Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Родное

Защитники Химкинского леса вдохновили жителей Подмосковья на борьбу с вырубкой лесов

10.11.2010 | Перцев Андрей | № 37 от 08 ноября 2010 года

Жители Подмосковья продолжают бороться за лес
Защитники Химкинского леса вдохновили жителей Подм­о­с­­­­­­­­ковья на борьбу с вырубкой лесов. На 14 ноября запланирован крупный митинг в Жуковском, народный сход прошел на днях в Балашихе. Объединяет подмосковных активистов кампания против Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), за строительство которой выступает новый мэр Москвы Сергей Собянин. The New Times следит за развитием событий на фронтах войны за свежий воздух

26-01.jpg

На митинг 14 ноября его организаторы намерены собрать не менее двух тысяч человек. Главное требование: отказ от строительства скоростной трассы к аэродрому Жуковского. «Дорога уничтожит лес! А он у нас последний! Я даже не буду говорить о том, как там красиво, что в лесу растут столетние сосны, что он принадлежит к Мещерской гряде. Лес защищает город от звуков аэродрома и излучения его локаторов», — возмущен активист Валерий Соловьев.

Новая трасса должна соединить аэродром с городом. Здесь, на улице Туполева, уже ведутся подготовительные работы, причем строители ссылаются на разрешения, которые они уже якобы получили в городской мэрии. Зачем нужна эта дорога — чиновники местным жителям объяснить не потрудились. Горожане выдвигают свои объяснения. Во-первых, в Жуковском ежегодно проходит авиасалон «Макс», который посещают и президент, и премьер, а первым лицам негоже ездить по плохой дороге. Во-вторых, в аэропорту должна появиться свободная экономическая зона, и для вывоза грузов тоже нужна магистраль. Экономическую зону местные жители называют не иначе как «новым Черкизоном» — возле аэропорта планируется построить логистические и торговые центры. «На диалог с жителями мэрия идти не хочет, в лучшем случае чиновники присылают отписки на все запросы, — жалуется Соловьев. — Но Жуковский и так стал проходным двором: многотонные фуры постоянно курсируют между промышленным Раменским и Москвой». Немногочисленные поначалу защитники Жуковского леса пользуются все большей и большей поддержкой среди горожан. «Формально заявителем митинга 14 ноября выступает Союз предприятий и работников Жуковского. Его председателя Анатолия Старина уже приглашали в мэрию Жуковского, убеждали перенести митинг на полтора месяца. «Но почему мы должны идти на уступки, ведь нам уступать никто не хочет, — говорит Соловьев. — Строительство дороги затрагивает весь город, так что мы рассчитываем, что люди выйдут протестовать».

Лесной сход

Оптимизм Соловьева объясняется не только успехом химкинской кампании, выходят люди защищать свой лес и в Балашихе. Когда-то Балашиху окружали самостоятельные поселки, со временем преобразованные в городские микрорайоны. Вырубать здесь собираются лес между Николо-Архангельским поселком и поселком дивизии имени Дзержинского. Вырубят под строительство домов, предназначенных для служащих МВД. Местные жители напоминают, что с ними должны были посоветоваться, провести общественные слушания, но слушания в итоге если и прошли, то точно мимо горожан — стройки уже вовсю наступают на лесной массив. «В одном из документов в ответ на наши запросы нам указали, что слушания якобы уже прошли», — возмущается балашихинский активист Илья Порвин.

Против уничтожения леса выступило уже более 500 жителей, которые 31 октября вышли на стихийный народный сход. Они потребовали отказаться от стройки и начали собирать подписи под обращением к президенту Медведеву. «Сход прошел мирно, неподалеку стояли три автобуса с ОМОНом, — вспоминает Порвин. — А меня теперь хотят привлечь к ответственности, правда, непонятно пока, к какой и за что». Активист признается, что организовать жителей на протест не так просто: «Пока петух жареный не клюнет, то есть строительные заборы не поднимутся, мало кто готов подняться. Но активистов становится все больше и больше. Мы уже присоединились к защитникам Химкинского леса, к «Экообороне», ездим на совместные пикеты. Надо противостоять уничтожению лесов! Дышать же как-то нужно!»

ЦКАДская петля

Объединить локальные экологические движения Подмосковья может кампания против строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), которую чиновники уже объявили элексиром спасения от пробок. «Это большая стройка, на которую мы должны вместе всеми силами навалиться, потому что в ней перспектива развития транспортного движения в Московском узле в целом», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Его поддержал член Общественной палаты, завкафедрой правления территориальным развитием Академии народного хозяйства Вячеслав Глазычев. По его мнению, ЦКАД — один из немногих рациональных проектов в сфере дорожного строительства в столичном регионе.

Экологи убеждены в обратном. Защитники Химкинского леса с самого начала уверяли, что прокладка участка трассы Москва — Санкт-Петербург через лес станет пробным камнем для строительства ЦКАД. Сейчас они готовят обращение к президенту Медведеву, в котором просят не допустить строительства нового кольца, после заявлений Собянина никто из них не сомневается в том, что за эту стройку века примутся в самом ближайшем будущем. В ФГУ «Главгосэкспертиза России» с просьбой дать отрицательное заключение на проект строительства ЦКАД уже обратились представители Greenpeace, WWF, движений в защиту Химкинского леса и Байкала. Экологов поддержали члены-корреспонденты РАН Алексей Яблоков и Виктор Данилов-Данильян. «ЦКАД на 40% пройдет по лесам Подмосковья, которые и так страдают от антропогенного воздействия. По нашим расчетам, в результате строительства трассы леса сократятся на 100 тыс. гектаров», — объясняет Алексей Яблоков. По его словам, легкие Москвы будут уничтожены и образуется огромный мегаполис без единого зеленого просвета. «Это будет дорога ниоткуда в никуда. Образовавшаяся агломерация диаметром 120 километров вместо нынешних 40 (диаметр Московской кольцевой автодороги) просто не будет «проветриваться», — считает руководитель лесного проекта Гринпис Алексей Ярошенко. К решению транспортных проблем, по мнению критиков проекта, строительство ЦКАД имеет весьма отдаленное отношение. «Магистраль строится не вдоль основных направлений движения транспорта, а поперек. Московские пробки останутся на месте, но чтобы объехать их по ЦКАД, придется делать слишком большой крюк», — говорит Ярошенко.

Выходом могло бы стать, например, строительство дублеров основных магистралей. Дорого? Но прокладка ЦКАД, по данным научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, обойдется в $20–25 млрд, что в 1,2–1,5 раза превышает все дорожные затраты бюджета страны. «Это коррупционный проект, отмычка для планов губернатора Московской области Бориса Громова для застройки лесозащитного комплекса Подмосковья, последствия будут необратимыми», — заявляет лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова. По ее мнению, протест против ЦКАД сможет объединить всех активистов Подмосковья: экологов, дачников, по чьим землям пройдет дорога, просто неравнодушных людей. Активисты из других городов придерживаются того же мнения. «Пока мы, как пираньи, действуем небольшими стайками, большого эффекта от протестов не будет, — улыбается защитник Николо-Архангельского леса Илья Порвин. — Пора собираться в большую акулу».

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.