «У нас уголовная ответственность будет использоваться в основном для передела рынка спама и охраны предвыборного процесса», — добавляет эксперт.

Как бы то ни было, западный опыт показывает, что ужесточение наказания в случае со спамом — не панацея. Эксперты сходятся на том, что лучшую управу на спамеров нашли в Австралии. «У местных интернет-провайдеров есть обязанность: если они видят, что кто-то из их клиентов рассылает спам или производит вирусные атаки с зараженного компьютера, они обязаны по закону заблокировать доступ этого человека в сеть», — рассказывает Андрей Никишин. При этом никого не наказывают: к спамеру приходит специалист, который просто помогает ему «вылечиться» с помощью антивирусных программ. «В итоге Австралия обычно занимает последние строчки рейтинга стран — источников спама», — констатирует Никишин.

«В России провайдеры тоже не заинтересованы в том, чтобы их мощности использовались спамерами, и тоже предотвращают их деятельность, причем безо всякого указания сверху, — говорит Антон Носик. — Но когда провайдер — единственный, кого волнует проблема спама, эффекта не будет». Поэтому для борьбы со спамом в России нужна в первую очередь политическая воля, уверен Носик, а уже потом — «правильные» законы.


Спам (англ. spam) — массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений людям, не выразившим желания их получать. Существует уже более 70 лет. Первоначально слово «спам» появилось в 1936 г. как аббревиатура от SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком назойливо рекламируемых мясных консервов. Наиболее распространенные темы спама — реклама товаров и услуг. Более опасными являются сообщения, которые используются для выманивания денег у получателя письма: так называемые нигерийские письма (предложения вложить деньги в сверхдоходное предприятие) и фишинг (выманивание конфиденциальных данных — пароля, PIN-кода и т.п.). Источник: ФБК


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.