Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Суд и тюрьма

«Массовая музыка — инструмент гигантского политического влияния»

09.02.2009 | Старовойтенко Надежда | №05 от 09.02.09

Бари Алибасов — The New Times

Массовая музыка — политический инструмент. Советская эстрада не сдает своих позиций. В числе тех, кто получает сегодня самые высокие гонорары за концерты, не только Дима Билан и Алсу, но и Алла Пугачева, София Ротару, Олег Газманов. Кто рулит массовой музыкой — спрашивал The New Times


Насладившись сполна постперестроечной свободой материального «низа», того, что ниже пояса, многие начали тосковать по временам, когда главными провозглашались высокие духовные ценности. Но лидеров, способных удовлетворить эту потребность в духовной жизни, сейчас практически нет! И такая ситуация абсолютно устраивает власть, которая и не пытается думать об идеалах, о новых ценностях. Поначалу, правда, все пытались создать национальную идею, но притомились.

Энергия масскульта

Генри Киссинджер — замечательный, умнейший политик — в мемуарах писал о том, что у Америки есть четыре причины, обусловившие ее доминирование на планете. Первой он назвал армию, второй — науку, а третьей — самую влиятельную в мире массовую культуру. И лишь на четвертом месте он назвал американскую экономику… Вот так! И он прав, поскольку массовая музыка — инструмент гигантского политического влияния. В ней заложена огромная энергия, и эта энергия может быть как разрушительной, так и созидательной.

Сталин, считавший, что тот, кто «сегодня играет джаз, завтра Родину продаст», оказался прав. Потому что принятие западных духовных ценностей, проникших вместе с джазом и рок-н-роллом, во многом определило и общую смену ценностей в СССР. Можно сказать, что рок-н-ролл развалил Советский Союз. Но результат получился не совсем таким, как нам представлялось раньше. Истинной свободы в массовой культуре, к которой мы так стремились, не случилось.

Кто определяет вкусы

Советские государственные начальники, отвечавшие за культуру, открыто говорили, что ненавидят эстраду, — я это очень хорошо помню! Пришедшие сегодня им на смену говорят почти то же. Разница в том, что раньше хоть как-то можно было пробиться (например, «литовать» программы с одними песнями, а на концертах исполнять другие), сегодня это практически невозможно. Российским шоубизнесом владеет небольшая группа людей, так или иначе связанных с самым массовым видом искусства сегодня — телевидением. С Первым каналом, «Россией» — с их «фабрикантами» и всевозможными «народными артистами». В результате несколько человек — продюсеров — «рулят» массовой музыкой, пытаются определять вкусы огромной страны. Они «прихватизировали» буквально все: исполнителей, выбор репертуара, рекламу, организацию концертов…

Почву для такого положения создала Дума, потому что именно здесь уже давным-давно должны были принять антимонопольные законы для музиндустрии, как это в 60-е годы сделал американский Конгресс. Тогда могло бы появиться многообразие музыкантов, многообразие стилей, жанров, могло удержаться все то, что стало появляться в 90-е, но потом исчезло. Сегодня музиндустрия — кормушка для пробивных и удачливых, созданная нашими законодателями.

Где зажигаются звезды

У нас люди любят массовую музыку и тоже хотят иметь свободу выбора. Потому сегодня концерты наштампованных «фабрикантов», несмотря на их грандиозный телевизионный пиар, уже не пользуются большим спросом. В СССР были музыкальные фестивали, где получили свою первую профессиональную закалку и стали звездами и кумирами публики Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Сосо Павлиашвили... Многие из тех, кто прошел эту школу, остаются суперзвездами всю свою творческую жизнь. А нынешним талантливым музыкантам мне приходится говорить: «Ребята, вам не светит никуда пробиться, все уже давно схвачено и заплачено…» Притом что российская музиндустрия сегодня так нуждается в разнообразии, в талантах, но находит их по большей части лишь в звездах советской поры.

Бари Алибасов — музыкальный продюсер, заслуженный артист России. В 60-е годы организовал одну из первых рок-команд в СССР — группу «Интеграл». В 80–90-х годах продюсировал группы «НА-НА», DJ Big Bang и Pin C@de. В настоящее время главное детище продюсера — «модернизированная» группа «НА-НА» — работает над новыми альбомами на русском, английском и китайском языках

Гонорары артистов за один концерт на корпоративных вечеринках в Москве и Московской области (длительность — 30–40 минут): Пугачева Алла — от 50 000 у.е. Ротару София — 35 000–45 000 у.е. Билан Дима — 30 000–40 000 у.е. Вайкуле Лайма — 25 000–30 000 у.е. Орбакайте Кристина — 20 000–30 000 у.е. Лещенко Лев — 15 000–20 000 у.е. Пьеха Стас — 8000–13 000 у.е. Гребенщиков Борис — 7000–10 000 у.е. Гребенщиков Михаил — 7000–10 000 у.е. По данным концертных агентств L-Concert, «Айрис PRO», «Звезды XXI века»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.