42-01.jpg
Путешествие из Кунашира в Лиссабон. 19–20 ноября в столице Португалии произойдет событие, еще пару-тройку лет назад казавшееся немыслимым: блок НАТО примет свою новую стратегию в присутствии президента России. Но это не все. Прямо в зале заседаний Россия получит официальное приглашение участвовать в проекте создания под эгидой НАТО общеевропейской системы противоракетной обороны. Россия и НАТО становятся союзниками — может, это оптический обман? The New Times разглядывал ситуацию под лупой

Согласившись ехать на саммит НАТО, президент Дмитрий Медведев поставил себя в сложное положение. С одной стороны, участие в этом мероприятии на всех краях российского политического спектра будет трактоваться в пользу президента. В глазах либерала-западника приглашение в Лиссабон — отрадный шаг к полноценному партнерству; консерватора-государственника — только подтверждает постулат о невозможности обсуждения европейских проблем без участия России; да и «ура-патриоты» наверняка увидят в медведевской поездке доказательство того, что победа России над Грузией признана Западом по факту. Но едва ли существует однозначный ответ на вопрос: а станет ли Лиссабон реальным прорывом?

Торг

42-02.jpg
Новая концепция ПРО США в Европе:
вместо перехватчиков в Польше и радара в Чехии —
мобильные и экономичные установки  в Польше, Румынии и Болгарии
Дмитрий Медведев долго тянул с ответом на приглашение ехать в Лиссабон, которое ему было передано еще 17 сентября. «Решение президента (ехать или не ехать) может быть любым» — так отвечал на расспросы журналистов постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, и это было 15 октября. Все прояснилось после встречи Медведева 18–19 октября с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози во французском Довиле. Там российскую делегацию, рассказывают очевидцы, больше всего интересовал вопрос: не случится ли в Лиссабоне неприятных сюрпризов? Все ли страны — члены НАТО поддерживают новый формат сотрудничества с Россией? Меркель и Саркози обнадежили российского партнера: «Все!» Дело в том, что к моменту приезда в Довиль Дмитрий Медведев находился в западне, которую сам же себе и расставил, продолжая проталкивать свою инициативу о пересмотре основ общеевропейской безопасности.* * Впервые Дмитрий Медведев озвучил ее летом 2008 года в Берлине. Суть инициативы: подписать новый договор о неприменении силы в Европе, который отводил бы НАТО роль игрока второго плана. В Довиле ему вежливо разъяснили: инициатива не лезет ни в какие европейские ворота. Главной несущей опорой архитектуры евробезопасности остается НАТО — никуда не денешься. Согласившись на поездку в Лиссабон, президент России заработал себе важное очко. Но потом — незадачливо его потерял.

Ловушка

1 ноября Медведев летит на острова Южно-Курильской гряды, на Кунашир, — самую болезненную точку в отношениях с Японией. Зачем? Никакой практической надобности в «рабочей поездке» на сугубо неблагодатный остров не было. Многие европейские аналитики увидели смысл поездки в одном: зная, какое сопротивление прежде всего среди российского генералитета вызывает его идея сближения с НАТО, Медведев решил продемонстрировать имперские амбиции на японском направлении. В результате после этой поездки на Курилы в натовских кулуарах заговорили о том, что приглашать Россию к участию в ПРО преждевременно: у Медведева, мол, нет принципиальной стратегической линии. Впрочем, важно помнить и другое: при всем энтузиазме генсека НАТО Андерса Расмуссена денег на эту затею у Великобритании, Франции и Германии, которые сейчас жестоко режут свои военные бюджеты, нет и не будет.* * По предварительным оценкам, стоимость системы ПРО в Европе составит около €200 млн. Средства будут выделяться в течение 10 лет 28 государствами НАТО.

Диалог глухих?

Другой фактор, побуждающий многих специалистов усомниться в реальной плодотворности лиссабонской поездки: медведевский порыв на сближение с НАТО слабо гармонирует с новой военной доктриной России, появившейся на свет в начале февраля 2010 года из недр Совета безопасности РФ, возглавляемого Николаем Патрушевым. Судя по этому выдающемуся по своей бессодержательности документу, главные угрозы России по-прежнему исходят с Запада. Медведеву предстоит проявить чудеса дипломатической эквилибристики, чтобы примирить патрушевскую доктрину с новой стратегической концепцией НАТО, где Россия в качестве угрозы не фигурирует вообще. Как намерен продвигать диалог с НАТО Дмитрий Рогозин, немало потрудившийся на ниве разоблачителя злокозненностей Запада, — тоже небезынтересно.

Кроме того, Медведев, поговаривают сейчас в натовских кулуарах, может завести в Лиссабоне разговор о «перезапуске» Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Москва, в частности, требует запретить размещение «существенных сил» на территории стран, вступивших в НАТО после распада Варшавского договора. В ответ НАТО настаивает: Москва должна ликвидировать свои базы в Абхазии и Южной Осетии. Компромисса не видно, при всем желании атлантистов перевернуть страницу под названием «Август 2008-го».

Еще одна тема для «диалога глухих» — тактическое ядерное оружие. Россия предлагает натовцам вывезти с континента американские авиабомбы, а для многих стран НАТО эти бомбы — символическая связь США с безопасностью Европы. Ее разрыва они хотят в последнюю очередь.

Реальные темы

Все это не значит, что у России и НАТО нет серьезных тем для обсуждения. Вполне предметным может получиться разговор о кибербезопасности. Россию с ее очень приблизительными планами внедрения «электронного правительства» эта тема до сих пор не очень волновала. Но недавняя хакерская атака против электронных систем Бушерской АЭС,* * Это произошло в конце сентября этого года: в результате вирусной атаки почти на сутки были выведены все компьютерные модули АЭС. построенной Россией в Иране, заставила Москву призадуматься. Сложность, правда, в том, что главный источник виртуальных угроз — вне всякого сомнения, Китай, который, к примеру, провел целую серию хакерских атак против Нобелевского института в Осло после присуждения премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо. А вот область, в которой сотрудничество с НАТО было бы для России чрезвычайно полезным, — это революционная военная реформа, которую напролом продвигает министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Она уже вызвала внутри страны целую серию кризисов, в частности, глубокую дез­организацию системы российского военного образования. На каждом уровне — от организации школ профессиональных сержантов до реанимации Академии Генштаба — любая практическая помощь натовцев пришлась бы очень кстати. Но добьется ли Дмитрий Медведев подвижек на этом направлении в Лиссабоне — большой вопрос. Но сам факт присутствия президента России на внутреннем саммите Атлантического союза говорит о многом: НАТО, очевидно, хочет наглядно продемонстрировать, что отношения выходят на новый уровень доверия.


Ключевая идея новой стратегической концепции НАТО: оптимальный способ преодолеть взаимное недоверие между Россией и Альянсом — создать общую сис­тему ПРО. Идея принадлежит экс-госсекретарю США Мадлен Олбрайт (недавно она стала консультантом по стратегическому развитию концерна BMW), которая по просьбе датчанина Андерса Фога Расмуссена, приступившего к обязанностям генсека Альянса в начале августа 2009 года, возглавила международную «группу мудрецов» по разработке новой концепции. Заместителем Олбрайт в группе стал голландец Йерун ван дер Веер, экс-глава компании Royal Dutch Shell, в нее вошли также представители дипломатического и научного сообществ Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Турции, Испании, Польши, Латвии и Греции. В мае 2010 года Расмуссен и Олбрайт обнародовали проект новой концепции, в которой содержится призыв к НАТО взять на себя разработку нового проекта ПРО с перспективой привлечения к нему России.

В настоящее время НАТО разрабатывает два проекта сис­темы противоракетной обороны. 1. ПРО на театре военных действий (ТВД) — ограниченная защита локальной группировки войск от баллистических ракет малой и средней дальности. 2. Территориальная (общеевропейская) ПРО — защита всей территории стран НАТО от всех видов ракетного нападения. В Лиссабоне ожидается подписание соглашения о сотрудничестве России и НАТО в области ПРО ТВД с перспективой выхода на общеевропейские параметры.



Россия—НАТО: Хроника потепления
14 сентября по указанию Медведева в Вашингтон летит глава Мин­обороны РФ Анатолий Сердюков. Шеф Пентагона Роберт Гейтс говорит нашему министру о намерении пригласить Москву к разработке новой ПРО в Европе, которую администрация Обамы хочет создать вместо третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе* * Первый и второй позиционные районы ПРО США — база Форт-Грили на Аляске и база Ванденберг в Калифорнии.  — те самые антиракеты в Польше и радар в Чехии, против размещения которых жестко выступала Москва. 15 сентября генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен объявляет о планах пригласить Россию к созданию общеевропейской ПРО.

17 сентября Дмитрий Медведев получает официальное приглашение поучаствовать в лиссабонском саммите 28 стран — членов Альянса. Начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров и глава МИД Сергей Лавров идею создания совместной ПРО с НАТО восприняли скептически: реальное совмещение российской и натовской противоракетных систем — слишком длительный и сложный процесс. Но Медведеву нравится идея Расмуссена подписать пока промежуточное соглашение о сотрудничестве.

21 сентября постоянный представитель США при НАТО Иво Даалдер на брифинге в Вашингтоне говорит о вступлении России в НАТО как о гипотетической возможности: «Россия — европейская страна, и согласно статье 10 Устава НАТО имеет право вступить в Альянс. Но решение об этом должно принять само российское руководство».

19 октября Москва объявляет о согласии Медведева ехать в Лиссабон.

3 ноября в Москву в отменном расположении духа прибывает Расмуссен: в доказательство доброй воли НАТО он предлагает России возобновить прерванное сотрудничество по ПРО на театре военных действий (ПРО ТВД) и провести совместные учения. Медведев отвечает согласием. Попутно стороны договариваются о расширении сотрудничества в Афганистане.



Дмитрий Медведев подпишет в Лиссабоне не полноформатное, а предварительное соглашение о возможных условиях интегрирования российской ПРО в общеевропейскую систему — такую точку зрения высказал The New Times ведущий эксперт британского аналитического центра Jane’s Defence* * Jane’s Defence — аналитический центр, специализирующийся на вопросах обороны, международной безопасности и терроризма. Базируется в Лондоне. Выпускает журнал Jane’s Defence review, пользующийся авторитетом у специалистов в Британии и за рубежом. Мэтью Клементс:

Что бы ни говорили, это важный шаг вперед в отношениях России и НАТО. Кроме того, наверняка будет заключено отдельное соглашение о сотрудничестве России и НАТО в Афганистане: Москва готова согласиться на расширение транзита военных грузов НАТО через свою территорию из-за проблем с их прохождением по территории Пакистана. Россию попросили впрямую поучаствовать в подготовке афганских военных специалистов, в частности, вертолетчиков, которые будут летать на российских машинах Ми-17. При этом их обучение будет проходить в России, а не на афганской территории.

По информации газеты «Гардиан», в Лиссабоне может быть решен вопрос об участии в афганской войне Российских вооруженных сил...

Не думаю, что русские захотят второй раз войти в ту же реку через двадцать лет. К тому же против их возвращения будут категорически возражать афганский президент Хамид Карзай и его правительство. Так что это предположение из области фантастики.

Особую обеспокоенность сближением России и НАТО выказывает Польша...

Это неудивительно. Для таких стран, как Польша и Грузия, НАТО — главный гарант их безопасности. Польские спецслужбы активно интересуются деталями проектов совмещения тактических систем ПРО России и НАТО. Чрезмерные уступки Москве в этом вопросе, считают поляки, могут ослабить их защищенность от потенциальной угрозы с Востока.

Материал подготовил
Ефим Барбан
(Лондон)


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.