#Деньги

#Политика

Валютные курсы кройки и шитья

26.01.2009 | Докучаев Дмитрий | №03 от 26.01.09

Минфин не успевает латать прорехи в бюджете

В Министерстве финансов в очередной раз переписывают бюджет страны на текущий год. На президиуме правительства 26 января планируется рассмотреть новый макроэкономический прогноз и основные направления бюджетной политики. Набирающий ход кризис раз за разом опрокидывает расчеты правительственных стратегов. Что урежут — выяснял The New Times

Сегодня в это трудно поверить, но еще в октябре, когда фондовый рынок уже обрушился, депутаты как ни в чем не бывало проголосовали за федеральный бюджет 2009 года, сверстанный исходя из среднегодовой цены на нефть $95 за баррель и среднегодового курса рубля 24,7 за $1. При этом инфляция планировалась на уровне не выше 8,5%, а бюджетный профицит — 1,9 трлн рублей. Абсолютное несоответствие этих оптимистических цифр реальности было очевидно всем, кроме правительства, делавшего вид, что ничего страшного в стране не происходит, и подыгрывающего ему депутатского большинства. Однако экономику обмануть трудно, и вскоре Минфин вынужден был корректировать бюджетные расчеты. Вплоть до 20 января правительство исходило из того, что средняя цена на нефть в нынешнем году составит $50, инфляция 10–12%, среднегодовой курс 31,8 рубля за доллар. Теперь же и этот сценарий сдан в архив.

Выслушав доклад министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, премьер Путин предложил Минфину пересчитать бюджет, исходя из среднегодовой цены $41 за баррель. При этом в расчеты должен быть заложен минимальный рост мировой экономики 0,3%, валютный курс 35,1 рубля за доллар и прогноз инфляции 13%.

Дефицит без роста

Что получится из расчетов Минфина, пропущенных через горнило правительственных согласований, еще вопрос. А вот независимые эксперты уже готовы поделиться своими оценками. Первый их вывод: с бюджетным профицитом1 придется надолго расстаться — грядет эпоха дефицита. «Если цена на нефть будет на уровне $40 за баррель, то дефицит бюджета составит 2,5–3 трлн рублей. Если же цены на нефть окажутся на $7–8 ниже этой отметки, то дефицит может достигнуть почти 4 трлн рублей», — утверждает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.

То, что дефицита бюджета не избежать, признал на прошлой неделе и министр финансов Алексей Кудрин, выступая на Азиатском экономическом форуме в Гонконге. При этом конкретные цифры он называть не стал, зато это сделал экономический помощник президента Аркадий Дворкович, обнародовавший собственную оценку на 2009 год: дефицит бюджета составит не менее 5% ВВП (2,4 трлн рублей).

Судя по всему, также приказал долго жить и экономический рост. Алексей Кудрин заявил на том же форуме, что рост ВВП в этом году составит от 0 до 2%. С этими цифрами согласна Александра Суслина, считающая, что при тех прогнозных параметрах, которые сейчас взяты правительством за основу, как раз такой результат роста ВВП и получается. В свою очередь, главный экономист российского Deutsche Bank Ярослав Лисоволик утверждает, что рост ВВП хотя бы на 1% по итогам года может иметь место лишь при средней цене барреля Urals $43.

Как бы то ни было, большинство независимых экспертов убеждено, что в 2009 году российскую экономику ждет отнюдь не рост, пусть даже скромный, а заметный спад. Разве что в оценке глубины этого спада специалисты расходятся. Прогноз Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП): сокращение ВВП на 3,1%. Профессор Российской экономической школы Константин Сонин считает, что «если темпы экономического роста в России в 2009 году составят минус 3–5%, то это будет оптимистический результат». А директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев оценивает диапазон возможного спада от минус 4% до минус 15%. При этом Николаев полагает, что страна вступает в период стагфляции (промышленный спад вкупе с высокой инфляцией), считающийся одним из самых тяжелых для экономики.

В ожидании секвестра

Что же из всего этого следует с точки зрения бюджета? Игорь Николаев полагает, что процедура будет следующей: после того как правительство утвердит новые расчеты, они будут оформлены в виде федерального закона о поправках к бюджету-2009 и поступят на рассмотрение Думы. Ясно, что Дума проголосует за эти поправки ровно в той редакции, которую предоставит правительство. Но ведь депутаты поднимают руки не просто за абстрактные цифры, а за конкретные денежные суммы, которые должны пойти на те или иные цели. И если бюджетные параметры ухудшаются на бумаге, это значит, что в реальной жизни денег кому-то не хватит.

Тем не менее Алексей Кудрин утверждает, что секвестра не будет. «Величина расходов бюджета снижаться не будет, просто часть расходов будет перенесена на следующий год. Другая часть, наоборот, будет реализована ускоренно. Это та часть, которая будет больше соответствовать антикризисным мерам», — заявил министр. При этом он подчеркнул, что Россия не намерена обращаться за кредитами на Запад.

«Действительно, возникновение дефицита бюджета не означает автоматического сокращения расходных статей, — соглашается Игорь Николаев, — просто правительство должно найти источники покрытия этого дефицита». В первую очередь таким источником может служить Резервный фонд, объем средств которого на начало 2009 года составляет 4,027 трлн рублей. «Если дефицит сохранится один-два квартала, то мы сможем обойтись и без секвестра, и без внешних займов, ведь у нас есть «подушка безопасности», — говорит Ярослав Лисоволик.

Но что произойдет, если и эта «подушка безопасности» не сработает? Тогда секвестр бюджета станет неизбежным, и первыми пойдут «под нож» инвестиционные расходы. «Правительство уже сократило финансирование федеральных целевых комплексных программ на 15%, — утверждает Николаев. — И не исключено, что это сокращение не последнее». По мнению экспертов, урезание инвестиционных расходов означает удар по регионам, во многом зависимым от денежных вливаний из центра, а также по отраслям, где низка технологичность и конкурентоспособность бизнеса, — таким как приборостроение, станкостроение, металлургия.

Во всей этой истории с переписыванием макроэкономических сценариев радует только одно: правительство наконец-то сняло розовые очки и осознало, что лукавые цифры в борьбе с кризисом не помогут. А значит, воздушные замки абсолютно нереалистического бюджета надо разрушать и возводить на их месте пусть далеко не столь красивые, но реальные конструкции доходов и расходов. Вот только кризисная динамика пока что все равно опережает правительственных стратегов. А значит, главный финансовый документ страны придется пересматривать еще не раз.

_______________

1 По итогам 2008 года профицит составил 1,697 трлн рублей или 4% ВВП.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.