#Деньги

#Суд и тюрьма

Свободное падение. Экономики

16.02.2009 | Докучаев Дмитрий | №06 от 16.02.09

Аналитики Медведева против аналитиков Путина

«В программе намеченных антикризисных мер неизбежны изменения», — считают специалисты Института современного развития (его попечительский совет возглавляет президент Медведев). Об этом говорится в докладе «Экономический кризис в России: экспертный взгляд». Из его текста следует: масштабы кризиса гораздо шире, чем представляется правительству. При этом очевидно: в стране нет единого антикризисного центра, а взгляды Кремля и Белого дома на ситуацию в стране серьезно расходятся. The New Times внимательно прочитал доклад и выбрал то, что показалось особенно важным

Антикризисные меры, говорится в докладе, выглядят пока достаточно абстрактно. По известной российской традиции это скорее направления, а не дороги.

О мерах

Предусмотрено плавное повышение тарифов на газ в 2009 году: 5% — с 1 января, 7% — с 1 апреля, 7% — с 1 июля, 6,2% — с 1 октября. Среднегодовой рост регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки в 2009 году ограничен 12,4%, на тепловую энергию — 18%.

Поддержание ликвидности банковского сектора: к концу 2009-го объем ресурсов, направляемых на субординированные кредиты, беззалоговые аукционы и санацию банков, составит 11,2 — 11,5% ВВП (до 4,7 трлн рублей).

Установлены лимит на предоставление госгарантий (до 300 млрд рублей), объем дополнительной поддержки малого бизнеса (госбюджет — 10,5 млрд рублей и ВЭБ — 30 млрд рублей), а также дополнительной капитализации Росагролизинга (25 млрд рублей) и Россельхозбанка (45 млрд рублей). Все остальные регулятивные предпосылки годового прогноза сформулированы на «вербальном уровне».

О цене вопроса

В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн рублей. Эта сумма формируется из средств федерального бюджета (около 3 трлн рублей), резервных фондов (более 2 трлн рублей) и Центрального банка (почти 4,6 трлн рублей).

Показательна предварительная оценка платежного баланса РФ за 2008 год, опубликованная Банком России. Утечка капитала за IV квартал 2008 года достигла $130,5 млрд, отток за декабрь — $50 млрд. С начала публикации данного показателя в 1994 году это — абсолютный максимум.

С точки зрения привлечения зарубежных капиталов экономика вернулась минимум в 2006 год. По итогам прошлого года банки сократили привлечение капитала в 7,9 раза, нефинансовый сектор — в 1,6 раза. Прямое следствие этого — необходимость корректировки параметров уже принятого бюджета–2009. Этих примеров достаточно для вывода о том, что в программе намеченных антикризисных регулятивных мер неизбежны изменения.

О рисках

Во-первых, возник риск выхолащивания содержания антикризисных мер. Это уже заметно на фондовом рынке, где доминируют госброкеры (на долю ВЭБ в отдельные торговые сессии на российских фондовых биржах приходится до трети всего оборота), и в целом в банковской сфере: чистые убытки российских банков достигли 1 декабря 2008 года 85 млрд рублей (с начала 2008 года убытки выросли в 85 раз).

Во-вторых, риск перераспределения собственности (вполне естественный в кризисные времена) в наших условиях обретает дополнительную нагрузку: опасность нарушения фундаментального баланса между государством и рыночной экономикой, когда частная собственность становится неравноправной и дискриминируемой по отношению к госсобственности. И это, увы, не теоретические упражнения, а экстраполяция планов «зайти» в капитал частных компаний напрямую или через покупки их ценных бумаг.

В-третьих, усиление роли госсобственности — одна из доминирующих тенденций 2000-х годов. К началу 2008 года государство сконцентрировало не менее 40–45% акций российских компаний. По оценкам экспертов, в ходе исполнения антикризисной программы эта доля может возрасти еще на 9–10%.

О курсе национальной валюты

Потратив в августе —ноябре 2008 года на поддержание курса рубля около $100 млрд, с 11 ноября Банк России был вынужден приступить к «плавному» ослаблению национальной валюты путем постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. В ноябре — декабре 2008 года этот коридор изменялся 16 раз, в январе 2009 года — 9 раз. В итоге по состоянию на 21 января 2008 года и по отношению к максимуму, зафиксированному в июле 2008 года, курс рубля к доллару снизился на 44,5%, к евро — на 17,5%, к корзине валют — на 29,2%. Заметно сократились и международные резервы РФ — на треть по сравнению с рекордной величиной $598,1 млрд, достигнутой 8 августа 2008 года. По оценке главы Центробанка Сергея Игнатьева, на 20 января 2009 года объем международных резервов составил $397,5 млрд.

О плавной девальвации рубля

Следовать выбранной линии поведения ЦБ придется в непростых обстоятельствах. Вопервых, побочным результатом стал рост рублевой стоимости внешних корпоративных долгов более чем на 20%, что означает дополнительные издержки для российских заемщиков в размере 250 млрд рублей. Вовторых, весьма вероятно, что в течение нескольких месяцев рубль будет колебаться вокруг нынешних значений, но он может и заметно укрепиться.

О структурном дисбалансе

Не просматривается решение первоочередной структурной проблемы — ликвидации нарастающего разрыва между объемом кредитов и сбережениями нефинансового сектора. По оценке Центра стратегических исследований Банка Москвы, этот дисбаланс составлял: на 1 октября 2008-го — 3,8 трлн рублей, на 1 ноября 2008-го — уже 4,6 трлн рублей (что превышает весь капитал банковской системы на 1,1 трлн рублей). Инерционный прогноз на 2009 год дает углубление «кредитной ямы» еще на 3 трлн рублей. Очевидно, будет увеличиваться и банковская задолженность населения (на 1 ноября 2008 года — 78% всех банковских сбережений). Принципиальный вопрос: где взять пассивы для банков, то есть привлеченные средства, необходимые для последующего кредитования экономики?

О налоговой политике

При всех ограниченных возможностях инструментов налоговой политики для их применения в условиях кризиса есть определенные резервы. Обременение бизнеса (особенно с учетом рецессии в промышленности и спада инвестиционного и потребительского спроса) остается высоким: с каждого рубля предприниматели отдают государству 29 копеек, а нефтяники — до 63 копеек.

О положении в регионах

Среди регионов в наиболее тревожном положении оказались Челябинская, Свердловская, Новосибирская, Самарская, Воронежская, Вологодская области, Пермский и Приморский края. В случае если складывающиеся тенденции будут развиваться, в этих регионах уровень общей безработицы достигнет 40–50%, а в ряде моногородов — и более высоких показателей.

О поддержке занятости

На мероприятия по поддержке занятости в федеральном бюджете на 2009 год выделено 54 млрд рублей. Расчеты показывают, что этих денег хватит на ежемесячную выплату максимально возможного пособия по безработице в течение года для 918 тыс. человек. Уже сейчас можно сделать вывод о том, что при самых оптимистических прогнозах роста числа зарегистрированных безработных (по оценкам Минздравсоцразвития, эта цифра в течение года возрастет с 1,5 до 2–2,5 млн человек) выделенных ресурсов не хватит.

Вывод

Сегодня главная проблема в экономической политике состоит в отсутствии единой антикризисной политики.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.