#In Memoriam

#Суд и тюрьма

Кролик, прощай!

2009.06.04 |

Новодворская Валерия

Ушел Джон Апдайк

Наш гид по одноэтажной Америке


Джон Апдайк казался нам таким же вечным, как Америка. Советские люди познакомились с ним на излете «оттепели», в 1965 году, во втором номере «Иностранки». По нему мы познавали американскую действительность и американцев, у которых при ближайшем рассмотрении не оказалось ни рогов, ни копыт. Прошло 44 года. 44 года мы читали у Апдайка про простую «буржуазную» Америку, без «понтов». Эта Америка не хватала звезд с неба и не изобретала велосипед. Она прозаически вкалывала, женилась, разводилась, богатела, рожала детей. Словом, жила. «Кролик, беги», «Кролик разбогател», «Давай поженимся».

Джон Стейнбек писал про Великую депрессию и про маргиналов из квартала «Тортильяфлэт», его герои пытались топиться. Герои Апдайка жили без взлетов и падений. Апдайк не ловил рыбку-бананку и не впадал в пророчества и буддизм, как герои Сэлинджера. Он не путешествовал во времени и не создавал антиутопии, как Курт Воннегут. Его герои обходятся без политики, в отличие от конгрессменов и политологов Гора Видала. Он не писал о героическом прошлом Америки, как Ирвинг Стоун. Его герои — это средний класс, становой хребет Америки, жители небольших городов. Любимый апдайковский Кролик тихо торгует машинами, и у него забот полон рот: и жена пьет, и ребенок в ванне тонет, и сын, который не потонул, будет шалопаем. Но он «выдаст» сына за серьезную девушку, и та положит ему на колени внучку, «его вечность». И дом он построит, и бизнес у него наладится, и изумрудный унитаз, право, очень хорош.

Мы узнавали неслыханные вещи: американцы все время работают, не работать там неприлично. Вот приезжает к сыну Кролика влюбленная студентка. Брак у них не получается, и идет она тут же работать в блинную официанткой в малиновом платье с бантами. И даже интеллигенты у Апдайка не бунтуют против законов бытия, а бодро вкалывают учителями, как герой «Кентавра». И вдруг открывается космос: замордованный школярами «препод» оказывается гением педагогики, и Человек, родившийся минуту назад на фоне эр и периодов, мезозоя и кайнозоя, действительно — чудо творения, и он еще себя покажет, он свое возьмет, дайте срок.

Не надо искать смысл жизни — так учит Апдайк. Надо жить. Все «измы» — от лукавого. И пока «яйцеголовые» в Давосе обсуждают, не сдать ли капитализм в архив, читательница Апдайка рожает восьмерых младенцев. Не волнуйтесь, никуда капитализм не денется. Америка давно открыта, и даже американцы в ней есть.

Знаменитый американский писатель Джон Апдайк (18.03.1932 — 27.01.2009) родился в маленьком городке Шиллингтон (штат Пенсильвания). По окончании школы изучал английскую литературу в Гарварде. В 1955 году стал сотрудником в журнале «Нью-Йоркер», в котором и опубликовал свои первые рассказы. Какое-то время заведовал в журнале отделом критики. Первый роман «Ярмарка в богадельне» опубликовал в 1959 году. В 1960 году выходит первый том тетралогии о Кролике. В ней Апдайк описывает жизнь типичного американца — жителя провинциального городка. Эпопея «среднего американца» дает полномерную картину американского общества 60-х годов прошлого века. Романы о Кролике: «Кролик, беги» (Rabbit Run, 1960), «Кролик исцелившийся» (Rabbit Redux, 1971), «Кролик разбогател» (Rabbit is Rich, 1981), «Кролик на покое» (Rabbit at Rest, 1990).

Среди бестселлеров Апдайка — романы «Супружеские пары» (1968), «Месяц воскресений» (1975), «Иствикские ведьмы» (1984), «Версия Роджера» (1986)

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share